Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2007

Вместе с психологом

Испытание учебой

Учеба и получение новых знаний могут приносить радость. Особенно когда все получается, учителя ставят хорошие отметки, а родители хвалят за успехи. Однако не у всех так. Для кого-то учеба становится тяжким испытанием, непосильной задачей, источником трудностей и неприятностей. Как помочь таким школьникам?

Трудности с учебой – одна из самых частых причин обращения родителей и школьников к психологам. Некоторые дети уже в начальной школе попадают в категорию неуспевающих, у других трудности возникают при переходе из начальной школы в среднюю.
В чем причины школьной неуспешности у самых маленьких учеников – первоклашек?
В психологии есть понятие школьной готовности. Это такой уровень развития способностей и здоровья ребенка, когда школьный режим, нагрузки и требования будут ребенку по силам, не повредят его физическому и психическому здоровью.
Если ребенок часто отвлекается, у него не развито внимание, он неусидчив и играть ему нравится гораздо больше, чем учиться, – возможно, в школу ему идти рановато. Трудностей могут добавлять некоторые индивидуальные особенности ребенка – медлительность или гиперактивность, застенчивость или тревожность… Семейное неблагополучие также влияет на эмоциональный фон ребенка и сказывается на учебе. Факторами риска школьной незрелости являются ослабленное здоровье, неврологические нарушения, педагогическая запущенность. Очень важно грамотно оценить состояние школьной готовности ребенка (возможно, с помощью специалиста-психолога): ведь именно в первые годы обучения закладывается его интерес к учебе. И именно в начальной школе ребенок больше всего нуждается в положительной оценке своей деятельности как со стороны учителей, так и со стороны родителей. Он должен знать о себе: «Я способный. Учителя и родители мной довольны. У меня все получится!».
Отсюда вывод: в начальных классах школа и учитель должны быть такими, чтобы ребенок мог хорошо учиться и получать похвалу педагога. И обязательно при поддержке родителей.
Часто от родителей или от педагогов можно слышать о ком-то из учеников: «способный, но ленивый», «если захочет, то сможет». Только «он» не хочет, ему лень, неинтересно учиться. В чем тут дело?
Действительно, есть дети, которым явно не хватает ответственности за процесс и результаты своей учебы. В такой семье родитель часто полностью берет на себя ответственность за приготовление ребенком уроков, постоянно присут­ствует рядом, указывает, что и как надо делать, много критикует. Или, устав бороться, решает за ребенка трудную задачку, пишет расписание в дневник…
Конечно, на первых порах, когда ребенок только привыкает к школьному обучению, он может нуждаться в родителе при выполнении домашних заданий. Но в дальнейшем (и чем раньше, тем лучше) необходимо передать ребенку ответственность за приготовление уроков (подтекст: «с тобой все в порядке, ты с этим вполне справишься»). Однако родитель при этом не устраняется, он готов помогать, если возникает такая необходимость. Тогда есть вероятность, что ребенок будет ответственно относиться к учебе и получать от нее удовольствие.
Дети, у которых все складывалось благополучно на протяжении первых лет обучения, гораздо больше уверены в том, что они и дальше будут успешными.
И тем не менее замечено, что в средних классах неуспевающих учеников становится больше. Существует так называемая «проблема пятых классов»: на этом рубеже очевидно стойкое неблагополучие некоторой части учащихся. Это связано не только с усложнением материала, как принято думать. Дело в том, что практически любой дошкольник действительно хочет пойти в школу – это закономерная ступень его развития, новый почетный статус: «я уже школьник». В этом возрасте ведущая деятельность совпадает с задачами школьного обучения – активно развивается познавательная сфера ребенка. К среднему школьному возрасту картина меняется: ведущая деятельность подростков – межлично­стное общение. Подростку важно устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, важно быть признанным. И если невозможно добиться успеха в учебе, спорте, общественной жизни, то могут начаться нарушения дисциплины, хулиганство, прогулы (подросток действует по принципу «лучше быть плохим, чем никаким»).
Такие подростки – «трудные», неуспевающие, вызывающие неприязнь своими поступками – должны попасть под эмоциональное влияние тех, кто в них искренне заинтересован. Учителя часто стоят «над» ребенком, не снисходя до эмоционального контакта. А если мы начинаем верить, что, несмотря на прошлые неудачи, подросток может добиться успеха в настоящем и будущем, тогда у нас появляется шанс. Хорошо, когда и учителя, и родители видят в детях прежде всего не недостатки, а потенциальные возможности.
Порой бывает так, что подросток не хочет ходить в школу не из-за того, что ему трудно учиться, а по причине несложившихся отношений с одноклассниками.
Действительно, подросток уже «перерос» рамки своей семьи, он ищет новый круг общения и новый пример для подражания – в первую очередь среди сверстников. И ему важно не просто быть вместе с другими, но и получить в коллективе свой статус – «лидер», «хороший товарищ», «авторитет» в каком-либо деле.
Нелегко построить отношения с окружающими и влиться в коллектив эгоцентричным подросткам, «зацикленным» на себе, не умеющим увидеть в сверстнике личность со своими интересами и потребностями. Трудно приходится и тем, кто по характеру раним, застенчив, не умеет дать отпор. Таким подросткам можно посоветовать развивать в себе уверенность, повышать самооценку, учиться навыкам общения. Овладевать новым поведением можно и самостоятельно, и, например, в психологической группе.
Как вести себя родителям детей, испытывающих трудности в общении со сверстниками? Если у подростка конфликт или его задевают одноклассники, здесь не подойдут утешения: «Не обращай внимания», «Не принимай близко к сердцу», – ему потому и плохо, что не обращать внимание невозможно. Не стоит искать в ситуации виноватого: если мы решим, что виноват ребенок, то мы лишь усугубим ситуацию, создадим ощущение, что его даже дома не понимают; если обвиним во всем других детей, то еще больше отдалим ребенка от сверстников, «замкнем» его на себе и своих переживаниях. Если ребенок, подросток сильно расстроен, даже плачет, в первую очередь надо его выслушать и не спешить с советами. Необходимо просто побыть рядом, поддержать, дать понять, что вы действительно сопереживаете («Я понимаю, это обидно», «Грустно, что с тобой произошла такая история», «Я бы тоже разозлилась»). А потом, когда эмоции поутихнут, попробовать все-таки разобраться, что можно сделать в этой ситуации, причем дать возможность подростку самому подумать над разными вариантами.
Важно помнить: дети, даже если они «уже» подростки, все равно нуждаются в родительской поддержке.

Что делать, если ваш ребенок…

…сильно расстроен, злится, обижается?

Ребенок (а тем более подросток) – существо чувствительное. Как быть, если он расстроен, обижен, разозлен, потерпел неудачу? Как самому сохранить спокойствие и помочь ребенку справиться с захлестнувшими его эмоциями?

Дочь. Не пойду больше в школу!
Мама. Как это «не пойду»? Не успела начать учиться – и уже «не пойду»!
Дочь. Не пойду, там противно!
Мама. Не выдумывай! Все ходят, и ты пойдешь. Если вырастешь неучем, будешь работать дворником.
Дочь. Ну и пусть.
Мама. Что за наказание! У всех дети как дети, а у меня…

Избежать неправильной реакции (угроз, нравоучений, обвинений) можно с помощью приема активного слушания.

Дочь (бросая портфель, со злостью). Не пойду больше в школу!
Мама (после паузы, поворачиваясь лицом к ребенку, глядя в глаза). Тебе больше не хочется ходить в школу…
Дочь (с грустью). Не хочется, там противно.
Мама (после паузы, в утвердительной форме обозначает чувство, испытываемое ребенком). Я вижу, ты чем-то расстроена.
Дочь. Да, там дети злые!
Мама. Похоже, ты с кем-то поссорилась.
Дочь. Да, меня на переменке одна девочка толкнула, я чуть не упала. А учительница сказала, что это я виновата!
Мама. Грустно, когда случаются неприятности. Я понимаю тебя.
Дочь. И вообще учиться трудно.
Мама. Думаю, что ты справишься. Если есть какие-то трудности, я могу помочь тебе.
Дочь. Я пойду уроки делать, а если что-то не получится, то тебя позову.

Основные правила активного слушания:
•Повернуться лицом к ребенку. Глаза на одном уровне.
•Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.
•Держать паузу, давая ребенку время на обдумывание.
•Обозначать чувства, испытываемые ребенком.

Результаты применения активного слушания:
•Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребенка.
•Убедившись, что взрослый готов слушать, ребенок рассказывает о себе все больше.
•Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
•Ребенок тоже начинает нас слушать и слышать.
•Мы действительно начинаем лучше понимать своих детей.

Активное слушание – это не способ добиться чего-то от ребенка, а просто путь к установлению лучшего контакта, способ показать ребенку, что мы его понимаем.


Что делать, если ваш ребенок…

…требует оплаты школьных успехов и домашних обязанностей?

В некоторых семьях детям дают деньги за хорошие отметки, полученные в школе, или за выполнение некоторых домашних дел. Многих родителей волнует вопрос: можно ли оплачивать детский труд и каковы последствия привычки к денежным поощрениям?

Положительные последствия денежных поощрений:
•Ребенок действительно начинает выполнять ту работу, за которую ему платят.
•Ребенок может захотеть получать хорошие отметки.

Психологи не рекомендуют оплачивать оценки и помощь по дому: денежные стимулы, как правило, снижают желание человека делать что-то «просто так». Уменьшаются познавательная активность, стремление к знаниям и внутренняя ответственность за свою часть работы по дому.

Отрицательные последствия денежных поощрений:
•Интерес к учебе или осознание необходимости помощи по дому может подмениться исключительно стремлением к деньгам.
•Привыкшие к денежным вознаграждениям дети будут требовать оплаты за любой шаг, предпринятый по хозяйству.
•Дети, воспитанные на денежных поощрениях, могут в будущем попасть в зависимость от величины оплаты за свой труд. Финансовое вознаграждение окажется важнее собственного достоинства, совести и нравственных норм.
•Денежные вознаграждения за хорошую учебу делают учеников зависимыми от школьных оценок. Уменьшается творческая активность ребенка из-за опасения сделать ошибку и получить низкую оценку. Кроме того, школьные оценки не всегда отражают реальный уровень знаний учеников.

Юлия Корчагина ,
психолог, кандидат психологических наук