Первое сентября в нашей стране – традиционное начало нового учебного года, а для первоклассников и вовсе первый день новой жизни. Конечно, начало школьного обучения даже для тех, кто ходил до этого в детский садик, – волнующий момент. Все по-другому, все не так, как было. Родители переживают: как сложатся отношения с учительницей, с одноклассниками? Справится ли со школьными нагрузками? Сумеет ли сам, без помощи взрослых, выполнять домашние задания? Что будет делать после школы, в свободное время? Даже в традиционном обращении учителей к первоклассникам всегда звучит фраза: «С сегодняшнего дня вы не просто мальчики и девочки, вы – ученики». Так что каждый, поступивший в школу с первого сентября, не просто ребенок, он – школьник, ученик, человек, у которого есть определенные обязанности, положение в обществе, взгляды, мнения. Школа с первых дней ставит перед учеником многие задачи, не связанные непосредственно с его предшествующим опытом, требует мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических возможностей. А возможности эти индивидуальные, у каждого свои, особенные.
Ко всему надо привыкнуть, приспособиться, адаптироваться. Это сложно и для родителей, и для детей, и для учителей даже с солидным опытом. В чем эти сложности, чем они вызваны? Почему одним детям начало школьной жизни дается относительно легко, а другим приходится очень трудно?
Когда специалисты говорят о проблемах адаптации к школе, они рассматривают разные стороны этого сложного процесса. Педагоги и психологи чаще всего указывают на проблемы социально-психологической адаптации. А физиологи в первую очередь обращают внимание на физиологическую зрелость организма и возможности тех функциональных систем, которые испытывают наибольшие нагрузки, вызванные регулярным обучением. Это и уровень функционального развития организма, и состояние здоровья ребенка, и нагрузки, предъявляемые школой и родителями ученика. Самые обычные виды деятельности школьника требуют заметного напряжения физиологических систем. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает почти наполовину, а во время ответа у доски или контрольной работы пульс учащается на 15–30 ударов, систолическое давление повышается на 15–30 мм рт. ст., изменяются биохимические показатели крови. Конечно, такие реакции со стороны физиологических систем для организма не новость, но раньше они не были регулярными и не сопровождались особыми психологическими переживаниями.
Поэтому сначала, первые две-три недели, организм реагирует очень бурно и значительному напряжению подвергаются практически все его системы. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение потребуется от каждой системы, тем больше ресурсов израсходует организм. За это организм ребенка платит очень высокую цену – тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет». Постепенно, методом проб и ошибок организм находит какие-то рациональные варианты реакций, эта цена снижается, напряжение начинает спадать. Через 5–6 недель наступает период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее приемлемые варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Чем менее готов организм ребенка к такому изменению режима жизни и деятельности, тем дольше и труднее проходит приспособление. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке обычно заканчивается на 5–6-й неделях обучения, для первоклассников весь год можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма. Однако индивидуальные возможности, способности, особенности вносят свои коррективы. И если возможности детского организма ниже среднего для таких детей уровня, то длительное функциональное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут привести к срыву адаптации и нарушению здоровья.
И только ли в том дело, что ребенок стал учиться в школе? Причин здесь немало, и искать их надо и в самом ребенке, и в родителях, и в учителях. Часть ответов на вопрос «почему?» лежит в сфере физиологии и зависит прежде всего от того, достаточно ли зрел организм ребенка, чтобы начать регулярное обучение. Нормальным для начала обучения в школе сегодня считается календарный возраст 6,5 года. С одной стороны, порой родители спешат, полагая, что чем раньше начнет учиться ребенок, тем больше у него перспектив в жизни. С другой стороны, и это главное, ровесники могут существенно различаться по темпам своего биологического развития в зависимости от климатогеографической зоны проживания и их самих, и многих поколений предков, что закреплено в их генотипе, а также ряда социальных и экономических условий. Расхождение биологического и паспортного возраста может составлять в этот период от 0,5 до 1,5 года.
Исследования последних лет показывают, что перед поступлением в школу у многих детей имеются признаки незрелости функциональных систем, которые важны для успешного обучения:
— 40–60% детей имеют несформированность механизмов регуляции деятельности;
— до 60% детей – несформированность или нарушения речевого развития;
— до 30–35% детей – несформированность мелкой моторики и графических умений;
— до 50% детей – несформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия;
— более 70% детей имеют те или иные нарушения физического здоровья и более 20% – пограничные нарушения психического здоровья.
У трети «не готовых» детей уже в начале года отмечаются неудовлетворительная реакция на нагрузку сердечно-сосудистой системы, потеря массы тела; они много болеют, пропускают уроки, а значит, еще больше отстают. Очень важен вопрос о времени наступления школьной зрелости и связи его с периодами индивидуального развития. Есть немало тестов, с помощью которых оценивается наличие определенных характеристик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях ребенка обучаться в условиях современной школы. В качестве одного из основных показателей физического развития часто используется так называемый «филиппинский тест» (оценка способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). Этот простейший тест основан на том, что школьная зрелость наступает, как правило, одновременно с «полуростовым скачком» – резким увеличением интенсивности роста длины конечностей (в первую очередь рук). Легко видимый «на глаз» полуростовый скачок указывает, что в организме происходят сопровождающие его преобразования вегетативной регуляции, созревание высших корковых функций мозга, формирование индивидуально-типологических свойств организма и личности.
Дело в том, что в возрасте 5–6–7 лет происходят глубокие изменения, во многом меняющие физиологические возможности растущего организма. Исследования ученых показали, что эти изменения касаются прежде всего наиболее глубоких, базисных характеристик, связанных с энергетикой различных тканей организма и со значительными изменениями интенсивности окислительного метаболизма. Например, уровень обмена веществ в покое до ростового скачка составляет 1,81 ккал/кг в час. Такое значение намного превышает расчетную величину, которую должен иметь взрослый организм с такой же массой тела (1,36 ккал/кг в час). Изменение этого и других физиологических показателей свидетельствует, что у ребенка возрастают возможности относительно длительной физической деятельности, а в этом и состоит основная суть наступления школьной зрелости. Положение становится еще более ясным, если учесть, что нервные клетки теперь также получают более «эффективное топливо» для работы мозга, что создает усиление возможности устойчивой умственной деятельности – механизмов, обеспечивающих активное внимание, столь необходимое для успешной учебы в школе.
К 6–7 годам мозговые процессы, обеспечивающие зрительное восприятие, приобретают значительную индивидуальность за счет начавшегося накопления индивидуального опыта. Узнавание объектов осуществляется уже на основе выделения какого-либо сложного признака, оно требует времени и зависит от количества различаемых изображений. Механизмы распознавания связаны с вырабатываемыми в ходе индивидуального опыта внутренними эталонами. За счет тренировки время распознавания сокращается и перестает зависеть от количества стимулов в наборе (например, сложности картинки). На протяжении дошкольного возраста возможности ознакомления ребенка с внешним миром значительно расширяются, поскольку физиологические механизмы, лежащие в основе информационных процессов, выходят на качественно иной уровень развития.
С формированием функции восприятия окружающего мира тесно связано и развитие внимания. У четырехлетних детей внимание привлекает прежде всего все новое, что вызывает интерес и выражается в бесконечных «почему?». В момент первого наблюдения чего-то интересного, как и во время рисования, эмоционального общения с родителями и т.п., клетки мозга работают ритмично (так называемый «тета-ритм»), а ребенок испытывает ощущение радости, удовольствия. Удовольствие является важным фактором развития психической жизни и деятельности ребенка, оказывая стимулирующий эффект, который организм стремится максимизировать. То есть удовольствие от познания становится для ребенка в этом возрасте мощнейшим стимулом нового познания. Если система восприятия еще не созрела, ребенку трудно распознавать сложные изображения, не имеющие аналогов в его индивидуальном опыте. При показе незнакомых абстрактных объектов дети ограничиваются их беглым осмотром и общим впечатлением. В более старшем возрасте к предпочтению новизны добавляется и стремление к разнообразию. Созревание мозга обеспечивает возможность интересоваться более сложными признаками, а это, в свою очередь, помогает более глубокому и полному описанию и опознанию. Благодаря развитию мозга в этот период быстро нарастает и объем внимания.
Обычно 6-летний ребенок уже способен оперировать большим набором признаков и более глубоко воспринимать разнообразные предметы. Создаются условия для формирования новой системы анализа информации, расширяется сфера внимания. Внимание может быть направлено не только на стимулы, обладающие непосредственной привлекательностью, но и на более абстрактные, отвлеченные характеристики среды, ее информационный компонент. Мир ребенка становится неизмеримо сложнее, его индивидуальный опыт позволяет вырабатывать новые эталоны, которые потребуются для анализа совершенно новых, абстрактных стимулов. Вот теперь ребенок уже готов учиться всерьез.
В старшем дошкольном возрасте у детей появляется и постепенно развивается еще одна школьнозначимая возможность – произвольная регуляция деятельности по внешней инструкции (например, по заданию учителя). 3–4-летние дети, даже правильно повторяя инструкцию, еще не могут организовать свою деятельность в соответствии с ней. Начиная с 4–5-летнего возраста отмечается улучшение способности к организации деятельности, но в полной мере рациональные стратегии деятельности вырабатываются лишь в период от 7 до 9 лет.
Однако правильно выполненные тесты «школьной зрелости» – необходимое, но еще недостаточное условие отсутствия проблем у первоклассников. Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Судить о благополучной адаптации детей к школе можно по характеру изменения работоспособности и ее улучшению на протяжении первых месяцев обучения, отсутствию выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хорошему усвоению программного материала, а также адекватному поведению, установлению контактов с учащимися, учителем, овладению навыками учебной деятельности. Тяжелее всех адаптируются те дети, у которых неблагоприятно протекал период новорожденности, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями и особенно имеющие расстройства нервно-психической сферы.
За внешним «плохим» поведением ребенка могут стоять самые разные причины. Так могут вести себя дети, нуждающиеся в специальном лечении, имеющие нарушения психоневрологической сферы, но это могут быть и не готовые к обучению, например, выросшие в неблагополучных семейных условиях. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Дети становятся «отверженными». Но это порождает и реакцию протеста: они «задираются» на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь хотя бы таким образом обратить на себя внимание. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения и не попытаться скорректировать затруднения, то итогом может оказаться срыв адаптации, неблагоприятно отражающийся на состоянии здоровья, а тогда стойкое нарушение эмоционального состояния может перейти в нервно-психическую патологию. Кроме того, плохое поведение – это еще и сигнал тревоги, который могут подавать просто «перегруженные» дети, не справляющиеся с дополнительными нагрузками. Это важный признак, требующий внимания родителей и педагогов. Одним из главных условий, на которые нужно обращать внимание, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным возможностям первоклассников.
|