Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №/


C.M. Зайцев

Семейная медицинская энциклопедия

Минск: Книжный двор, 2005. – С. 832

Книга из серии «Домашний справочник» написана профессиональным врачом, известным популяризатором медицинских знаний.
Готовя ее, автор поставил цель: создать такой энциклопедический справочник, который дал бы возможность каждому читателю пусть на элементарном уровне, но достаточно грамотно разбираться в медицинской терминологии, понятиях, получить общее представление о наиболее распространенных заболеваниях, их субъективных и объективных признаках; позволил бы ориентироваться в лекарственных препаратах, простейших лечебных процедурах и методах лечения.
Конечно, в любом случае ставить диагноз и определять лечение должен врач. В то же время «Семейная медицинская энциклопедия» позволяет вовремя и правильно оказать первую помощь и, что немаловажно, сократить период от начала заболевания до обращения именно к тому специалисту, который должен назначить адекватное лечение.
Книга построена по алфавиту, начиная с понятия «Аббревиатура в медицине» до статьи «Ячмень». Расшифрованы наиболее распространенные медицинские термины. Например, «абдоминальный», «адаптация», «анкилоз», «биопсия», «габитус», «дистония», «жизненная емкость легких», «ирригоскопия» и многие другие. В содержание книги включено описание и некоторых лекарственных средств, таких, как: ависан, аминазин, анальгин, бруфен, галазолин, гидрокортизоновая мазь, инсулин, либексин, супрастин и т.д.
Напрашивается, однако, вопрос, какими принципами руководствовался автор, включая в алфавитный указатель одни препараты и не включая другие, более современные и употребляемые (к тому же в текстах к отдельным заболеваниям и симптомам в разделе «Лечение» перечисляется несравнимо большее количество лекарственных средств различных фармакологических групп).
Что касается заболеваний, о которых даются сведения в «Семейной медицинской энциклопедии», они представлены достаточно широко: сердечно-сосудистые, органов дыхания, желудочно-кишечные, глазные, суставные, хирургические, инфекционные, гинекологические, мочеполовой системы, крови и органов кроветворения, эндо­кринной системы и др. Уделяется внимание ушибам, переломам, ожогам, обморожениям, укусам и иным травмам.
При описании заболевания читатель получает представление о его возможных причинах, этапах развития, основных симптомах, лечении медикаментозными средствами, методами народной медицины, а также о профилактических мерах. Выделяются особенности возникновения, проявлений и лечения тех или иных болезней в детском возрасте.
Автор сообщает, помимо того, немало самых разнообразных общих полезных сведений: об инкубационном периоде при различных инфекциях; о нормальных показателях веса тела для мальчиков и девочек разного возраста; приводит нормальные данные состава желудочного и панкреатического сока, анализа мочи, микроскопического исследования мочевого осадка, состава слюны, спинномозговой жидкости, химических элементов, входящих в состав тела человека (при этом почему-то нет нормальных параметров клинического и биохимического анализов крови).
При описании различных травм мы получаем четкие рекомендации по оказанию первой помощи пострадавшему, причем автор останавливается на особом характере ее в случаях, если по­страдал ребенок.
Книга написана языком, понятным любому читателю без специального медицинского образования. Помимо построенного по алфавиту «Содержания», в книге есть отдельные указатели к разделам «Термины и понятия», «Заболевания» и «Лекарственные средства».
Энциклопедия может быть полезна самому широкому кругу читателей.

 

 

В.Д. Трошин

Нервные заболевания детей и подростков. Профилактика и методы лечения

М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 239 (Семейный доктор)

Напряженный ритм жизни в современном обществе, все возрастающий объем информации приводят к частым срывам нервно-психической деятельности. Особенно это угрожает детям, нервная система которых еще не созрела.
Профессор, доктор медицинских наук, известный невропатолог рассказывает, какие нервные заболевания могут развиваться у ребенка начиная с внутриутробного периода и как они способны отразиться на его здоровье впоследствии. Кратко останавливаясь на строении и работе головного мозга и методах исследования нервной системы, автор подробно рассказывает об основных факторах риска развития нервных заболеваний.
Вы узнаете, как влияет алкоголизм родителей на потомство: исследуя тысячи умственно отсталых детей, ученые установили, что около 50% из них имели отца-алкоголика, 6–7% – мать-алкоголичку, у 6,5% детей оба родителя страдали алкоголизмом и 5,5% были зачаты в состоянии опьянения. Опасно также спиртное для беременной женщины, особенно в первые 7–9 недель. На плод могут влиять многие лекарственные вещества, например, используемые с попыткой прервать беременность (хинин), а также антибиотики, сульфаниламиды, гормоны и снотворные при многократном приеме. Отрицательно сказываются и неполноценное питание, инфекции, наследственные болезни. Причинами поражений нервной системы в детском возрасте могут быть внутричерепная травма, отрицательные психоэмоциональные факторы в раннем детстве, курение в семье; в более старшем возрасте – курение его самого, а также потребление алкоголя.
Из нервно-психических расстройств у детей чаще всего встречаются функциональные, в том числе так называемая «детская нервность»; среди ее проявлений – расстройства сна, ночные страхи, снохождение, проблемы, связанные с приемом пищи.
Распространенным расстрой­ством, нарушающим функцию речи, является заикание, в России оно встречается с частотой 1,2%. Возникает чаще всего в возрасте 3–5 лет, однако может начаться и раньше, и позже, что зависит от различных условий. Автор подробно рассказывает о причинах, диагностике, профилактике и лечении заикания.
Нередко у детей встречаются тики – внезапные отрывистые по­вторяющиеся движения, в которые вовлекаются отдельные группы мышц; другая частая патология – энурез. Еще Авиценна описал энурез у детей, но, несмотря на давность этой проблемы, в ней до сих пор много неясного.
В 11–12 лет начинается новый возрастной период: дети становятся подростками. В это время возможны неврозы, особенно неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний, обмороки. В детском возрасте довольно часты различные судороги. У детей раннего возраста они обычно обусловлены неблагоприятными внешними воздействиями (отрицательные эмоции), повышением температуры. Иногда судороги – признак эпилепсии.
В книге рассказывается и о ДЦП (детском церебральном параличе) – заболевании мозга, развивающемся в период внутриутробного созревания, во время родов, в период новорожденности и проявляющемся разными формами двигательных, психических и речевых нарушений. Узнаете вы и о МДМ – минимальной дис­функции мозга, которую обнаруживают у 20% детей. При высоком интеллектуальном уровне эти дети имеют гамму функциональных расстройств, затрудняющих их воспитание, обучение и поведение. Причиной развития МДМ часто бывает недоношенность в сочетании с неблагоприятными условиями окружающей среды.
Вы прочтете о «перинатальной нейропсихопрофилактике» – не новой, а хорошо забытой, старой как мир проблеме, которой занимались еще в Древнем Китае и Древней Индии и вновь стали активно разрабатывать в последние годы. Узнаете также, что такое «психолого-педагогическая реабилитация».