По различным оценкам, как в нашей стране, так и за рубежом распространенность нарушений письма (дисграфии) и чтения (дислексии) среди учащихся начальных классов массовой школы составляет от 5 до 10%, т.е. практически в каждом классе можно встретить таких учеников.
Среди основных причин, вызывающих дисграфию и дислексию, называют недоразвитие фонетико-фонематического и грамматического строя речи, трудности звуко-слогового синтеза и запоминания и различения букв, недостаточную сформированность зрительно-пространственных операций и неготовность руки к письму. От этого дети смешивают, пропускают или переставляют буквы и слоги как при письме, так и при чтении, делают ошибки, связанные как со слитным написанием нескольких слов, так и с раздельным написанием частей одного слова...
В этой статье мы предлагаем упражнения на развитие графомоторных навыков, которые надо подбирать с учетом изучаемых в течение года лексических тем. Это помогает попутно уточнять и активизировать словарный запас детей
Старшим дошкольникам могут быть рекомендованы такие упражнения:
Упражнение 1
Цели: развитие графомоторных навыков, закрепление названий частей предмета, уточнение названий цветов.
Задание: обвести рисунок. Раскрасить крышку розовым цветом, носик – голубым, донышко – красным, ручку – оранжевым.
Упражнение 2
Цели: развитие графомоторных навыков, закрепление названий частей предмета.
Задание: обвести и в зависимости от возраста детей раскрасить или заштриховать рисунок. Закрепить названия частей тела: клюв, бородка, гребешок, крыло, хвост, лапы.
Упражнение 3
Цели: развитие произвольного зрительного внимания, активизация словарного запаса по теме «Игрушки».
Задание: игрушки расставили на полке в определенном порядке, но где-то допустили ошибку. Найди ее.
Упражнение 4
Цели: развитие произвольного зрительного внимания, активизация словарного запаса по теме «Животные жарких стран и Севера».
Задание: найди двух одинаковых жирафов.
Упражнение 5
Цели: развитие зрительного внимания, прослеживающей функции глаз, уточнение представлений об окружающем.
Задание: помоги тюленю добраться до дома.
Упражнение 6
Цели: развитие мышления, зрительного внимания, закрепление названий цветов и их частей, уточнение представлений об окружающем.
Задание: сравни два цветка – чем они различаются, чем они похожи?
(Сравнить цвет, размер цветка, форму лепестков, стебель, листья, где растет, когда цветет).
Упражнение 7
Цели: развитие словесно-логического мышления (аналогии).
Задание: выбери недостающий предмет из картинок в нижнем ряду.
Упражнение 8
Цели: активизация словаря по теме «Перелетные птицы», развитие линейной зрительной памяти, развитие пространственного восприятия.
Задание 1: уточни названия птиц. Назови птиц по порядку по памяти.
Задание 2: какие птицы на предыдущей картинке смотрят вправо?
Какие птицы находятся справа от кукушки?
Какие птицы находятся справа от аиста, но слева от ласточки?
Упражнение 9
Цели: активизация словаря по теме «Перелетные птицы», развитие произвольного слухового внимания.
Задание: хлопни, когда я назову перелетную птицу.
Бабочка, аист, цапля, заяц, курица,
кукушка, скворец, индюк, петух, ласточка, щука, гусеница, снегирь, ворона, грач.
Упражнение 10
Цели: развитие произвольного зрительного внимания, прослеживающей функции глаз, активизация словарного запаса.
Задание: кто какой гриб найдет?
Упражнение 11
Цели: развитие фонематического слуха, формирование звукового анализа, развитие объема зрительной памяти.
Задание: запомни и назови по памяти предметы со звуком «с».
В каких словах слышится звук «с» (в начале, середине, конце слова)?
Упражнение 12
Цель: развитие фонематического слуха.
Задание: «положи» в большую корзину предметы, в названии которых слышится звук «р», а в маленькую – со звуком «рь».
Упражнение 13
Цели: закрепление образа букв.
Задание: какие предметы похожи на букву «р»?
Упражнение 14
Цели: закрепление образа букв, развитие зрительного восприятия.
Задание: какие облака похожи на буквы? Назови их.
Упражнение 15
Цели: закрепление образа букв, развитие зрительного восприятия, развитие графомоторных навыков.
Задание: раскрась только кусочки с буквой «р». Что получилось?
Упражнение 16
Цель: закрепление навыка чтения.
Задание: расставь кубики по местам и прочитай слова.
Упражнение 17
Цель: закрепление навыка буквенного синтеза слов, развитие зрительного внимания, восприятия.
Задание: сложи разбившиеся кусочки и прочитай получившееся слово.
Упражнение 18
Цель: закрепление навыка слогового синтеза слов.
Задание: съезжай с горки и читай слова.
|