Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №16/2007

Образ жизни

Ребенок идет в 1-й класс

Уклад жизни маленького человека, который первый раз переступает школьный порог, разом меняется. У него будет другой режим дня, питания; расширяется круг обязанностей... Ребенок попадает в новую обстановку, встречается с новыми детьми и взрослыми. Все это требует приспособления к новым условиям. Даже детям, приходящим в школу после детского сада, не всегда удается сразу привыкнуть к школьной обстановке, что же говорить о «домашних» малышах

Сложность адаптации

Период адаптации к школе иногда сопровождается ухудшением здоровья ребенка. У некоторых детей появляется перенапряжение нервной системы, снижается сопротивляемость к простудным заболеваниям, нарушаются поведение, сон, аппетит, снижается работоспособность.
Вероятность появления этих нежелательных явлений зависит от состояния здоровья малыша и от того, как он подготовлен к школе.
Что же является самым важным и первостепенным при подготовке к учебе? В первую очередь – здоровье. Родители должны знать, что под определением «здоровый ребенок» подразумевается не только отсутствие у него острых и хронических заболеваний, но и гармоничное физическое и психическое развитие, нормальное функционирование внутренних органов, высокая работоспособность, устойчивость организма к экстремальным и болезнетворным воздействиям. Здоровый ребенок – это результат совместной работы семьи и медицинских работников.
Родителям следует отнестись со всей ответственностью к рекомендациям врача при проведении медицинского осмотра перед школой, заранее установить и поддерживать контакт с медработниками и учителями, сообщить им все особенности состояния здоровья и поведения их ребенка. Нужно помнить, что дети с отклонениями в состоянии здоровья требуют особого внимания, они нуждаются в индивидуальном подходе в процессе обучения в школе.
Адаптация ребенка к школе во многом зависит от условий среды. Особенно неблагоприятное воздей­ствие оказывают нарушения режима дня, пагубные привычки родителей (курение, злоупотребление алкоголем), конфликтные ситуации в семье...

Распорядок дня

Основой воспитания ребенка является режим дня. Он дисциплинирует, помогает легче привыкать к новым условиям школьной жизни. Организуя режим дня ребенка, обратите внимание на его сон. К концу дошкольного периода у многих детей постепенно исчезает потребность в дневном сне, однако продолжительность ночного сна должна составлять не менее 10–12 часов в сутки.
Нужно выделить время для занятий утренней гимнастикой, которая является необходимым звеном в физическом воспитании ребенка. Делать утреннюю гимнастику нужно при открытом окне или форточке, в легкой одежде (майка, трусы, тапочки). Детям 6–7 лет следует выполнять 5–7 упражнений в течение 10 минут. Упражнения время от времени нужно менять, чтобы они не наскучили. Заинтересовать ребенка зарядкой можно, дав упражнениям образные названия: «Прыгай, как зайчик», «Ступай бесшумно, как лисичка», «Руби дрова»... Приступая к утренней зарядке, покажите и разъясните ребенку, как выполнять упражнения правильно. Убедившись, что он их освоил, предложите ему делать зарядку самостоятельно. Следите, чтобы упражнения выполнялись весело, энергично, с определенной затратой сил.
На организацию рационального двигательного режима следует обращать особое внимание, двигательная активность жизненно необходима для организма ребенка и имеет большое значение не только для физического, но и для умственного развития. На прогулки и подвижные игры на воздухе в светлое время суток надо отводить не менее трех часов.
Важным разделом физического воспитания является закаливание. Эффективная мера закаливания – водные процедуры. При закаливании водой совершенствуется терморегуляция организма (способность приспосабливаться к непривычным температурным условиям), тренируются сердечно-сосудистая и нервная системы. Закаливание лучше начинать летом. Самая простая и доступная процедура – мытье ног прохладной водой. Затем следует переходить к обтиранию, постепенно понижая температуру воды с 32 до 22 градусов. Обтираться удобно рукавичкой из махрового или вафельного полотенца, мочалкой или губкой. Сначала нужно обтирать руки, шею, затем туловище и ноги. После этого хорошенько растереть малыша полотенцем до легкого покраснения. Если ребенок хорошо переносит обтирание, можно переходить к обливанию из лейки или душа. Нужно постараться, чтобы водные процедуры прочно вошли в жизнь ребенка, стали его потребностью. Тогда многие виды закаливания в будущем он сможет выполнять самостоятельно. Но только последовательность, постепенность и систематичность закаливающих процедур дают желаемые результаты. Не следует проводить закаливание от случая к случаю, резко снижать температуру воды. Не следует заставлять ребенка проводить закаливающие процедуры, если он не хочет. Постарайтесь убедить его в пользе и важности закаливания.
Большую роль в оздоровлении детей играет закаливание воздухом. Прежде всего это прогулки в любую погоду. Причем нужно не просто гулять, а двигаться (кататься на велосипеде, санках, лыжах и т.п.). Закаливать детей можно и дома. Главное условие – не кутать. В помещении рекомендуется ходить в одежде с короткими рукавами, в носках или гольфах.

Уроки самостоятельности

Организуя режим дня ребенка, нужно прививать ему навыки личной гигиены. Первоклассник должен уметь самостоятельно:
– мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
– умываться утром после сна, вечером перед сном;
– причесываться (своей расческой);
– мыть ноги пред сном теплой водой;
– утром и вечером чистить зубы (своей зубной щеткой);
– полоскать рот водой после каждого приема пищи;
– при приеме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами, не размахивать руками), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережевывать пищу, не ковырять пальцами или вилкой в зубах;
– пользоваться носовым платком;
– вовремя опорожнять кишечник и мочевой пузырь, пользоваться туалетной бумагой;
– быстро одеваться, раздеваться, убирать постель;
– содержать в чистоте и порядке игрушки и книги (не захламлять лишними предметами игровой уголок и стол для занятий);
– содержать в чистоте и порядке одежду и обувь (менять и стирать носки, пришивать пуговицы, пользоваться одежной и обувной щетками);
– при входе в помещение вытирать обувь;
– переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
– при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью (травмы, укусы, недомогания).
Перед школой очень важно воспитывать у малыша навыки сознательной дисциплины, усидчивости, ответственности за порученное дело, уважение к окружающим, умение внимательно слушать и отвечать на вопросы, понимать задание с первого раза. Для воспитания этих навыков у каждого, даже самого маленького, члена семьи должны быть обязанности по дому. 6–7-летнему ребенку можно поручить: накрывать на стол и убирать со стола, мыть посуду, поливать цветы, подметать пол, покупать молоко, хлеб, сахар... При этом важны регулярность и контроль за выполнением. В целом на помощь по дому в режиме дня должно отводиться 30–40 мин. в день, а на самообслуживание – 1 час.
Приобретению указанных выше навыков способствует также посещение ребенком спортивных секций, кружков, студий. Это расширяет круг его социальных контактов со сверстниками и взрослыми. Однако нужно предостеречь родителей от излишней перегрузки. Рекомендуется включать в режим дня не более 2–3 занятий в неделю. При этом всегда должны учитываться прежде всего интересы ребенка. Принудительные занятия музыкой, рисованием, танцами могут плохо повлиять на его характер и здоровье.
Организуя режим дня, необходимо предохранить детей от злоупотребления просмотром телепередач и занятий за компьютером. Длительное сидение перед телевизором или за компьютером наносит серьезный вред здоровью. Рекомендуемое время просмотра телепередач для первоклассника составляет 30 мин. в день, а занятий за компьютером – 10 мин. в день. Оптимальное расстояние до экрана телевизора – от 2 до 5 метров. Экран монитора компьютера должен располагаться не ближе чем на расстоянии вытянутой руки (примерно 40 см).
Аналогичный режим дня с учетом особенностей жизни семьи нужно составить и повесить над рабочим местом первоклассника. Приучать к нему ребенка нужно не позднее чем за месяц до поступления в школу.
Родителей будущих первоклассников часто волнует вопрос, должен ли ребенок до школы овладеть специальными навыками и знаниями, традиционно относящимися к школьным, – грамотой, счетом, решением арифметических задач.
Начальная школа рассчитана на детей, не получивших специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Конечно, овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте положительно влияет на успешность школьного обучения, однако нужно, чтобы эти навыки сформировались правильно. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, что его научили слышать звуки слова, если он осознает звуковой состав, а само чтение является слитным. Буквенное же чтение лишь затрудняет работу учителя. Счет оказывается полезным, если он опирается на понимание математических отношений, и бесполезным и даже вредным, если усвоен механически.
Если родители хоть немного сомневаются в том, что смогут научить ребенка читать, писать и считать правильно, лучше не учить. Важнее, чтобы к началу учебы у малыша сформировался познавательный интерес. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают дети, у которых отсутствуют желание и привычка думать, решать задачи, не связанные с игровой деятельностью. Кроме того, необходимо позаботиться об упражнениях для руки. Успешное формирование навыков письма зависит от развития кисти руки – способности пальцев выполнять мелкие движения. Пусть ребенок больше рисует, лепит, вырезает. Для детей продается много книжек, которые нужно раскрашивать, штриховать. Такие занятия тоже пойдут на пользу.

Примерная схема режима дня первоклассника

Приятные хлопоты

Рекомендуется создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня. Заблаговременно купите все необходимые принадлежности (ручки, карандаши, пенал, тетради, альбом для рисования и др.) в соответствии с рекомендациями школы. Заранее подготовьте удобное место для занятий дома. Необходимо, чтобы свет на рабочую поверхность стола падал слева (для правшей), а мебель (стол и стул) подходила ребенку по росту. Подогнать ее под рост вам поможет таблица.

Нельзя заниматься за круглым или кухонным столом.
Все системы и органы 6–7-летнего ребенка находятся в стадии формирования. Неправильная поза во время занятий может привести к деформациям костей. Кроме того, неправильная посадка (близкое расстояние от глаз до книги или тетради) способствует развитию близорукости. А постоянный упор грудью в край стола затрудняет дыхание и искривляет позвоночник. Нужно приучать ребенка сидеть за столом во время занятий правильно, прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, положив руки на стол, опираясь всей стопой в пол или скамеечку. Стул должен быть на 3–5 см задвинут под стол.
Очень важно научить первоклассника самому контролировать свою посадку. Так, проверить расстояние от глаз до книги или тетради можно рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев должны касаться виска, между столом и грудью свободно проходит кулак, лопатки касаются спинки стула.
Не последнее место при подготовке малыша к школе занимает вопрос, в чем носить школьные принадлежности. Наш ответ: только в ранце. Ежедневное ношение портфеля приводит к нарушению осанки, а в дальнейшем – к более серьезным заболеваниям позвоночника и всего опорно-двигательного аппарата. А ранец позволяет равномерно распределить нагрузку на обе полвины спины и освобождает руки. Выбирайте ранец легкий, прочный, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием.
Для холодных зим важно еще такое качество, как морозоустойчивость, иначе ткань может потрескаться. Задняя стенка должна быть плотной, хорошо прилегающей к спине. Плечевые ремни – регулироваться по длине. Удобно, если их ширина в верхней части не менее 3,5–4 см.

Одежда первоклассника

Одна из важных задач – правильно подобрать одежду первокласснику.
Физиологические особенности детского организма предъявляют к одежде повышенные требования. Из-за несовершенства функций центральной нервной системы организм ребенка более подвержен влиянию неблагоприятных условий внешней среды. Процессы теплорегуляции у детей развиты недостаточно. Большая площадь поверхности кожи при меньшей массе тела обусловливает повышенное охлаждение организма в холодную, сырую и ветреную погоду и перегрев в жару.
В одежде различают 3 слоя: 1-й слой – белье, 2-й слой – комнатная одежда, 3-й слой – верхняя одежда для улицы.

Первый слой – одежда, непосредственно соприкасающаяся с телом. Это рубашки и пижамы, трусы, майки, носки, гольфы, чулки, колготки.
Нижнее белье впитывает пот и кожное сало, защищает кожу от механического воздействия верхней одежды. Оно должно иметь достаточную воздухо- и паропроницаемость, гигроскопичность, испаряемость. Лучшие ткани для изготовления детского белья – хлопчатобумажные. Возможны также натуральные шелк и шерсть, а из синтетики – вискоза. Они отличаются высокими теплозащитными свойствами, хорошо пропускают воздух и почти не теряют своих качеств после стирки и кипячения. Изделия из нейлона, капрона и других искусственных волокон желательно исключить. Носки, гольфы и колготки до 16-го размера должны быть только из натуральных волокон, а начиная с 18-го размера могут содержать синтетику, но не более 40%. Синтетические носки впитывают влагу на 1,5–2%, тогда как хлопчатобумажные или шерстяные – на 5–7%. Кроме того, теплозащитная способность синтетических носков, гольфов, колготок невелика, поэтому их особенно не рекомендуется носить зимой.
В грязном белье длительное время могут жить болезнетворные микробы, например, палочки брюшного тифа (50–70 дней), палочки дифтерии (5–12 дней) и др. По мере загрязнения белья его гигиенические свойства ухудшаются – уменьшается воздухо- и паропроницаемость, увеличиваются толщина и масса. Грязное белье может стать причиной заболеваний кожи (дерматитов, лишая, гнойничков...). Кроме того, распад белковых и жировых веществ, скопившихся в белье, вызывает неприятный запах. Поэтому нательное белье надо менять ежедневно. Спать в белье, которое дети носят днем, нельзя, т.к. вокруг тела сохраняется воздух, загрязненный кожными выделениями. Ребенок должен снять одежду и белье и надеть ночную рубашку или пижаму.
Надевать новое белье без стирки не рекомендуется. Стирка удаляет из него клейкие вещества, которыми пропитывают бельевые ткани. После стирки белье становится более пористым, мягким и приятным.

Второй слой – комнатная одежда. Это платья, юбки, блузки, костюмы, брюки, кофты...
В жаркую погоду одежда должна способствовать лучшему испарению пота, чтобы предохранить организм от перегревания. Лучше всего впитывают пот льняные ткани, а пропускает больше ультрафиолетовых лучей искусственный шелк. В жаркую погоду одежда должна быть светлой, чтобы лучше отражать солнечные лучи и препятствовать перегреву тела. В зонах умеренного климата одежда может быть голубого, сиреневого и зеленоватого цветов. Ткани этих расцветок лучше пропускают ультрафиолетовые лучи. Кроме того, психологи отмечают, что дети, которые носят светлую, а также яркую, нарядную одежду, растут более жизнерадостными и общительными.
Начиная с 32-го размера допускается изготовление детской комнатной одежды из хлопчатобумажных и шерстяных тканей с добавлением 50% синтетических волокон.
Спортивная одежда детей на уроках физкультуры во многом зависит от вида спорта и от того, где проходят занятия – в спортивном зале или на открытых площадках. В последнем случае она определяется временем года и климатическими условиями.
Выполнять гимнастические упражнения и мальчикам, и девочкам удобно в тренировочном костюме, состоящем из длинных брюк и майки с короткими рукавами. Костюмы могут быть из плотных хлопчатобумажных тканей, хлопчатобумажного или шерстяного трикотажа.
Лучшая одежда для занятий легкой атлетикой – майка и трусы. Мальчикам следует надевать спортивные трусы, они шире, а для большей прочности в пояс вставлена не одна, а 2–3 резинки. Трусы и тренировочные брюки мальчикам всех возрастов следует надевать на плавки, которые необходимы во время занятий физкультурой. Девочкам рекомендуется надевать трусы из плотного трикотажа, обтягивающего ноги.
Третий слой – верхняя одежда для улицы. Это пальто, шубы, плащи, куртки, комбинезоны.
Верхняя одежда должна быть пористой, чтобы в ней было много воздуха. Теплопроводность такой одежды низкая. В последнее время заслуженной популярно­стью пользуются пальто, куртки, плащи, комбинезоны из синтетических или натуральных тканей, а чаще – из их сочетания с водоотталкивающей пропиткой. Теплозащитный слой выполнен у них из синтепона, ватина, пуха или искусственного меха. Такие изделия недороги, легки и хорошо стираются.
Конструкция верхней одежды должна обеспечивать «герметичность», препятствуя поступлению холодного воздуха через застежки, воротник, рукава.
Излишне теплая одежда так же вредна, как и излишне холодная. Закутанный ребенок даже при сравнительно спокойных движениях быстро потеет, одежда увлажняется, что может привести к простудным заболеваниям.
Дети должны много двигаться. Малая по размеру одежда стесняет движения детей, не по росту большая тоже мешает движению. Тесная одежда, а также одежда со всякого рода завязками, шнуровками, резинками, ремнями сдавливает кровеносные сосуды, нарушает правильное и свободное кровообращение, затрудняет дыхание и работу внутренних органов. Тесный воротничок может, например, привести к сжатию крупных кровеносных сосудов и нервов шеи, что, в свою очередь, вызовет ухудшение питания мозга. А когда мозг плохо снабжается кровью, появляется утомляемость, а в некоторых случаях и головная боль.
Лучшим головным убором для школьников в зимнее время года служит меховая шапка-ушанка, шапка из шерстяной ткани, а для девочек – еще и шерстяной платок. В весенне-осеннее время, если не очень холодно и ветрено, мальчики могут носить кепки, береты, вязаные шапочки, а девочки – береты, вязаные шапочки, косынки.

Подбираем обувь

Обувь должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать форме и размерам стопы.
Для повседневной носки на улице или в школе обувь должна быть простой, удобной формы, на широком (1/4 часть подметки) низком каблуке (1–2 см). Тогда вес тела равномерно распределяется на всю стопу и походка будет правильной и красивой.
В зимнее время года надежно защищают от холода сапожки или ботинки на теплой меховой или войлочной подкладке. Но уличную обувь носить в теплом помещении не рекомендуется.
В сырую, дождливую погоду удобны резиновые сапожки или обувь с подошвой из водонепроницаемых материалов (резина, каучук и др.). Однако эта обувь отличается низкой воздухопроницаемостью, поэтому носить ее надо только со стельками, хорошо впитывающими пот, войлочными, суконными, а летом – из картона. Резиновые сапожки следует надевать на теплые (шерстяные) носки. Если резиновую обувь приходится надевать в холодное время года, то носить ее надо на две пары теплых носков.
Очень важно, чтобы обувь соответствовала форме и размерам стопы и не препятствовала ее развитию. Пальцы ног должны располагаться свободно, чтобы ими было можно шевелить.
Не покупайте обувь ребенку, не примерив ее. Следует избегать тесной обуви, которая нарушает кровообращение, деформирует пальцы, способствует образованию трудно заживающих язв, а в холодное время года – усилению потливости и отмораживанию. Не рекомендуется ходить в узкой обуви. Ношение ее часто ведет к деформации пальцев, врастанию ногтей, образованию мозолей и способствует развитию плоскостопия. Плоскостопие также развивается при длительной ходьбе в обуви вообще без каблуков, например, в тапочках, валенках. Слишком свободная обувь, приобретенная с запасом, на вырост, или перешедшая от родственников, также может стать источником ряда неприятностей: ходьба в ней быстро утомляет и часто вызывает потертости.
В гардеробе дошкольников прочно обосновались джинсы. Они предназначены для физической работы, загородного отдыха, но никак не для постоянного, повседневного и бесконечного ношения. Другое увлечение – кроссовки. Их носят, как джинсы, почти постоянно: в театр, в школу, в гости, летом и зимой, используют как сменную обувь. Это вредно. Кроссовки имеют определенное назначение: для прогулок, походов, спортивных игр. А дети не снимают их иногда весь день. Из-за этого ноги потеют, внутри обуви накапливается влага, а на подошвах и пятках стоп возникают опрелости. И, что совсем плохо, иногда кроссовки носят с обычным чулком или носком, а то и без них. Это очень вредно. Для спортивной обуви носки нужны хлопчатобумажные или шерстяные, хорошо впитывающие влагу.

Наталия Мирская