Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №/


Известно, что любые массовые мероприятия в школе призваны не только развлечь учащихся, но и сплотить коллектив и укрепить дух школьного братства. Существует и расхожее мнение: чтобы праздник всем понравился, его программу должны готовить и проводить приглашенные со стороны специалисты. Мы же предлагаем вам способ провести мероприятие максимально ярко и впечатляюще, но при этом использовать собственные ресурсы

Что такое шоу-программа?

Провести яркий и незабываемый праздник можно с помощью шоу-программы, в которой и ведущими, и действующими лицами, и даже зрителями (наряду с учащимися) будут сами педагоги.
Шоу-программа способствует:
• объединению коллектива;
• возможности творческой реализации сотрудников (а всем известно, что любая смена поведения, социальной роли и обстановки заряжает новыми силами);
• повышению тонуса и настроения во всем коллективе;
• объединению и сплочению сотрудников;
• проявлению каждого человека с новой стороны, когда можно глубже узнать и больше понять тех, с кем работаешь;
• значительному понижению финансовых затрат на проведение мероприятия своими силами.

Шоу – это яркое, красочное, запоминаю­щееся зрелище. Как правило, в его подготовке и проведении принимают участие сами зрители. При этом важно, чтобы всю сценарную канву знал только главный организатор. Остальные участники в курсе только тех номеров, в которых они принимают непосредственное участие. Можно даже не оговаривать заранее с участниками время и последовательность их выхода, а вызывать прямо со сцены, тогда большинство из них будут в боевой готовности и полны внимания на протяжении всей программы. Таким образом, создается атмосфера загадочности задолго до начала праздника, а многие номера остаются сюрпризом для всех.
Шоу-программа – один из самых сильных катализаторов положительных эмоций. Эмоции и умелое взаимодействие с залом часто зависят не от ораторских возможностей ведущего (хотя это и немаловажный фактор), а от математически точного расчета времени, основанного на многочисленных психологических исследованиях и анализе проведенных мероприятий.

Секрет успеха

Основным секретом удачного шоу является точный расчет минут эмоционального пика. Считается, что даже при отсутствии дорогостоящих номеров, если гости смеются в точно рассчитанные минуты, шоу удалось. Расчет времени наибольшего эмоционального напряжения аудитории – главная отправная точка в создании программы. Это тот секрет, который бережно хранят профессионалы, и именно тот секрет, о котором мы поведаем своим читателям.
Шоу-программа любого праздника должна длиться не более 1 часа. После этого праздник, конечно же, можно и нужно продолжать.
Как уже было сказано выше, основной прием – это манипулирование эмоциональным фоном аудитории. Для этого психологи выявили основные эмоциональные пики, присущие группе (в данном случае – аудитории зрителей). Например, в момент, когда зазвучала музыка, она навевает зрителю определенные ассоциации, связанные со значимыми моментами его жизни. Подобные ассоциативные подъемы настроения называют знаковыми якорями. Именно поэтому для звукового фона выбирают всем знакомые и любимые хиты. При этом просчитывают ритм музыки, так как в действительности ритм создает необходимую динамику восприятия представления зрителями.
В часовой шоу-программе существует 9 пиков эмоционального напряжения зрителей. Эти пики приходятся на 1-, 3-, 7-, 17-, 23-, 37-, 47-, 55-ю и заключительную минуты.
Наиболее важными из них считают пики, приходящиеся на 1-, 3- и 7-ю минуты. Это связано с тем, что данные вершины эмоционального напряжения совпадают с началом самого шоу и формируют первые впечатления о нем у зрительской аудитории.
Конец зрелища должен быть не менее эффектным и ярким, чем его начало, чтобы не получилось по известной русской пословице: «Начали за здравие, а кончили за упокой».
Заключительный аккорд всей программы психологи называют жирной эмоциональной точкой. Сам термин отражает в себе суть момента окончания шоу – это насыщенный, яркий номер (сценка или высказывание), краткий по времени, после которого программа считается полностью завершенной.
Для эффектного завершения шоу, так же как и для его начала, можно использовать подручные спецэффекты: взрыв громкой музыки; бенгальские огни, или хлопушки, или воздушные шары, которые все отпускают одновременно по команде ведущего, или дождь из серпантина и мишуры, летящий к зрителям.

Важные советы

— Точка наивысших эмоциональных переживаний сильна по своему значению, но нейтральна по сути, поэтому желательно добиваться в этот момент положительной реакции зала. Говоря о нейтральности эмоциональных пиков, мы имеем в виду, что эмоции в данные временные моменты возникают всегда, но могут иметь разный знак, быть заряжены как на плюс, так и на минус. Вот поэтому, если в пиковые минуты зрители скучают, формируется острое негативное отношение к мероприятию. И наоборот: если в такие минуты настроение зрителей на подъеме, им весело, они аплодируют или глубоко заинтересованы происходящим на сцене, шоу считается удачным.

— Чтобы рассчитать, когда наступит эмоциональный подъем у людей в зрительном зале, необходимо учесть время ожидания аудиторией начала шоу. Бывает так, что все собрались, но следует подождать «высокопоставленных» гостей, без которых действие не начнется. В подобном случае могут возникнуть скука и внутренняя агрессия против ожидаемого мероприятия. Но существуют приемы, благодаря которым организатор шоу может снять негативные эмоциональные вспышки, связанные с долгим ожиданием начала мероприятия.

Суматоха перед премьерой

На сцене или месте, которое на время шоу используется как сцена (любое пустое пространство перед сидящими людьми), включается только свет (до этого момента свет выключен). Таким образом, изменение в освещении пространства уже привлечет внимание части аудитории.
Чем же занять зрителей? Приведем пример, как это сделали в молодежной аудитории (организаторы школьного праздника могут придумать свой вариант).
На сцену выходят два человека. Желательно, чтобы это были мужчина и женщина. Оба одеты в длинные банные халаты, полностью закрывающие их одежду, и создается иллюзия, что, кроме халатов, на них больше ничего нет. На ногах – домашние тапочки, желательно смешные, например, у мужчины – плюшевые тапочки с мордочками зверюшек.
Затем выходят двое людей с покрывалом (нейтральной или однотонной расцветки) в руках, они будут вспомогательными персонажами в данном сюжете, а сейчас натягивают покрывало так, чтобы оно прикрывало главных действующих лиц от щиколоток до подбородка. Звучит задорная, ритмичная музыка.
После того как покрывало натянуто, мужчина и женщина снимают с себя пояса банных халатов и перекидывают их через покрывало по направлению к зрителям. У зрителей создается впечатление, что люди за покрывалом действительно раздеваются. Хотя им видны только головы и ступни главных героев.
Появление поясов из-за покрывала вызывает, как правило, восторг зрителей, а аплодисменты и возгласы окончательно привлекают внимание всех, присутствующих в зале.
Затем халаты тоже перекидываются через покрывало. В этот момент желательно, чтобы те, кому поручено держать покрывало, держали его крепче, так как банные халаты тяжелые и могут выбить его из рук.
Так обыгрываются первые две минуты шоу, но третья минута также отвечает за эмоциональный пик, поэтому в сценке предусмотрен следующий эпизод, к которому необходима некоторая подготовка. Дама, которая потом будет скрыта за покрывалом, надевает на одну ногу чулок.
Итак, халаты сброшены, мужчина и женщина за покрывалом начинают делать вид, что одеваются. Мужчина может вытянуть вверх руку вначале без рубашки, потом в рубашке. Или вначале без пиджака, потом в пиджаке. Затем он может помахать галстуками совершенно разных оттенков над головой (например, желтым, красным и синим), делая вид, что выбирает из них самый подходящий. В момент наступления третьей пиковой минуты тот человек, который держит покрывало со стороны женщины, неожиданно для аудитории «роняет» свой конец покрывала. Женщина изнутри «возмущенно» подхватывает его, при этом демонстрируя очаровательную ножку в чулке. Не стоит спешить, прикрывая ножку: пусть у аудитории будет возможность несколько секунд лицезреть ее, но не следует забывать и о скромности, которую обязана показать героиня.
В подростковой аудитории эта сценка пользуется особой популярностью и во многом меняет представление подростков о том, что учителя их не понимают. Общепризнанный факт, что подобная пикантная сценка способна расположить к сценическому действу взыскательную аудиторию современных подростков.
Конечно же, для подобного мероприятия выбираются самые смелые и артистичные сотрудники.
Можно сказать, что теперь аудитория настроена так, как нужно для продолжения, но необходимо так же эффектно закончить номер, чтобы достигнутый эмоциональный фон стал устойчивым.
Поэтому покрывало поднимается снова, за ним несколько секунд продолжается имитация одевания наспех. Когда артисты готовы полностью, покрывало убирают. Один из тех, кто его держал, уносит покрывало со сцены, а второй достает заранее приготовленные толстую кисточку для макияжа и пудреницу. Он начинает виться вокруг мужчины и женщины, как бы наводя последние штрихи на их облик: поправляет одежду и машет кисточкой, якобы нанося пудру перед съемками видеокамерой. Все это длится считанные секунды, после чего он исчезает со сцены. А «уже полностью готовые» ведущие выступают вперед и начинают приветствие.
Особенно интересно смотрится этот эпизод, если приветствие начать пафосно. Например, мужчина торжественным голосом говорит: «Дамы и господа, леди и джентльмены, мы рады приветствовать вас в главном концертном зале школы № 777».
А женщина дожидается паузы и тоже торжественно, но уже на английском языке приветствует всех собравшихся. Далее следует текст по замыслу сценария.
Можно использовать и иной вариант, когда оба ведущих начинают шутить или перебрасываться остротами. Например, мужчина торжественно заявляет залу: «Уважаемые ымад и адопсог!» – заплетается, а женщина с возмущением переворачивает вверх ногами его папку, в которой он подсматривал слова, тем самым показывая аудитории, что он читал перевернутый текст.
Подобных шуток можно придумать великое множество, главное – включить фантазию.
Далее уже можно предоставить слово следующему по сценарию.

Праздник начинается за кулисами

Наполнением самого шоу могут стать поздравления от учителей. Эти поздравления можно разбить по методобъединениям (например, поздравление от учителей начальной школы, русского языка, естественных наук). При этом каждой группе выступающих можно заранее дать какое-нибудь необычное задание.
Например, предложить поздравить всех с праздником от лица ведущих юмористов страны или приготовить поздравление так, как его могли бы сделать известные всем сказочные герои. Суть заданий может быть самая разная, необходимы лишь творческая изюминка и полет фантазии участников.
Главным становятся само ожидание чего-то нового, что должно произойти, и подготовка к нему собственного номера, костюма или поздравления. Такое ожидание волнует, активизирует собственные творческие ресурсы и... прибавляет представлению шансов на успех.
Именно поэтому организаторам шоу-программы предстоит заранее подумать о номерах и сценках на ведущие эмоциональные пиковые минуты. Заполнение этих минут должно отвечать следующим требованиям:
• необычность (то, чего еще никто не видел);
• краткость по времени. Важно помнить, что любой удачный номер, приходящийся на пиковую минуту эмоционального подъема, способен заставить зрительный зал «бушевать от восторга»;
• пикантность, юмор. Это те два фактора, которые заведомо привлекают к себе наибольшее внимание. Основная движущая сила шоу – это эмоции! Смех в зале – наиболее приятный звук для человека на сцене, смех и расслабляет, снимает напряжение, и поднимает настроение. Часто зрители могут засмеяться просто потому, что кто-то рядом задорно смеется над этим же;
• яркость, бурная, эмоциональная насыщенность. Следуем древнему принципу: «Хлеба и зрелищ!». Именно зрелищность номера в минуты наивысшего эмоционального напряжения зрителей создает взлет эмоций в зале.

Надеемся, что наш эксклюзивный материал по составлению шоу-программы поможет сделать любой праздник в вашей школе незабываемо ярким, динамичным, увлекательным.