Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/2007

Особый ребенок

Тропа доверия

«Подростки с проблемами здоровья должны и могут отдыхать в выездных лагерях вместе с обычными детьми», – считает психолог Ольга Скулкова (благотворительный фонд «Молодежная служба милосердия»). Из № 13/2007 вы узнали о том, как организовать такой лагерь. А теперь – описание нескольких мероприятий

Разведка

Цель: знакомство с лагерем, сплочение отрядов.
Условия: каждый отряд разбивается на две команды. Ведущий игру вожатый выдает каждой команде зачетку с вопросами (по 30 вопросов), на которые команда должна найти ответы за определенное время. Участники команды ходят по территории всего лагеря и собирают информацию для ответов на вопросы. Отряду выдаются две зачетки; они могут быть как одинаковыми – тогда в конце отряд должен собраться и сверить ответы друг у друга, обобщив их, так и разными – тогда каждая команда сдает свою зачетку ведущему.
Время: 30–45 мин.
Необходимые материалы: зачетка с вопросами по количеству команд, ручки или карандаши.
Состав команд: половина отряда (6 (±1) человек – участники команды из одного отряда; учитывая принцип «поддержки» – 3 (4) подростка с ограниченными возможностями и 3 (2) человека, не имеющих проблем со здоровьем).
Зачетка с вопросами: зачетки должны содержать различные вопросы или варианты по отрядам.
Итог: учитывается правильность ответов, не имеет значения, кто справился с заданием быстрее (главное – уложиться в лимит).

«Зачетка с вопросами»

1. Сколько дверей на … этаже (во всем лагере)?
2. Какой любимый стиральный порошок у …?
3. За сколько секунд физрук пробегает … метров?
4. Какая мечта у ….?
5. Какая любимая зубная паста у …?
6. В какие цвета сейчас одет(а) …?
7. Сколько … в … отряде? (Имя мальчика.)
8. Какого цвета стены в …?
9. Сколько … в … отряде? (Имя девочки.)
10. Какая длина волос у …?
11. Когда в последний раз … ела …?
12. Сколько шоколада способна съесть …?
13. Кто такой павлин, где он находится и для чего нужен? (Вопрос для всех команд.)
14. Как зовут вожатого … отряда?
15. Какие кружки в лагере?
16. Кого из насекомых боится …?
17. Сколько раз нужно свернуть налево, чтобы попасть в …?
18. Когда день рождения у …?
19. Что будет на …? (Завтрак, ужин, обед; можно указать день.)
20. Как бы поступил …, если бы он нашел 1 миллион долларов?
21. Какой девиз у …?
22. Кого из насекомых … боится больше всего?
23. Сколько ступенек ведет на (в) …?
24. Какой любимый мультик у …?
25. Как … понимает «взаимодействие»?
26. Что для … «счастье»?
27. Попросите … оригинально приветствовать вас!
28. Какую сказку мама рассказывала … в детстве?
29. Спросите у … «пионеров» об их первом впечатлении о лагере.
30. Соберитесь всем отрядом и проверьте ответы.

«Тропа доверия»

Условия: «Тропа доверия» представляет собой определенное количество станций, расположенных по территории лагеря: в зависимости от содержания станций они могут располагаться как в помещении (коридоре, зале, кабинете и т.д.), так и на улице. На каждой станции необходимо присутствие взрослого вожатого или мастера, который проводит конкурсы и следит за исполнением условий. Количество станций может варьироваться в зависимости от количества взрослых.
Состав команды: 10 команд: 6 (±1) человек (участники команды из одного отряда; учитывая принцип «поддержки» – 3 (4) подростка с ограниченными возможностями и 3 (2) человека, не имеющих проблем со здоровьем).
Оценка общего результата: в итоге отряд должен набрать определенную сумму очков.
Необходимые материалы: зачетные книжки; материалы для станций.
Станции: 10 станций с различными заданиями; от станции к станции команды передвигаются определенным способом.

Ход мероприятия:
1-я станция. Команда передвигается цепочкой, взявшись за руки.
Загадки. «Иди, иди, а конца не найдешь». (Земной шар);
«Лежал, лежал, а весной в реку побежал». (Снег);
«Красная девица по небу ходит». (Солнце);
«Белая морковка зимой растет». (Сосулька);
«Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят». (Месяцы);
«Два конца, два кольца, посередине гвоздик». (Ножницы);
«Под кустами, под елками катится клубок с иголками». (Еж);
«Глаза – на рогах, а домик – на спине». (Улитка);
«Кровь пью, а жизнь даю». (Пиявка);
«Зимой и летом одним цветом». (Ель, сосна);
«Не огонь, а жжется». (Мороз);
«В огне не горит, а в воде не тонет». (Лед).
Оценка результатов: за одну загадку – 1 балл.
2-я станция. Команды передвигаются, держа друг друга за ухо.
Путаница. Команда стоит в кругу и держится за руки. Один человек уходит, команда запутывается. За определенное время необходимо распутать команду.
Оценка результатов: 1 мин. – 3 балла, 1,5 мин. – 2 балла, 2 мин. – 1 балл.
3-я станция. Команды передвигаются, подпрыгивая на обеих ногах одновременно, руки на плечах впереди стоящего.
Конкурс на внимание. В ряд выкладываются различные фигуры из одного цвета (круги, квадраты, луна, солнце, треугольник и т.д.). Необходимо их запомнить и потом выложить в таком же порядке.
Оценка результатов: если задание выполнено правильно – 3 балла; если неправильно расположена 1 фигура – 2 балла; если неправильно расположены 2 фигуры – 1 балл; если неправильно расположены 3 фигуры – 0 баллов.
4-я станция. Команды передвигаются: руки на плечах впереди стоящего.
Ералаш. Держась за руки, дети образуют круг, причем все стоят к центру круга спиной.
Задание: не расцепляя рук, не разрывая круга, развернуться так, чтобы вся команда стояла лицом к центру круга.
3 мин. – 3 балла, 4 мин. – 2 балла, 5 мин. – 1 балл.
5-я станция. Команда передвигается цепочкой, меняясь местами: последний в цепочке заменяет впереди стоящего.
Буриме. Задание: сочинение стихов с заданными словами в конце предложения.
Команда делится на пары, и каждая пара придумывает буриме.
Материалы: на 1 команду необходимо 3–4 заготовки для буриме.

Оценка результата: 1 мин. – 3 балла, 2 мин. – 2 балла, 3 мин. – 1 балл.
6-я станция. Команда передвигается цепочкой, держа руки на поясе впереди стоящего; передвижение гусеницей (идти в ногу).
Эстафета «Наполненный стакан». Для эстафеты используют стакан, ложку, ведро и воду.
Необходимо заполнить стакан водой при помощи ложки. На стакане отмечаются уровни заполнения.
Время – 1 мин.
Оценка результата: верхний уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, нижний уровень – 1 балл.
7-я станция. Команда передвигается в колонне с песней.
Дружеский портрет. Один участник команды ложится на пол (на обои), его обводят (контур).
Необходимо изобразить (дорисовать «портрет») любого из педагогов (вожатые, воспитатели, физрук и др.).
Время: 2 мин.
Оценка результата: 3 балла (для всех).
8-я станция. Команда передвигается, держа руки на плечах впереди стоящего, передвижение в танце.
Паутина. Вся команда держится за руки.
Необходимо поймать дежурного по станции в кольцо.
Оценка результата: 20 сек. – 2 балла, 30 сек. – 1 балл, не поймали – 0 баллов.
9-я станция. Команда передвигается спина к спине.
Эрудиты. Необходимо из предложенного слова составить как можно больше других слов.
Например, из слов: гидроэлектростанция, тракторист, дисквалификация, индивидуальность, математика, самодеятельность, метрополитен и др. Нельзя составлять имена. Количество составленных слов заносится в зачетную книжку команды как очки.
Время: 1 мин.
10-я станция. Команды передвигаются по способу «верблюд» (первый стоит в полный рост, замыкающий – согнувшись, остальные – волной).
Эстафета. В зависимости от инвентаря, находящегося в распоряжении тренера, могут быть различные варианты.

Снимается кино

1. Конкурс сценариев. Сценарий пишется, и при этом используются слова, начинающиеся с трех букв: О, Б, Н.
2. Конкурс афиш. Афиша к фильму.
3. Конкурс актеров. Читается текст, актеры должны его изобразить.
4. Конкурс звукооператоров. Фонограмма известной песни. Звукооператор должен проследить за тем, чтобы все остальные участники под фонограмму правильно делали движения, а когда она будет выключена – как участники «попадают» в музыку и слова. Потом музыка включается вновь.
5. Конкурс гримеров. Загримировать и представить «актеров».
6. Постановка фильма – пантомима.

Ольга Скулкова ,
психолог,  Москва