Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/2007

Нам пишут

Игры с логопедом

Одно из направлений коррекции речевого развития старших дошкольников – формирование навыков словообразования. Словарь детей с недоразвитием речи отличается бедностью, недифференцированностью, малым количеством глаголов и прилагательных. Дети с трудом усваивают образование относительных прилагательных. Они либо совсем не справляются с заданием, либо образуют прилагательные, несвойственные русскому языку: «стекловый стакан», «мехиная шапка», «кожевая перчатка», «клюковый сок».
Начинать работу по формированию навыка образования относительных прилагательных можно с прилагательных, соотнесенных с продуктами питания (яблочный, рисовый, рыбный и т.д.), так как эти прилагательные встречаются наиболее часто.
В качестве фрагментов занятий с детьми 5–7 лет можно рекомендовать следующие игры и игровые пособия.

Дидактическая игра «В гостях у Винни Пуха»

Цели: практическое усвоение навыка образования относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными в роде, числе; активизация словарного запаса.
Оборудование: картинки с изображением фруктов и ягод, грибов, плакат формата А3, в центре которого фигурка Винни Пуха, а вокруг изображены стакан сока, пирог, конфеты, банка варенья, мороженое, пастила и т.п. Для детей 5 лет на плакате подбираются предметы мужского и женского рода в единственном числе, для более старших добавляются предметы среднего рода и множественного числа.
Описание. Детям предлагается ответить с опорой на предметные картинки, что приготовил Винни Пух для гостей. Какой получится у Винни Пуха сок (сливовый, грушевый, виноградный и т.д.)? Какая начинка у пирога (малиновая, вишневая, грибная)? Какие конфеты купил Винни Пух (шоколадные, сливочные, лимонные)?

Дидактическая игра «Поваренок»

Цели: формирование навыка словообразования, активизация словарного запаса, расширение представления об окружающем мире.
Оборудование: картонные шаблоны в виде кастрюлек с прикрепленными к ним целлофановыми пакетиками с различными сыпучими продуктами: вермишель, крупы, горох, фасоль.
Описание. Логопед раздает детям кастрюльки, они видят различные виды круп (например, пшенную, манную), уточняют названия продуктов и блюд, которые можно из них приготовить, сравнивают, чем вермишель отличается от макарон, горох от фасоли и т.д.
Затем дети образуют относительные прилагательные: вермишелевый, пшенная, рисовая, гороховый и т.п. Образованные прилагательные вводятся в различные предложения: «Из гороха можно сварить гороховый суп», «Я положу рис в кастрюлю и сварю рисовую кашу» и т.п.

Дидактическая игра «Ателье»

По количеству детей делаются карточки 15 ? 20 см с вырезанным внутри контурным изображением какого-либо предмета одежды. С обратной стороны подклеиваются кусочки различных тканей: ситцевой, шерстяной, шелковой, льняной. Можно также использовать кукольную одежду из различных тканей, меха, кожи. Детям предлагается ответить, какое платье, сарафан, куртку хочет себе сшить кукла.
Для закрепления навыка образования относительных прилагательных дети играют в лото «Что из чего?».
Лото представляет собой карточки размером 15 ? 20 см, на которых изображены по шесть различных предметов. Каждый из них может быть изготовлен из бумаги, пластмассы, стекла, глины, золота или другого материала. Педагог спрашивает у детей, что можно сделать из дерева. Дети находят на своих карточках такой предмет (карандаш, забор, матрешку, стул, лестницу, бочку и др.) и отвечают, используя прилагательные: «Из дерева можно сделать деревянную матрешку». За правильный ответ ребенок получает фишку, которой закрывает названную картинку.
Таким же образом отрабатываются прилагательные, соотнесенные с названиями других материалов. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на карточке.
Пример карточек, которые логопеды могут использовать в работе с детьми 5–7 лет, приводится ниже.

   

Елена Вренёва