Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/2007

Из первых рук

Где учиться спокойней

Интенсификация учебного процесса, появление школ нового типа, классов с повышенным уровнем учебной нагрузки отрицательно сказываются на самочувствии школьников. Поэтому особое значение приобретают исследования здоровья учащихся инновационных образовательных учреждений

Целью данной работы стал сравнительный анализ режима дня, состояния здоровья и психоэмоционального напряжения учащихся, обучающихся в классах различного профиля. С помощью социально-гигиенических и психофизиологических методов исследовались учебная нагрузка, особенности школьного и домашнего режима дня школьников, состояние здоровья и психоэмо­циональной сферы. Анализировались медицинские карты учащихся. С учетом функциональных нарушений, хронических заболеваний, уровня физического развития было проведено распределение учащихся по группам здоровья. Для изучения организации дня использовались хронометражные листы режима дня. Для оценки состояния психоэмоциональной сферы определялся уровень личностной (ЛТ), ситуативной (СТ) тревожности (опросник Спилбергера – Ханина) и общей школьной тревожности (тест Филипса). Обследованы 390 учащихся 5-х классов с общеобразовательным (I группа), гуманитарным (II группа) и математическим (III группа) профилями обучения.
Сравнительный анализ учебной нагрузки в классах различных профилей выявил, что обучение в профилированных классах отличается от обучения в общеобразовательных классах сложностью программы, большим объемом знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть школьники в процессе учебы, более сложными и объемными заданиями на дом. Недельная учебная нагрузка в профилированных классах выше, так как в них предусмотрены дополнительные факультативные занятия по профильным предметам, которые посещают все без исключения учащиеся. Кроме того, учебный процесс в профилированных классах завершается экзаменами в конце учебного года. В общеобразовательных классах экзаменов нет.
Изучение режима дня показало, что у большинства школьников он составлен без учета рекомендованных гигиенических норм. Особенности использования суточного бюджета времени обследованных школьников представлены в табл. 1.

Таблица 1

Время, затрачиваемое школьниками разных групп,
на различные виды деятельности в течение суток (час/сутки)

Как видно из приведенных данных, время подготовки домашних заданий в математических классах составляет 3,0 часа, что в 1,8 раза больше, чем у учащихся из общеобразовательных классов, и в 1,2 раза превышает возрастной гигиенический норматив. Среднее время подготовки домашних заданий у школьников общеобразовательных и гуманитарных классов меньше гигиенических норм. Анализ процентного соотношения учащихся показал, что примерно пятая часть школьников в общеобразовательных классах, почти четвертая часть учащихся гуманитарных и математических классов тратят на домашнюю подготовку более рекомендованных гигиенистами 2,5 часа. При этом 8% школьников гуманитарных классов домашние задания не выполняют.
Важной составляющей здорового образа жизни школьников является пребывание на свежем воздухе. По этому показателю у учащихся во всех классах выявлены существенные нарушения. Учащиеся общеобразовательных классов проводят на свежем воздухе в 2,3 раза меньше рекомендованной гигиенической нормы, школьники гуманитарных и математических классов – соответственно в 1,9 и 3,3 раза меньше.
Не менее важное место в структуре внеучебного времени школьников для восстановления умственной и физической работоспособности занимает продолжительность сна. Результаты исследования показывают, что средняя продолжительность сна детей из общеобразовательных классов составляет 10 часов, что соответствует гигиеническим нормативам. Учащиеся лицейских классов тратят на сон меньше установленных норм. Выдерживают гигиенический норматив продолжительности сна в общеобразовательных классах только две трети школьников, в гуманитарных – меньше половины, в математических – лишь пятая часть детей. Остальные недосыпают 3 и более часов, что решительно недопустимо для учащихся 11–12 лет. Хроническое недосыпание может привести к резкому снижению адаптационного потенциала школьников, а в некоторых случаях – и к срыву адаптации.
Выявлено также, что учащиеся профилированных классов больше тратят времени на просмотр телепередач, чем школьники из общеобразовательных классов.
Одним из недостатков образа жизни обследованных учащихся является выявленный низкий уровень двигательной активности. Больше половины школьников в общеобразовательных и математических классах не занимаются физическими упражнениями вне школы. В гуманитарных классах количество таких учащихся ниже и составляет чуть больше 35%. Большинство учащихся во всех классах утреннюю гимнастику не делают. Посещают спортивные секции около 30% школьников в общеобразовательных, треть в математических и менее 45% в гуманитарных. Полученные данные свидетельствуют: наиболее существенные нарушения нормативов режима дня выявлены у учащихся математических классов. При этом у школьников в математических классах наиболее низкий уровень двигательной активности. Установлено, что значительная часть школьников в гуманитарных классах регулярно посещает спортивные секции и делает утреннюю гимнастику.
Результаты проведенного анализа состояния здоровья учащихся представлены в табл. 2. Анализ показал, что среднее количество детей первой группы здоровья составило более четверти, при этом наиболее высокие результаты выявлены в классах гуманитарного профиля, что в 1,4 раза больше, чем в группе контроля (общеобразовательные классы). В математических классах отмечается самое низкое количество детей первой группы здоровья, что в 1,7 раза меньше таковых в общеобразовательных классах. Подавляющее большинство детей во всех классах отнесено ко второй группе здоровья. Дети третьей группы здоровья в гуманитарных классах встречаются в 1,2 раза реже, а в математических в 1,2 раза чаще по сравнению с общеобразовательными классами.

Таблица 2

Распределение обследованных школьников по группам здоровья (в %)

Что касается показателей психоэмоциональной сферы, то показатели личностной тревожности у мальчиков и девочек во всех классах находились в пределах умеренного уровня, при этом у мальчиков из гуманитарных классов значения ЛТ ниже, чем в группе контроля. Проведенный анализ показал, что в классах с гуманитарным профилем обучения школьников с умеренным уровнем ЛТ больше по сравнению с контрольным классом, а учащихся с высокой ЛТ – меньше. В классах с математическим профилем обучения выявлено значительное количество учащихся с высоким уровнем ЛТ.
Показатели ситуативной тревожности у учащихся во всех классах находились на уровне, соответствующем умеренной тревожности, однако у мальчиков и девочек в математических классах выявлены более высокие значения СТ по сравнению с показателями сверстников из общеобразовательных классов. У мальчиков и девочек в математических классах в 2,1 раза чаще регистрируются значения СТ, соответствующие высокому уровню, и почти в 1,5 раза меньше школьников с низким уровнем СT по сравнению с данными в общеобразовательных классах.
Сравнительный анализ индивидуальных данных школьников по показателю общей школьной тревожности позволил выявить в математических классах значительное количество учащихся с повышенной и высокой тревожностью и меньшее количество школьников с умеренной. В группе контроля у большинства учащихся установлена умеренная общая школьная тревожность. У школьников гуманитарных классов большая часть мальчиков и более половины девочек имеют умеренную тревожность. Повышенная школьная тревожность встречается почти у 13% мальчиков и 17% девочек. Высокая тревожность установлена почти у пятой части девочек. Во всех классах выявлено меньшее количество школьниц с умеренным уровнем школьной тревожности и больше учениц с повышенной и высокой общей школьной тревожностью по сравнению с данными, полученными в группе мальчиков.
Выводы:
1. Организация учебного процесса в профилированных классах сопровождается более сильным воздействием на организм учащихся неблагоприятных факторов (повышенная учебная нагрузка, усложнение учебных программ, объемные домашние задания, высокое нервно-эмоциональное напряжение во время экзаменов).
2. Наиболее выраженные нарушения гигиенических норм режима дня (время подготовки домашних заданий, активного отдыха на воздухе, продолжительности ночного сна) обнаружены у учащихся в классах с математическим профилем обучения.
3. Состояние психоэмоциональной сферы учащихся математических классов характеризуется высокой тревожностью, что подтверждено большими значениями СТ и значительным количеством учащихся, имеющих показатели ЛТ, СТ и общей школьной тревожности, соответствующие высоким.

Литература

1. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий обучения на здоровье школьников. Московский комитет образования, Российская академия образования, центр «школа и здоровье» / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. – С. 112.
2. Камаев И.А., Павлычева Л.И., Васильева О.Л., Коптева Л.Н. Социально-гигиенические особенности организации учебного процесса и режима дня старшеклассников лицеев // Гигиена и санитария. – 2003. – № 5. – С. 45–46.
3. Онищенко Г.Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария. – 2001. – № 5. – С. 7.
4. Хорошева Т.А., Бурханов А.И. Влияние учебного процесса на физическое развитие учащихся начальных классов инновационных школ // Гигиена и санитария. – 2004. – № 4. – С. 57–60.

Е. Рукавкова