Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2007

Технология

Занятия 16, 17

Занятие № 16. НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Задачи
• Дать детям представление о нервной системе человека, ее роли в жизни.
• Уточнить знания об органах чувств.
• Познакомить с правилами гигиены зрения, слуха, нервной системы.
• Воспитывать желание быть здоровым.

Материалы к занятию
• Космический корабль, инопланетянин; рисунок головы в разрезе, с отделами; грамзапись группы «Зодиак» с космической мелодией, проигрыватель, игрушечная тарелочка из алюминия, деревянный кирпичик.

Ход занятия

Дети сидят полукругом на стульях, рядом приготовлен мольберт. Звучит космическая музыка, летит космический корабль, приземляется, из него выходит инопланетянин.

Инопланетянин: Привет, земляне! Вы меня не забыли? Я к вам уже прилетал – с планеты Альфа. Я рассказал альфитам про людей, как здоро­во они устроены. Нам всем понравились земляне! Они так много умеют, они такие добрые и умные! И откуда вы столько знаете?
Воспитатель: А действительно, откуда человек столько знает о том, что его окружает? Кто ему об этом рассказывает? (Ответы детей.)

(Если дети затрудняются, воспитатель помогает им: ставит на стол игрушечную тарелку.)

Что это?
Дети: Тарелка.
Воспитатель: А как вы узнали? (Ответы детей.)
Конечно, вы ее видите. Значит, кто вам об этом сказал? (Ответы детей.)
Да, ваши глаза увидели и сказали вам: это тарелка. А какая она, из чего сделана? (Ответы детей.)
Правильно, металлическая, алюминиевая. Как вы догадались? (Ответы детей.)
Да, по цвету можно определить. А если бы она была покрашена, вы могли бы догадаться, из чего она сделана? Как? (Ответы детей.)
Правильно, по звуку. Металл звенит даже при легком ударе: мы поставили тарелку, она звякнула – значит, она металлическая. А кто нам рассказывает о звуках? (Ответы детей.)
Наш слух и наши уши ощущают звуки. А что еще ощущает человек, кроме звуков и красок?

(Если дети в затруднении, воспитатель предлагает кому-нибудь из них закрыть глаза и дает в руки деревянный кирпичик.)

Да, ребята, когда человек не может увидеть глазами, он ощу­пывает руками и узнает предмет на ощупь. Это труднее, чем глазами, но возможно. Чем мы ощущаем? (Ответы детей.) Кожей пальцев. Это тоже орган чувств – осязание. А когда мы кладем пищу в рот, мы что ощущаем? (Ответы детей.) Ее вкус. А когда нюхаем? (Ответы детей.) Ее запах. Вот сколько органов чувств есть у чело­века.
Инопланетянин: Сколько? Я не успел посчитать.
Воспитатель: Давайте, дети, посчитаем. (Дети считают вслух.) Пять органов чувств. От них мы узнаем, что нас окружает. Без органов чувств человеку было бы очень трудно жить в этом мире. Не случайно почти все они расположены… где? (Ответы детей.) Правильно, на голове.
Инопланетянин: А почему на голове?
Воспитатель: Потому что голова – самый защищенный орган. Все самое важное у человека защищено костями. Без руки человеку трудно, но жить он сможет, а вот без головы – никогда. Поэтому голова укрыта толстыми костями черепа. Ведь в голове находится центр управ­ления нашим телом – мозг. Без мозга человек ничего не сможет делать.
Инопланетянин: Ой, как интересно! Что же это за мозг у вас такой? Зачем он нужен?
Воспитатель: Дети, кто знает, что такое мозг? (Ответы детей.) Мозг – это ко­мандир нашего тела. Он находится вот тут, в черепной коробке (показывает на себе). В нем несколько отделов, и каждый отдел отвечает за свою работу. Вот на этой картинке художник нарисовал нам эти отделы. Один отдел мозга принимает всю информацию от наших органов чувств, как бы слушает, что говорят нам наши глаза, уши, нос или кожа. Эти человечки разбирают, что важно из этих сообщений, а что нет. Важные сообщения они отправляют в другой отдел – отдел памяти (показывает на картинке). Здесь как бы библиотека: здесь записано то, что нам важно знать, помнить. А вот эта часть мозга обес­печивает работу наших органов – сердца, легких, дает им команды, когда что делать. В нашем мозге есть и сторожевой отдел: в случае опасности отсюда подается команда действовать. Человек настораживается и готовится бежать, или защищаться, или драться…
Инопланетянин: Я понял. Как это здорово, что у вас есть мозг! Без мозга вы не могли бы меня ни увидеть, ни услышать, ни поговорить со мной. И вообще даже не узнали бы меня и не вспомнили (смотрит на картинку). А вот это что такое? (Показывает на часть спинного мозга.) Провода, что ли?
Воспитатель: Можно и так сказать. Это нервы. По ним идут сообщения от мозга ко всем частям тела и наоборот. Где бы я ни потрогала Галю, ее мозг сразу же узнает, в каком месте я к ней прикоснулась. Потому что к каждой части тела от головного мозга идут тоненькие ниточки нервов, по ним передается сообщение мозгу. Вот здесь, в по­звоночнике (показывает на ребенке), все нервы собираются будто в толстый жгут, как бы в веревку. А чтобы нервы случайно не повредились, они защищены позвонками. Ведь если повредить в каком-нибудь месте эти нервы, как тогда мозг передаст команду рукам или ногам? Они не смогут двигаться, хотя сами руки или ноги будут целыми. Поэтому самое страшное – сломать шею. Тогда человек или животное сразу гибнет. Да и когда спина ломается – это тоже страшно: человек не может ходить, сидеть. Умные люди знают об этом и берегут свою голову и спину от ударов, падений.
Инопланетянин: А что хорошо для вашего мозга, для нервов?
Воспитатель: Все вместе – мозг и нервы – называется нер­вной системой. Для нервной системы полезно правильное чередование работы и отдыха. Посмотри на детей: видишь, они сначала очень внимательно слушали, а сейчас им уже труднее это делать, они утомились. Значит, надо передохнуть, заняться чем-то другим. Значит, надо что теперь делать?
Дети: Подвигаться!
Воспитатель: Правильно, подвигаться. Давайте поиграем, а потом еще поговорим.

Физкультминутка: подвижная игра «День – ночь»

Воспитатель: Все в природе чередуется: день сменяется ночью, а потом снова наступает день. И наш организм не может жить по-другому. После активного движения надо отдохнуть, расслабиться. Поэтому все животные и люди обязательно спят. Без сна человек становит­ся нервным, раздражительным, больным. Мозг не может без сна отдохнуть как следует. Как вы думаете: что человеку нужно, чтобы хорошо выспаться? (Ответы детей.)
Вы правы, ребята. Какие вы наблюдательные! Удобная и чистая постель. Она не должна быть слишком мягкой. Ведь в мягкой постели позвоночник сильно изгибается – значит, зажимаются нервы в спине. Лучше всего спится в проветренной комнате, на свежем воздухе. Полезно погулять перед сном. Трудно человеку спать в шуме. Да и вообще сильный шум утомляет нервную систему. Поэто­му разумные люди никогда не шумят ночью: ведь ночью все отдыхают, спят.
Инопланетянин: Значит, если будешь хорошо высыпаться, с головой будет все в порядке?
Воспитатель: Не только это. Все, что хорошо для нерв­ной системы, хорошо для всего организма… Ребята, как вы думаете: что нужно, чтобы жить долго и быть здоровым? (Ответы детей.)
Верно! Надо хорошо есть – мозгу нужно питание, как и всему телу. Надо побольше быть на свежем воздухе – мозгу нужен кислород, как никакому другому органу. Надо активно двигаться – бегать, прыгать, ходить – и вовремя отдыхать, тогда кровь будет хорошо бегать по всему организму и вовремя доставлять и пищу, и кислород.
Но есть еще одно важное условие, если вы хотите, чтобы ваши нервы были крепкими долгие годы. Надо быть добрым – к себе, к людям, к животным, растениям. Когда человек злой, когда он любит только себя, у него мало радости в жизни. А без радости организм слабеет и быс­тро старится. Научитесь видеть хорошее вокруг себя и не огорчайтесь по пустякам. Пусть всегда у вас будет хорошее, веселое настроение. И не обижайте друг друга зря. Ведь все наше – и хорошее, и плохое – возвра­щается к нам: если вы с недобрыми чувствами относитесь к людям, потом и люди повернутся к вам спиной, а если вы добры, то вокруг вас будет много хороших людей – и вы проживете долгую и счастливую жизнь.
Инопланетянин: Я обязательно это запомню! А теперь мне пора. До свидания!
Воспитатель: Лети к себе, на планету Альфа. Пусть будет легким твой путь!

(Корабль улетает.)

Занятие № 17. ДОРОГА К ЗДОРОВЬЮ

Задачи
• Обобщать и расширять представления детей о том, из чего складывается здоровье.
• Воспитывать желание быть здоровым.

Материалы к занятию
• Карта-схема «Путешествие к Замку здоровья», плоскостной монитор с экраном для сменных картинок; картинки: старуха Инфекция, Куталка, Закалялка умный, Закалялка глупый, Нехочуха, Обжорка, Вкусняшка, Сластена, Чистюлька, Режимыч, Злючки, Обижалка, Боястик, Жадина, Веселинка.
• Дидактическая игра «Что можно, чего нельзя».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, мне сегодня по электронной почте пришло странное сообщение от нашего Зожика. Говорила я ему: нельзя долго играть в компьютерные игры! Вот пожалуйста: наш Зожик попал в компьютер и теперь не знает, как из компьютерной игры выбраться. Помощи просит. Игра-то хорошая: «Проложи дорогу к Замку здоровья». Но злая колдунья Инфекция сумела заразить нашего Зожика, и он теперь многое просто забыл. Ведь когда болеешь, соображать гораздо труднее. Если Зожик не сможет проложить дорогу к Замку здоровья, если возьмет себе в попутчики не тех друзей, он никогда не выберется из компьютера, так и будет жить только там, в компьютерной игре.
У меня есть схема этой игры (показывает детям). Вот Замок здоровья, вот тут наш Зожик. Ему надо пройти мимо этих деревень и взять с собой в попутчики всех, кто помогает быть здоровым. Поможем Зожику?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте посмотрим карту-схему. Первой у нас обозначена деревня Вкуснотеево. Ну конечно! Чтобы быть здоровым, надо обязательно правильно питаться. А что значит правильно питаться? (Ответы детей.).

(Воспитатель выставляет на монитор картинки с тощим Нехочухой, толстым Обжоркой, Сластеной с кариесными зубами и румяным Вкусняшкой.)

Ну-ка, ну-ка, посмотрим, что у нас показывает компьютер. Кого же мы возьмем в помощники Зожику? Кто из них настоящий друг здоровья?

(Воспитатель называет имена персонажей, озвучивает их.)

Нехочуха: Я не хочу есть! Я не люблю суп! Я не люблю котлеты!
Обжорка: А я все люблю! Да побольше, побольше. Я бы ел и ел все время, потому я такой толстый.
Сластена: А я люблю только сладкое – конфеты, печенье, шоколадки. Зубы у меня, конечно, попортились, да ладно – все не заболят!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете: помогут Зожику проложить дорогу к Замку здоровья Обжорка, Нехочуха и Сластена? Почему? (Ответы детей.)

(Воспитатель ставит на монитор Вкусняшку.)

А вот еще один житель деревни Вкуснотеево – Вкусняшка. Румяный и бодрый, сильный и здоровый. Что ты любишь есть, Вкусняшка?
Вкусняшка: Я люблю разнообразную пищу: и молочную, и мясную, и овощную, и крупяную. Ведь моему организму нужны самые разные питательные вещества: и белки, и жиры, и углеводы. Главное, чтобы их было и не много, и не мало. А чтобы все они нормально усвоились, нужны витамины. Знаете, в каких продуктах много витаминов? (Ответы детей.) Правильно, поэтому фрукты и овощи нужно есть каждый день и столько, сколько хочется.
Воспитатель: Ты умница, Вкусняшка! Ты один проложишь дорогу к Замку здоровья?
Вкусняшка: Нет, одному будет трудновато. Я могу познакомить вас с моими друзьями – Режимычем и Чистюлькой.
Воспитатель: Как хорошо, что ты нам подсказал! У нас есть на схеме дом Режимыча. Ты, Вкусняшка, отправляйся на помощь к нашему Зожику, а мы пойдем к Режимычу – просить его о помощи.

(Воспитатель ставит на монитор картинку с Режимычем.)
Режимыч: Чем могу помочь?
Воспитатель: Режимыч, Вкусняшка сказал, что ты помогаешь быть здоровым. Как это у тебя получается?
Режимыч: Да очень просто: надо все делать вовремя, лучше, если в одно и то же время. Наш организм любит и потрудиться, и отдохнуть, получить пищу утром, днем и вечером. А если вы едите нерегулярно, то слишком часто, то редко, пища не усваивается как надо. И сон должен быть регулярным. Лучше ложиться спать пораньше, чем попозже. Невыспавшийся человек – почти больной человек. И, конечно, надо больше двигаться.

Физкультминутка

Воспитатель: Хороший совет дал нам Режимыч. А теперь отправляемся к Чистюльке. (На монитор ставится картинка с Чистюлькой.) Она очень не любит грязи и микробов. Как вы думаете, ребята: Чистюлька – помощница здоровью или нет? Почему? (Ответы детей.)
Режимыч и Чистюлька пошли на помощь Зожику. А мы отправляемся в деревню Холодково.

(Воспитатель выставляет на монитор картинку с закутанным Куталкой, разумно одетым Закалялкой умным и полураздетым, посиневшим Закалялкой глупым с сосулькой в руках.)

Кто же из них Куталка? (Ответы детей.) Может он помочь найти путь к Замку здоровья? Почему? (Ответы детей.) Правильно, лучше быть закаленным. Что значит закаляться? (Ответы детей.) У нас есть Закалялка умный и Закалялка глупый. Как же закаляться разумно? Попробуем разобраться.

Дидактическая игра «Что можно, чего нельзя»

Дети раскладывают картинки на две стороны: то, что полезно для здоровья, и то, что вредно.
После игры воспитатель с детьми приглашают с собой Закалялку умного, сверяются по схеме, чертят пройденный маршрут.

Воспитатель: Вкусняшку взяли, Режимыча, Чистюльку позвали, Закалялка умный с нами… Вот деревня Душевная. Почему она так называется?

(Воспитатель ставит на монитор картинки со Злючкиным, Обижалкиным, Боястиком, Жадиной и Веселинкой.)

Слаженная работа всех органов нашего тела зависит от наших чувств и настроения! Когда мы злимся, или боимся, или сделали что-то плохое, наше сердце начинает биться не ровными, а учащенными толчками, желудок, печень сжимаются, хуже вырабатывают пищеварительные соки. От плохих мыслей, плохого настроения мы слабеем, и тогда болезнь, какая-нибудь инфекция легче нами овладевают. Кто помогает сохранить наше здоровье: Злючкин, Обижалкин, Боястик, Жадина? Нет, мы вас не возьмем, вы только помешаете Зожику. Мы возьмем с собой Веселинку.

(Воспитатель ставит куклу Зожика и картинки взятых персонажей.)

Вот наш Зожик, он выбрался из компьютера. Значит, он нашел дорогу к Замку здоровья!
Зожик: Спасибо вам, ребята. Вы таких замечательных попутчиков для меня нашли! И Вкусняшка, и Режимыч, и Чистюлька, и Закалялка умный, и Веселинка – все они наши друзья.

Татьяна Пешкина