Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2007

Технология

Занятие 12, 13, 14

Занятие № 12. КАК МЫ ДЫШИМ

Задачи
• Познакомить детей с органами дыхания и их функциями в процессе жизнедеятельности организма.
• Закреплять знания о пользе чистоты и свежего воздуха.
• Уточнить представления о правилах закаливания.
• Воспитывать желание быть здоровым и сохранять здоровье на долгие годы.

Материалы к занятию
• Кукла Зожик; рисунки-схемы: человек с изображением внутренних органов; рисунок работы легких; целлофановые пакеты по числу детей.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках перед воспитателем и мольбертом, на котором лежат рисунки-схемы, перевернутые обратной стороной. В руках у вос­питателя Зожик.

Зожик: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Зожик!
Воспитатель: Здравствуй, Зожик! Мы очень рады, что ты жив и здо­ров. Мы слышали о твоих приключениях на льду, о том, как ты ловил золотую рыбку. Хорошо, что милиционер тебя спас. Ты сильно испугался?
Зожик: Да, я очень испугался, когда понял, что могу провалить­ся под лед. Вода такая холодная! Да если бы было и лето, все равно страшно погрузиться в глубину. Я не умею плавать. Летом был я на речке, хо­тел поплыть, как рыбка, но только сунул голову в воду, а она как полилась мне прямо в рот, в нос! Я кашлял-кашлял! Хорошо, что там было мелко, я мог на ногах стоять, а то не знаю, что было бы...
Воспитатель: Ясно, что бы тут было... Что, дети? (Ответы детей.)
Конечно, ты бы просто захлебнулся и утонул. А знаешь почему? Нет? А вы, дети, знаете? (Ответы детей.)
Потому что ты не рыбка. Все живое дышит кислородом. Это такой полезный газ в воздухе, его нам зеленые листочки и солнышко дарят. И в воздухе этого кислорода много, гораздо больше, чем в воде. Рыбы всегда живут в воде, они привыкли доставать кислород прямо из воды, им его чуть-чуть надо. А людям, птицам, всем животным нужно много кислорода, без него они сразу погибнут – гораздо быстрее, чем без питья и еды… Попробуйте не дышать, закройте рот и нос.

(Дети экспериментируют.)

Убедились? Мы не дышать не можем. Кислород нужен нам каждую минуту, каждой самой маленькой частичке нашего тела – клеточке. А знаете, чем мы дышим? (Ответы детей.)
Правильно, мы дышим носом или ртом. Через нос или рот воздух попадает внутрь нас. Вот посмотрите (ставит на мольберт схему – изображение человека). Вот нос и рот, а от них внутрь ведет длинная трубка – трахея называется. Она подводит воздух к легким – вот они. Легкие большие, заполняют собой почти всю грудь (показывает на себе). Вот здесь у нас легкие. Пожалуйста, покажите, где у вас легкие. Они состоят из множества маленьких шариков. Когда мы вдыхаем, легкие расправляются, и все шарики наполняются свежим воздухом с кислородом. Вот посмотрите (ставит картинку с изоб­ражением процесса газообмена).
Они спешат к легким вместе с кровью. Подойдите поближе, посмотрите (поднимает детей со стуль­чиков). Вон как стараются – даже по два шарика берут, чтоб всем клето­чкам нашего тела хватило. Когда хватает кислорода и голове, и рукам, и ногам, и сердцу – вот тогда мы себя хорошо чувству­ем. А из клеточек нашего тела эти кровяные человечки забирают плохой, использованный воздух – углекислый газ называется. В легких этот плохой, отработанный воздух оставляют, как бы меняют хороший воздух на плохой. А когда легкие снова сожмутся, плохой воздух выдохнется наружу. Хотите проверить?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Это очень просто сделать. Возьмите по целлофановому пакету, разверните, пусть наполнятся воздухом. А теперь прижмите к лицу и подышите.

(Дети экспериментируют, пакеты убирают.)

Почему вам больше не хочется дышать воздухом из пакета? Ведь там же сначала был хороший воздух?
Дети: Сначала хороший, а потом плохой.
Воспитатель: Да, воздух в пакете стал плохим, в нем осталось мало кислорода – вы его использо­вали, «издышали», а в мешке скопился плохой, отработанный углекислый газ. А как вы думаете: когда нам нужно больше воздуха – когда мы спо­койно сидим или когда активно двигаемся? (Ответы детей.) Давайте проверим.

Физкультминутка

1. И.п.: основная стойка. Поднять руки вверх – вдох, опустить – выдох. Повторить 4–5 раз.
2. Приседания. Повторить 4–5 раз.
3. Наклоны вперед, руками коснуться пола. Повторить 6 раз.
4. Прыжки на носках. 15–20 сек.

Воспитатель: Посмотрите, как глубоко вы сейчас дышите и гораздо чаще, чем при спокойном состоянии.
Зожик: А почему в пакете так быстро кончился воздух? А в вашей комнате может когда-нибудь кончиться хороший воздух – кислород?
Воспитатель: Конечно, может. И чем больше в комнате людей, тем быстрее. И даже если в комнате мало людей, то когда-нибудь кисло­род все равно может кончиться.
Зожик: А что же делают люди, чтобы этого не случилась?
Воспитатель: Содержат дома и в помещениях комнатные растения. Зеленые растения очень полезны в доме. Но много их не поместишь в комнате, да и ухаживать за ними не все, к сожалению, умеют. А иногда просто некогда – в цехе завода, например. Поэтому люди поступают проще: они делают форточки и окна, которые можно открывать и закрывать, когда надо. Если в помещении становится душно, комнату проветривают.
Зожик: А как вы думаете: где больше всего свежего воздуха?
Воспитатель: Конечно, на улице, там, где много деревьев и кустарников, а еще – где мало машин и заводов. Ведь машины и заводы забирают очень много кислорода. Поэтому гулять вдоль шумных дорог не только не полезно, но даже вредно. А чтобы воздух в городе был чище, люди сажают деревья и кусты во дворах своих домов, устраивают большие парки, скверы, обязательно сажают дере­вья вдоль больших дорог. И берегут эти деревья. Только глупый или недобрый человек ломает деревья или кусты. Ведь людей в городе так много, а дерево растет так долго! Умный и добрый человек знает: лучше жить здоровым много-много лет и делать добрые дела, чем быть слабым и болеть. Вот поэтому, Зожик, мы ходим каждый день на прогулку, дышим свежим воздухом. У нас в детском саду много красивых деревьев и кустарников. Мы за ними ухаживаем и не ломаем их.
Зожик: Я все понял! Я теперь совсем не буду заходить домой! Все время буду жить на улице, чтобы всегда дышать чистым воздухом и быть здоровым-прездоровым.
Воспитатель: Милый Зожик, зачем же тогда, по-твоему, строят дома? Ребята, объясните Зожику, почему нельзя все время жить на улице. (Ответы детей.)
Понял, Зожик? Люди не могут жить без тепла. Вот если летом, тогда хоть целый день гуляй и спи на балконе. А в холодное время года можно переохладиться, замерзнуть. Когда ты сильно замерзаешь, то вредные микробы, которые есть у каждого, начинают быстро разм­ножаться внутри тебя. Их становится так много, что маленькие красные человечки в крови не успевают с ними сражаться – и человек заболевает. Что было с тобой, когда милиционер тебя спас?
Зожик: Он меня укрыл своей шинелью и начал растирать мою мокрую ногу. Ей потом даже теплее стало.
Воспитатель: А знаешь зачем?
Зожик: А, я догадался: чтобы скорее согреться и не простыть. Только я на другой день все равно закашлял. Не пойму почему. Я ведь воду не пил холодную и сосульку не сосал...
Воспитатель: Дети, как вы думаете: почему Зожик стал кашлять? (Ответы детей.)
Конечно, ты слишком переохладился в ледяной воде – и весь твой орга­низм замерз, вот микробы на тебя и напали. А чтобы их выбросить из себя, ты и кашлял. Хорошо еще, что тебя вовремя согрели, микробы не успели в легкие забраться, а то бы воспаление легких было. Тогда уколы пришлось бы делать, спасать тебя.
Зожик: Значит, я микробами кашлял?
Воспитатель: Да, а ты не знал? Мы всегда кашляем, когда к нам в дыхательные пути попадает что-нибудь лишнее – микробы, или пыль, или вода, иди крошка от еды. Это наш организм защищает себя от того, что ему вред­но.
Зожик: А как же моя воспитательница? Она могла заболеть от моих микробов?
Воспитатель: Могла. Но не заболела. А знаешь почему? Во-первых, пото­му, что ты когда кашлял и чихал, то прикрывал рот рукой.
Зожик: Да. Меня так воспитательница учила: если чихаешь или кашляешь, то обязательно прикрой рот рукой, а еще лучше – платочком.
Воспитатель: Вот поэтому микробы не разлетелись по всей комнате. Во-вторых, воспитательница часто проветривала твою комнату. Микробов уносило в форточку на улицу, и они там погибали. В-третьих, она всегда дышит носом, а не ртом – ты заметил? Это очень важно – всегда дышать носом, а не ртом. Когда воздух проходит через нос, он согре­вается и очищается. У нас в носу много маленьких волосков и слизи. Вот микробы и запутываются в этих волосках, приклеиваются к слизи. Надо только нос вовремя очищать, высмаркиваться. Когда этих микробов собирается в носу очень много, то слизь мешает дышать, а микробы могут пробираться дальше в горло или ухо, и там будет болеть.
А еще хотите, я открою секрет? Когда человек правильно ведет себя, заботится о своем здоровье, закаляется, он становится все крепче и крепче – и микробы сами начинают его бояться и не пристают к нему. Очень полезны для здоровья свежий воздух и движение. Только не переохлаждайтесь и не перегревайтесь.
Зожик: Ну, мне пора. Спасибо вам, ребята. Я многое узнал сегодня у вас. Теперь я ни за что не заболею. До свидания, друзья!

Занятие № 13. ПИЩЕВАРЕНИЕ

Задачи
• Познакомить детей с органами пищеварения и их функциями в процессе переваривания пищи.
• Закреплять правила ухода за зубами.
• Уточнить представления о правилах приема пищи, подчеркнуть значимость их выполнения для здоровья человека.
• Воспитывать желание быть здоровым, сохранять здоровье на долгие годы.

Материалы к занятию
• Зожик; рисунок-схема, изображающая внутренние органы человека; рисунки ротовой полости, желудка, кишечника, пря­мой кишки; мольберт; баночки с водой (сладкой, соленой, кислой); пипетка.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках перед мольбертами. Воспитатель держит в руках Зожика.

Воспитатель: Дети, смотрите, кто к нам пришел! Это Зожик. Я вам про него читала. Здравствуй, Зожик!
Зожик: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Мы дав­но тебя ждем, а ты все не приходил… Что-то случилось?
Зожик: Я очень хотел к вам прийти, но не мог. Меня пригласили в гости к зайчонку Степашке. Его мама приготовила столько вкусного! Ну все было вкусно: и котлеты, и картошка, и салаты, и рыба под соусом! А какой был торт! Со взбитыми сливками и мармеладом! Доктор Геннадий Михайлович говорил мне: чтобы быть здоровым и силь­ным, надо хорошо кушать. Я очень хочу быть здоровым и сильным. Я ел, ел, ел… Знаете, какие большие куски я глотал! Только потом почему-то у меня заболел живот и я совсем не чувствовал себя здоровым и силь­ным. Марфа Ивановна положила меня в постель и дала невкусной касторки. Вот поэтому я и не приходил.
Воспитатель: Ах, Зожик! Ты же сам себе навредил! Разве можно объедаться, да еще глотать пищу большими кусками? Никакой желудок не сможет переварить большой кусок. Для того у нас и зубы, и язык. У нас все дети знают, как надо кушать. Кто расскажет Зожику, что надо делать, чтобы еда пошла на пользу, а не во вред?

Дети рассказывают о правилах:
1. Руки мой перед едой.
2. Есть надо за чистым столом, из чистой посуды.
3. Ешь спокойно за столом, не глотай, как львица,
Это вредно, и притом можно подавиться.
4. «Когда я ем, я глух и нем», «Когда я кушаю, я никого не слушаю».
5. Жуй пищу с закрытым ртом.
6. Кто долго жует, тот долго живет.
Зожик: А почему надо есть только чистыми руками, за чистым столом, из чистой посуды?
Дети (вместе с воспитателем): В грязи много вредных микробов и даже могут быть яйца глистов. Если они попадут внутрь человека, человек может серьезно заболеть.
Воспитатель: А хотите знать, что происходит с едой внутри нас?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Отгадай, Зожик, загадку, и узнаешь, куда попадает еда сначала.
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб –
Всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю.

Что же это за красные двери в моей пещере? Помогите, ребята, Зожику. (Ответы детей.)
Конечно же, это губы. Как двери, они могут открываться и закрываться. А что стало бы, если бы у нас не было губ? (Ответы детей.)
Правильно, жидкая пища выливалась бы изо рта – и мы не могли бы пить. Нам бы тогда пришлось лакать воду, как кошкам или собакам, что очень неудобно для нас. Да и когда мы твердую пищу жуем, лучше держать рот закрытым. Тогда не будет слышно чавканья – мы не поросята. Покажите, ребята, Зожику, как вы жуете с закрытым ртом. (Дети показывают.) Видишь, Зожик, как красиво умеют есть наши дети? А что это за белые звери у двери? (Ответы детей.)
Конечно же, это зубы. Они пережевывают пищу. «Крепкие зубы здоровью любы». Но не все это понимают, и тогда зубы обижаются и начинают портиться. Ой, как неприятно, когда болят зубы! А что надо делать, чтобы зубы не портились? (Ответы детей.)
Правильно: во-первых, не надо грызть зубами что попало, а во-вторых, зубы надо чистить, освобождать от вредных микробов. Ты, Зожик, умеешь чистить зубы?
Зожик: А что там уметь! Пастой намазать и пополоскать.
Воспитатель: А вот и нет. Во-первых, щетка и стаканчик должны быть обязательно чистыми и только своими. Чужой щеткой зубы чистить нельзя. И чистить зубы надо все – и те, что спереди, и те, что по сторонам. И с внешней стороны, и с внутренней – вот так, сверху вниз и снизу вверх. (Имитирует чистку зубов.) Покажите и вы, ребята. (Дети показывают.) А что же делает во рту язык? (Ответы детей.)
Да, он помогает поворачивать пищу во рту. Язык – длинный и гибкий. А вот что еще умеет делать язык, вы мне скажете после небольшой игры.

Игра «Угадай какая»

Воспитатель: Посмотрите, у меня стаканчики с прозрачной водой. Как вы думаете: одинаковая вода во всех стаканчиках? Идите ко мне, Даша, Галя, Оля. Закройте глаза, откройте рот. (Воспитатель пипеткой капает в рот детям соленую, сладкую или кислую воду.) Какая на вкус вода? (Ответы вызванных детей.)
Чем же отличается вода в этих стаканчиках? (Ответы детей.)
Правильно, вода раз­ная на вкус – сладкая, соленая, кислая. Еще бывает горький вкус, очень неприятный. А как вы узнали, что вода разного вкуса? (Ответы детей.)
Правильно, язык ощущает вкус. Чтобы узнать, какова пища – сладкая, соленая, кислая или горькая, – еду надо положить на язык, иначе вкуса не узнаешь. А если еда плохая, язык такую еду просто вытолкнет изо рта.
Люди говорят: «Кто долго жует, тот долго живет». Пища должна стать во рту как каша, без комков и хорошо смоченная слюной. Тогда она легко пройдет по пищеводу. Вот он (показывает на схеме) – длинная тонкая трубка ведет пищу прямо в желудок. Пищу ведет пищевод. А желудок (показывает на рисунке) похож на мешок. Он у нас вот здесь (показывает на себе). В нем собирается проглоченная еда. Желудок никогда не бывает пустым, в нем есть желудочный сок, а в соке живут вот эти маленькие нарисованные человечки. Их зовут «ферменты». Подойдите поближе (поднимает детей со стульев), посмотрите, что делают фермен­ты. Они еще больше измельчают пищу, и она проходит в кишечник (показывает на схеме). В кишечнике тоже есть ферменты, только другие. Они еще больше мельчат кусочки еды, делают их такими меленькими, чтобы они могли пройти в окошечки в стенках кишечника, – вот они, посмотрите. К этим окошечкам подходят маленькие человечки, которые находятся в крови, забирают еду и несут по всему телу. Кор­мят наше сердце, легкие (показывает на схеме), наши мышцы, чтобы они росли и могли работать. Только эти человечки очень-очень маленькие, и окошечки в нашем кишечнике тоже совсем крохотные, просто так их не увидишь, только под сильным микроскопом. Хотите – покажу, как происходит всасывание пищи в кишечнике?
Дети: Да, очень хотим.
Воспитатель (сажает детей на стульчики): Вот тарелка с жидкой пищей, а вот салфетка. Как и в кишечнике, дырочек в ней не видно, они очень мелкие, но они есть. Если я прикоснусь салфеткой к жидкой еде, она всосется через стенки салфетки – вот, посмотрите (показывает), на тарелке почти ничего не осталось, только крупные частички, непереваренные.
А куда же потом попадают непереваренные остатки пищи? Их надо вывести из организма. Вот эти человечки выталкивают их из нас. Посмотрите, как они стараются, прыгают! Нельзя мешать им. Мы чувствуем, когда непереваренных остатков скапливается много, и тогда спешим в туалет. Они не нужны организму, эти непереваренные остатки. Нельзя долго терпеть, обязательно надо вовремя идти в туалет, иначе организму может стать плохо.
Видишь, Зожик, как трудятся внутри тебя малень­кие ферменты, чтобы ты рос здоровым и сильным. Если ты будешь правильно вести себя за столом, им будет легче для тебя трудиться. Чтобы еда лучше усвоилась, люди придумали разные хорошие слова, которые говорят за столом. Какие хорошие слова ты знаешь?
Зожик: Я не помню.
Воспитатель: Помогите, ребята, Зожику. (Ответы детей.)
Вот какие хорошие слова говорят перед едой и во время еды. Запомни их, Зожик. А неприятные слова за столом совсем не говорят.
А еще, Зожик, после еды сразу нельзя бегать, прыгать, кувыркаться. А то вместе с тобой внутри вся еда запрыгает, как же тогда ферменты ее измельчат? Надо поиграть спокойно. Или сделать волшебные упражнения. Ты знаешь какие? Нет? А вы, ребята, знаете упражнения, от которых лучше переваривается пища? Эти упраж­нения придумали йоги – индийские волшебники. Они жили подолгу, больше ста лет, потому что умели быть здоровыми. Хотите, научу? Ложитесь на ковер так, чтобы не мешать друг другу.

Комплекс упражнений по системе йогов для пищеварения

1. И.п.: лежа на спине. Тянем левую ногу пяткой вперед, левую руку вверх вдоль туловища на вдохе. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим «ид-д-да».
2. И.п. то же. Тянем правую ногу пяткой вперед, правую руку вверх вдоль туловища на вдохе. Задерживаем дыхание, на выдохе произносим: «пин-галла».
3. И.п. то же. Тянем обе ноги пяточками вперед и двумя руками тянем­ся вверх вдоль тела. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «йусумна».
4. Массаж живота. Поглаживание живота по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком.
5. «Заводим машину». И.п.: сидя по-турецки. Ставим все пальчики (кроме больших) на сере­дину грудины и вращательными движениями по часовый стрелке заводим машину со звуком «ж-ж-ж». Затем против часовой стрелки.
6. «Лепим уши Чебурашке». Поглаживаем ушные раковины, поглаживаем внутри бороздки (воз­действуем на точки кишечника, выходящие на ушные раковины).

Воспитатель: Трудно? Зато очень полезно. И если вы станете делать эти упражнения каждый раз после еды, вы обязательно будете здоровыми и сильными. А это – самое главное.
Зожик остается с вами поиграть.

Занятие № 14. О СЕРДЦЕ И КРОВООБРАЩЕНИИ

Задачи
• Познакомить детей с кровообращением и его значением в процессе жизнедеятельности организма.
• Уточнить представления о правильном режиме, его роли в укреплении сердца.
• Воспитывать желание быть здоровым и сохранять здоровье на долгие годы.

Материалы к занятию
• Таблицы-схемы с изображением сердца, функций крови; Зожик (игрушка).

Ход занятия

Воспитатель держит в руках Зожика, дети сидят полукругом перед мольбертом.

Зожик: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Зожик!
Воспитатель: Здравствуй, Зожик! Как живешь?
Зожик: Спасибо, хорошо! Я стараюсь быть здоровым и сильным. Я помню, что вы ребятам рассказывали.
Воспитатель: Извини, Зожик, я тебя перебью. Пусть ребята сначала расскажут, что для здоровья полезно, что надо делать, чтобы быть здоровым. (Ответы детей.)
Зожик: Да, я тоже так делаю. Я хорошо прожевываю пищу и во время еды думаю о приятном. И гуляю я помногу, только стараюсь не переохлаждаться. А еще я подолгу не засиживаюсь на одном ме­сте. Мне доктор говорил: «Движение – это жизнь». Я видел по телевизору соревнования спортсменов. Они мне так понравились! Такие все быстрые, сильные, ловкие! Воспитательница сказала, что они такие потому, что много тренируются. Я тоже решил стать спортсменом. Пошел на улицу, чтобы свежего воздуха было побольше, и начал бегать. Бегал, бегал, бегал... Сначала мне было легко бежать, а потом все труднее и труднее. И дышать труднее, и в груди что-то так стучало! Я пришел домой и лег. А воспитательница подумала, что я заболел, и вызвала врача. Он меня послушал трубочкой и сказал: мое сердце на меня пожаловалось, что я плохо с ним обращаюсь. А я сердце не обижал. Я ведь даже не знаю, какое оно, сердце.
Воспитатель: А вы, ребята, знаете про сердце? Что это такое? (Ответы детей.)
Сердце – это такой маленький орган, как насос, который есть в груди у каждого человека, животного, птицы. И всю жизнь этот насос работает, стучит в нашей груди, перегоняет, двигает кровь по всему организму, чтобы человечки, живущие в нашей крови, могли разносить по телу питание и кислород. Вот здесь нарисовано человеческое сердце (показывает схему). Видите, как будто два мешочка срослись – один фиолетовый, другой бордовый. А знаете, почему у них разный цвет? Кто из вас догадается, без чего человек не проживет и 5 минут? (Ответы детей.)
Конечно же, без воз­духа, а точнее – без кислорода. Вот в этой половине сердца кровь ярко-красная, она насыщена кислородом. Как вы думаете: откуда такая кровь поступает к сердцу? Где кровь насыщается кислородом? (Ответы детей.)
Правильно, эта кровь пришла от легких. А в левой половине сердца кровь темная, в ней мало кислорода, но много углекислого газа, собранного со всего организма. Где же обменивается углекислый газ на кислород? (Ответы детей.)
Да, в легких. Значит, эта темная, венозная кровь должна пройти к легким, чтобы освободиться от углекислого газа. Так кровь и идет через сердце: эта половина гонит кровь от легких, а эта – к легким.
Зожик: Значит, сердце перегоняет кровь. А почему оно стучит?
Воспитатель: Потому что сердце как бы выталкивает кровь толчками. Вот представьте: это – сердце (показывает сжатый кулак). Вот в него наливается кровь. Сердце расширяется, а чтобы протолкнуть кровь дальше, оно должно быстро сжаться – вот так: тук! (Сжимает плотно ку­лак.) Поэтому и слышно, как сердце стучит.
Зожик: А как же кровь не перепутается, куда какой течь?
Воспитатель: О, какой интересный вопрос! Дело в том, что вся кровь в любом живом теле льется не просто так, а по специальным тру­бочкам – тонким и совсем тонким. Вот посмотри на мою руку: видишь, голубоватые вены. Это крупные сосуды, их видно под кожей, а от них отходит много-много мелких сосудов, которые просто глазом не увидишь, но они пронизывают все тело, подходят к каждой клеточке. В каком бы месте мы ни укололи тело, везде покажется кровь. Вот палец, сосудов не видно, но когда для анализа уколют иголочкой – обязательно пока­жется капелька крови.
Зожик: А зачем сердцу надо перегонять кровь по всему телу?
Воспитатель: Ребята, попробуйте объяснить Зожику, что будет, если кровь перестанет двигаться по телу. (Ответы детей.)
Воспитатель (обобщает): Во-первых, всему телу нужен кислород, его обязательно надо приносить каждой клеточке. Во-вторых, каждая частичка нашего тела должна питаться, и только жидкая кровь может принести питание от нашего желудка, нашего кишечника. Вот посмотрите на эту картинку. Здесь нарисованы кровяные человечки. Эти несут воздух, меняют плохой на хороший – на кислород. Другие кормят все наше тело, каждой клеточке несут питание. А эти борются с микробами. Если вдруг какой-нибудь заберется внутрь нас, кровяные человечки его сразу увидят и тут же постараются его уничтожить. А если микробов оказалось много в крови – заразились мы, например, или простудились, – представляете, какая драка идет внут­ри нас?! Бедные кровяные человечки начинают бегать еще быстрее, серд­це бьется чаще – у нас поднимается температура. А когда внутри нас жарко, микробам это очень не нравится. Поэтому при простуде мы согреваем ножки, мамы ставят горчичники, поят горячим молоком с медом или маслом, чтобы помочь вашим кровяным человечкам победить микробов, чтобы микробам стало жарко. А вот эти кровяные человечки, что закрывают ранку, заклеивают ее специальным вязким веществом. На месте ранки получается корочка, вы ее еще болячкой называете. А что было бы, если бы ранка не закрылась? (Ответы детей.) Правильно, и кровь могла бы вся вытечь, и микробы в кровь могли бы попасть. Ви­дите, сколько дел делают для нас кровяные человечки. А хотите, я вас познакомлю с упражнениями волшебников-йогов, которые улучшают работу сердца?
Дети: Да, хотим.

Физкультминутка: упражнения по системе йогов

1. И.п.: лежа на спине. Тянем левую ногу пяткой вперед, левую руку вдоль туловища на вдохе. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «ид-д-да».
2. И.п. то же. Тянем правую ногу пяткой вперед, правую руку вверх вдоль туловища на вдохе. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «пин-галла».
3. И.п. то же. Тянем обе ноги пятками вперед и обеими руками вверх вдоль тела. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «йусумна».
4. И.п.: сидя по-турецки. Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная» (массаж области груди).
5. И.п.: лежа на спине. Поднять руки и ноги вверх под прямым углом и мелко-мелко потрясти ими (упражнение для капилляров).
6. И.п. то же. Потереть ладонь о ладонь, побороться ладошке с ладошкой.
7. И.п. то же. Сомкнуть стопы ног. Руки с крепко сомкнутыми ладонями занести на всю длину над головой, затем провести ими медленно над лицом до пояса, пальцы ладоней направлены вперед к голове. Проделать вперед – назад 5 раз.
8. И.п. то же. Сомкнутые ладони рук пронести над телом, будто рассекая воздух, руки вытягивать как можно сильнее. Повторить 5 раз.

(Дети садятся на свои места. Зожик заглядывает в картинку-схему.)

Зожик: А я один раз порезал палец. Только кровь у меня долго не останавливалась, и мне помазали палец зеленкой и завязали белым бинтиком.
Воспитатель: У тебя, наверно, была глубокая ранка, поэтому твои кровяные человечки не смогли ее сразу закрыть.
Зожик: А зачем надо мазать зеленкой, или йодом, или одеколоном? (Ответы детей.) А почему бинт должен быть обязательно чистым? (Ответы детей.) А если кто-то очень-очень сильно поранился, что надо делать? (Ответы детей.) А вы знаете, как надо вызывать «скорую помощь»? (Ответы детей.) Я тоже хочу научиться.
Воспитатель: Пожалуйста, вот телефон, набирай «03».
Зожик: Алло, «скорая помощь»? Приезжайте скорее сюда (кладет трубку).
Воспитатель: Стоп-стоп, Зожик! Разве врач сможет приехать к тебе? Как вы думаете, дети? (Ответы детей.)
Правильно, надо назвать адрес и обязательно коротко и ясно рассказать, что случилось. Представим себе, что вы совсем большие, остались дома совсем одни, а ваши соседи на работе. И вдруг соседский мальчик Витя... Помогите мне придумать: отчего могла сильно потечь кровь у Вити? (Дети высказывают свои предположения.)
Кто покажет Зожику, как надо вызывать «скорую помощь»? (Показ.)
Теперь ты понял, Зожик?
Зожик: Да, понял. Надо набрать «03», сказать, что случилось, и назвать адрес. Только я не понял, почему доктор сказал, что я с сердцем плохо обращался. Почему оно на меня пожаловалось?
Воспитатель: А вы, ребята, не подскажете Зожику, почему когда он долго-долго бегал, то стал чувствовать себя не очень хорошо? Почему его сердечко пожаловалось доктору? (Ответы детей.)
Правильно. Иначе говоря: излишества вредны во всем. Ты слишком долго бегал. Сердце не может долго очень быстро гнать кровь. Оно устает и даже может заболеть от этого. Все хорошо в меру: побегал – отдохнул.
Зожик: Значит, лучше лежать, чем бегать?
Воспитатель: Ну что ты! Тогда ты скоро станешь вялым, слабым, дряхлым. Твое сердце разучится работать хорошо. Обязательно надо тренировать свое сердце – бегать, прыгать, активно двигаться, но – в меру, давая ему отдых. Переутомляться вредно. Поэтому мы все ночью спим, даем отдых всему организму, и в первую очередь – сердцу. И днем полез­но отдыхать после активного движения. Только так мы сможем жить долго и быть здоровыми. А еще я тебе открою маленький секрет: сердце любит доброту. Когда ты любишь людей и умеешь прощать им их ошибки, твое сер­дце спокойно и радостно, ему хорошо. А если ты злишься или обижаешься часто, это вредно твоему сердцу, оно быстрее старится. Берегите своих близких, не обижайте мам и пап и особенно дедушек и бабушек: они уже старенькие, и сердце у них слабее, чем у молодых. Если вы будете жить так, то проживете долго-долго и счастливо.
Зожик: Я все понял! Спасибо вам! До свидания!

Татьяна Пешкина