Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2007

Технология

Занятие 10

Занятие № 10. ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК

Задачи
• Формировать у ребенка представление о своей принадлежности к человеческому роду.
• Уточнять и расширять представления детей о назначении органов тела.
• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
• Воспитывать чувство собственного достоинства, оптимизм, гуманное отношение к другим людям, к природе.

Материалы к занятию
• «Летающая тарелка», инопланетяне; картинка-схема, изображающая внутренние органы человека (мозг, сердце, легкие, желудок); грам­запись «космической» музыки (группа «Зодиак»).

Ход занятия

Дети сидят полукругом на стульчиках. Звучит музыка. Появляется «летающая тарелка», кружит, приземляется на виду у детей. Появляются «инопланетяне».

Воспитатель: Смотрите, дети: кто это прилетел к нам? (Ответ детей.) Да, наверно, это инопланетяне. Как они не похожи на нас, людей! Интерес­но, они добрые или нет? Как бы нам об этом узнать?

(Инопланетянин приближается к воспитателю, «выбрасывает» маленький предмет.)

Воспитатель: Что это? Я, кажется, догадываюсь: это передатчик мыслей. Я слышу прямо в своем мозгу, что хочет сказать наш гость. Этот космический корабль прилетел к нам с далекой-далекой планеты Альфа. Там живут вот такие не похожие на нас существа – альфиты. Но они, как и мы, разумные существа, то есть умеют думать, умеют делать много полезных и нужных дел, от которых хорошо и им самим, и всем другим, живущим вокруг. Как и мы, люди, альфиты хотят больше знать обо всем, что их окружает. Поэтому они сделали себе космический корабль, пересекли тысячи космических пространств и прилетели к нам на Землю, чтобы поближе познакомиться с нами, побольше узнать о нас. Не сразу они решились показаться: сначала наблюдали за нами издалека, с помощью передатчика узнавали, добрые мы или злые. И когда поняли, что мы не сделаем им ничего плохого, приземлились у нас.

(Инопланетянин кланяется.)

Воспитатель: Смотрите, он поклонился. Значит, я правильно поняла. (К инопланетянину.) Что же нам рассказать о себе? (К детям.) Помогите мне, ребята. Что такое люди?

(Воспитатель выслушивает ответы детей, задает вопросы от имени пришельца.)

Инопланетянин: Вы так странно выглядите! Я не такой. У вас какие-то длинные концы (показывает на ноги и руки). Это что?
Дети: Ноги и руки.
Инопланетянин: Зачем вам ноги?.. А руки зачем? (Ответы детей.) Ой, как много вы можете делать руками! А что у вас на самом верху вашего тела? Я чувствую, что там текут ваши мысли...
Дети: Это голова.
Инопланетянин: А зачем вам голова? (Ответы детей.) В ней столько всего умещается!.. Это вы чем моргаете?
Дети: Глазами.
Инопланетянин: Они вам очень нужны? (Ответы детей.) А могут жить люди без глаз? (Ответы детей.) А можете закрыть глаза? О, закрываются! Если глаза видят, если они так нужны вам, людям, зачем их закрывать? Пусть все время смотрят.
Воспитатель: Нет, так нельзя. Все живое нуждается в движении и отдыхе. Глазам тоже надо отдыхать. Поэтому человек их закрывает. А еще глаза закрывают, если что-то им угрожает – пыль, какой-то предмет, слишком яркий свет. Человеку очень трудно без глаз, и поэтому их особенно берегут. Есть даже такое выражение: «Беречь как зеницу ока» – то есть что-то беречь, как глаз. Если вдруг человек перестает видеть глазами, он начинает ориентироваться по слуху. Давайте попробуем, как можно поймать человека, не видя его.

Физкультминутка: подвижная игра «Жмурки»

Инопланетянин: Здорово вы играете! А это что у вас по обеим сторонам головы?
Дети: Это уши.
Инопланетянин: Зачем вам уши? (Ответы детей.) А что бывает, если человек не слышит? (Ответы детей.) А это что за большое отверстие? (Показывает на рот.)
Дети: Это рот.
Инопланетянин: Зачем нужен рот? (Ответы детей.) А что во рту?
Дети: Зубы.
Инопланетянин: Зачем нужны зубы? (Ответы детей.) Вы их тоже бережете? (Ответы детей.) А как вы их бережете? (Ответы детей.) А зачем нужен язык? (Ответы детей.) А что это за угол с двумя отверстиями посредине?
Дети: Это нос.
Инопланетянин: Зачем нужен нос?
Воспитатель: Дело в том, что мы на земле дышим воздухом. Воздух может быть чистым, свежим, а иногда – пыльным, холодным. В носу очень много тоненьких трубочек, по которым бежит кровь. Их называют «кровеносные сосуды». Горячая кровь нагревает воздух, пока он проходит через нос. И мы в морозы сильно не охлаждаемся. Правда, иногда дети дышат ртом, особенно когда бегают, и тогда они могут простудиться и заболеть, потому что, попадая через рот, воздух не успевает прогреваться и проходит внутрь холодным. А еще в носу есть слизь и маленькие волоски. Когда воздух проходит через нос, пыль, которая есть в воздухе, а с ней и микробы прилипают к слизи и не могут попасть внутрь человека. Потом мы высмаркиваемся и вместе со слизью удаляем их из своего организма.
Инопланетянин: А что у вас внутри? Куда попадает воздух через нос?
Воспитатель: Хотите узнать, что у нас внутри? Посмотрите: вот на этой картинке нарисован человек без кожи на животе. Это только рисунок. На самом деле в таком виде человек не смог бы жить. Все внутренние органы должны быть спрятаны под кожей. Вот нос. Через него воздух попадает в легкие – вот они. Они похожи на множество воздушных шариков. Когда мы делаем вдох, они надуваются воздухом – и грудь расправляется. (Обращается к детям.) Положите руку вот сюда, на ребра. Вдохните поглубже. Видите: ваши бока поднялись. Это воздух заполнил легкие. Там сейчас свежий воздух проникает в кровь, а плохой, отработанный, наоборот, собирает­ся в легких, и мы его потом выдыхаем. Свежий воздух – он называется «кислород» – очень нужен всем людям и животным, без него мы не смо­жем жить. Попробуйте не дышать какое-то время – не получится.
Инопланетянин: А откуда вы берете свежий воздух с кислородом? (Ответы детей.)
Воспитатель (обобщая): Мы не одни живем на нашей планете. Раньше людей и животных на земле появились зеленые растения. Их много, целые леса. И все зеленые листья и травы на солнышке выделяют кислород. А плохой, отработанный воздух они забирают себе: он им нужен, чтобы производить кислород.
Инопланетянин: Я понял, как важны для вас зеленые растения. А хватает ли их для вас всех?
Воспитатель: Да, ты прав, людей становится на планете все больше и больше, а лесов все меньше и меньше. Их вырубают, чтобы строить города, распахать пашню и посеять хлеб. Но умные люди уже поняли, что так нельзя. Они сажают новые леса и берегут те, что остались. Конечно, есть и глупые люди, которые ломают деревья, топчут цветы. Но наши дети не такие. Посмотри, сколько зеленых растений у нас в группе. Это дети за ними ухаживают. И на улице у нас никто не ломает ветки деревьев. А летом мы на своем огороде выращиваем помидоры и картофель.
Инопланетянин: Как хорошо, что вы все так дружите – и люди, и растения. Можно мне взять с собой семена деревьев, чтобы посадить на своей планете? Какие деревья у вас растут? (Ответы детей.)
А почему вы, люди, такого разного роста – и большие, и маленькие? (Ответы детей.) А чем отличаются взрослые от детей? (Ответы детей.) Но если люди такие разные, наверно, они не всегда понимают друг друга? Наверное, они мешают друг другу?
Воспитатель: Конечно, все люди неодинаковые – и взрослые разные, и дети. Но их объединяет одно: они люди, они могут думать и любить. Люди – они потому и люди, что умеют прощать друг другу недостатки и умеют помогать друг другу. Ведь когда родится маленький ребенок, он еще ничего не умеет. Он такой сла­бый и беззащитный. (К детям.) Вы помните, как вы были маленькими? (Ответы детей.) Мамы и папы кормили вас, укладывали спать, купали, гуляли с вами. Малышей учат ходить, говорить, самостоятельно одеваться, есть, играть и многому другому. Почему? Потому что мамы и папы любят своих детей и очень хотят, чтобы они выросли здоровыми, умными, добрыми. Такие люди смогут потом сделать много хороших и добрых дел на земле, а когда родите­ли состарятся и тоже станут слабыми, как когда-то их малыши, взрослые дети позаботятся о своих мамах и папах, помогут и оберегут их от трудностей. А как же иначе – ведь мы же люди!
Инопланетянин: Как интересно было с вами познакомиться! Полечу на родную планету Альфа и расскажу, какие интересные обитатели живут на планете Земля. А не могли бы вы мне подарить на память свои портреты, чтобы альфиты смогли лучше представить себе вас, людей?

Дети дарят рисунки людей инопланетянину. «Тарелка» под музыку улетает.

Татьяна Пешкина