Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2007

Технология

Занятия 5, 6, 7

Занятие № 5. ОСАНКА – КРАСИВАЯ СПИНА

Задачи
• Учить самостоятельно следить за осанкой, знать несложные приемы самооздоровления.
• Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью.
• Воспитывать любовь к физкультуре.

Материалы к занятию
• Конверт с письмом, два рисунка: «Правильная осанка» и «Неправильная осанка», сюжетные картинки по темам «Осанка», «Зрение», «Слух».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила от почтальона большой конверт. В нем письмо от Держателя знаний. Хотите узнать, что он нам пишет? (Читает.)
«Дорогие ребята! Скоро вы пойдете в школу. Я знаю, что вы подросли, многое узнали, научились читать и даже писать буквы, решать задачи и многое, многое другое. А знаете ли вы, как надо правильно сидеть за столом во время письма и чтения, умеете ли следить за осанкой? Ведь от этого зависит и ваше здоровье, и как вы будете учиться в школе. Я посылаю вам портреты двоих детей. Посмотрите на них и определите, кто из них сидит правильно, кто следит за своим здоровьем, а кто ему вредит. Расскажите: а как вы следите за своей осанкой? Желаю вам здоровья. Держатель знаний».
Раз сегодня мы будем говорить о своем здоровье, давайте повторим наши заветные слова.
Дети: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».
Воспитатель: Теперь, ребята, посмотрите на портреты, которые прислал Держатель знаний. На обеих картинках дети сидят за столом. Обратите внимание на их осанку. Что вы можете сказать? (Ответы детей.)
Почему вы считаете, что вот эта девочка сидит неправильно? (Ответы детей.)
Девочка сильно наклонилась, сгорбила спину, поджала ноги, навалилась грудью на край стола. Она сдавила грудную клетку. А что находится в грудной клетке?
Дети: Сердце, легкие, желудок.
Воспитатель: Вы представляете, ребята, как девочка сдавила свои органы. Ей и дышать-то трудно! От этого она быстро устанет, у нее может разболеться голова. А посмотрите: в каком положении у девочки позвоночник? (Ответы детей.)
Если всякий раз будешь читать и писать в такой позе, позвоночник искривится и будет болеть, да и стройным никогда не вырастешь. Так и хочется посоветовать девочке выполнять упражнение «Поза горы». Давайте сделаем это упражнение, чтобы не уподобиться этой девочке.

Упражнение «Поза горы»

Сидя на коленях, соединить руки в замок над головой. Вывернуть кисти ладонями вверх и потянуться к потолку. Вытянуть вверх позвоночник.
После выполнения упражнения дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, а почему нельзя так низко наклонять голову? Вы посмотрите, девочка почти носом касается тетради. (Ответы детей.)
Верно, ребята, так можно испортить зрение, плохо будешь видеть. А что еще необходимо помнить, чтобы не испортить зрение?
Дети: Надо, чтобы в комнате было светло.
Воспитатель: Писать, читать, рисовать нужно при хорошем освещении. Если в комнате мало света, нужно включить настольную лампу. А с какой стороны должен падать свет, когда пишешь или рисуешь? (Ответы детей.)
Правильно. Свет должен падать с левой стороны, чтобы не загораживать его рукой, – для тех, кто пишет правой рукой. Если вы пишете левой рукой, то свет должен падать справа. Будет светло – не так устанешь, меньше сделаешь ошибок при письме. А что нужно делать, если все же глаза устали?
Дети: Гимнастику для глаз.
Воспитатель: Вот мы сейчас и потренируем свои глазки.

Гимнастика для глаз

Дети делают упражнения для глаз стоя.

1. Рисуют взглядом лодочку (2 раза).
2. Рисуют взглядом радугу (2 раза).
3. Рисуют взглядом круг в одну и другую стороны (по 3 раза).
4. Быстро моргают глазами и прикрывают их ладонями, ощущая тепло.

(Дети садятся на свои места.)

Воспитатель: Ребята, зрение нужно беречь с детства. Как вы его бережете, мы сейчас узнаем.

Дидактическая игра «Что полезно и что вредно для глаз»

Дети отбирают из предложенных картинок те, на которых изображено все, что полезно для глаз:

1) умываться;
2) есть морковку;
3) загорать на солнце в солнечных очках;
4) летом носить головной убор с широкими полями или козырьком.

Дети отбирают картинки, на которых изображено все, что вредно для глаз:

1) читать лежа;
2) тереть глаза грязными руками;
3) смотреть телевизор с близкого расстояния;
4) долго играть в компьютерные игры;
5) бегать с палками или карандашами и т.п.
Дети выбирают картинки с правильно расположенным источником света при чтении и письме:
1) лампа, расположенная слева;
2) нельзя читать, когда яркий свет направлен тебе прямо в лицо (отчего напрягаются глаза).
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь посмотрите на мальчика с другой картинки. Что можно сказать о его осанке? (Ответы детей.)
Совершенно верно. У него правильная осанка. Посмотрите, как прямо он держит спинку, ноги стоят рядышком, голова слегка наклонена. А правильно ли сидите вы? Проверьте свою осанку. Для этого нужно запомнить три важных правила:
1. Проверь положение ног: они должны находиться под столом и опираться о пол.
2. Проверь расстояние от глаз до тетради: поставь руку локтем на стол, кончиками пальцев коснись виска.
3. Между краем стола и грудью должен проходить кулачок.

(Дети проверяют свою осанку.)

Воспитатель: Чтобы ощущать себя здоровыми, веселыми, нужно научиться следить за осанкой.

Физкультминутка «Я позвоночник берегу»

(Дети садятся на свои места.)

Воспитатель: Ребята, а почему же у некоторых детей позвоночник искривляется?
Дети: Потому что не умеют сидеть прямо, носят тяжести в одной руке, надевают обувь на каблуках и т.п.
Воспитатель: Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.

Игра «Что необходимо делать, чтобы осанка была хорошей»

Подбор картинок:
1. Заниматься физкультурой.
2. Правильно сидеть за столом.
3. Носить тяжести в обеих руках.
4. Спать на жесткой постели.
5. Каждый день смотреть на себя в зеркало.

Воспитатель: Сегодня мы поговорили с вами о красивой осанке и о том, как развивать и беречь зрение. И я думаю, что Держатель знаний будет рад за вас, так как вы хорошо готовите себя к учебе в школе.

Занятие № 6. КТО ОПРЯТЕН, ТОТ ПРИЯТЕН

Задачи
• Формировать потребность в чистоте одежды и обуви.
• Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил ухода за своей одеждой и обувью.
• Закреплять навыки самообслуживания.

Материалы к занятию
• Алгоритм «Стирка»; щетки для одежды, для обуви, для чистки зубов; кукла с набором одежды и обуви; предметные картинки по уходу за обувью, за одеждой, за телом; зеркало.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы много раз слышали поговорку «Кто опрятен, тот приятен». Расскажите, как вы это понимаете.

(Дети высказывают свое мнение.)

Воспитатель: Верно, приятно смотреть на того человека, который умыт, причесан, который в чистой и красивой одежде и обуви. А приятно ли смотреть на такого человека:
«Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки»?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Про таких говорят: это рассеянный с улицы Бассейной. Чистая одежда – не только красиво, приятно, но это еще и для здоровья полезно. Как вы думаете: какая польза для здоровья человека от чистой одежды и какой вред от грязной? (Ответы детей.)
А кто же должен следить за чистотой одежды и обуви человека? (Ответы детей.)
Ребята, каждый человек должен сам следить за чистотой своей одежды и обуви, не ждать, что кто-то ему помоет и почистит ботинки, постирает платье или рубашку; каждый должен заботиться о своих вещах сам. Не зря говорят: для здоровья не ленись, за собой следить учись. Вот вы у нас уже не маленькие, скоро пойдете в школу. Вы многое научились делать самостоятельно. Расскажите, что вы умеете делать без помощи взрослого. (Рассказы детей.)
Да, небольшие вещи вы можете постирать сами, например, носовые платочки, носки, бантики. С этим делом могут справиться не только девочки, но и мальчики. Покажите, как вы это делаете.

Алгоритм «Стирка»

Воспитатель:
Не мешайте нам сейчас –
Стирка срочная у нас:
Я и мама – мы вдвоем
Управляемся с бельем.
Ребята, вы хорошо справились со стиркой. Теперь расскажите, как надо беречь обувь и ухаживать за ней.

(У детей в руках картинки. Дети объясняют, что они обозначают: не стаптывать запятники, застегивать или зашнуровывать обувь, мыть, чистить щеткой обувь, применять крем, не разбрасывать обувь.)
Воспитатель: Если вы станете ухаживать за своей обувью, беречь ее, то у вас не будут болеть ножки. Им будет приятно и удобно в чистой и красивой обуви. Давайте сделаем упражнения для наших ножек.

Релаксация «Загораем»

Дети сидят на стуле, ноги опущены.

Воспитатель: Поднимите ноги над полом, подержите их в таком положении 2–3 секунды. Ноги напряглись? Опустили, расслабили. Ноги твердые, каменные. Устали? Отдыхаем.
Мы прекрасно загораем,
Ноги выше поднимаем,
Держим, держим, напрягаем.
Загорели! Опускаем! (Резко опустили ноги.)
Ноги не напряжены,
И расслаблены они.

А сейчас, дети, найдите и назовите предметы, без которых мы не могли бы быть чистыми, опрятными.

Дидактическая игра «Выбери нужные предметы»

Дети выбирают среди предложенных картинок картинки с предметами личной гигиены и ухода за вещами.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Угадайте: что лежит у меня в коробке?
Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит,
И одежда чище.

(Воспитатель показывает щетку для одежды.)

Башмаки твои намажу
И начищу им бока
Так, что не узнаешь даже
Два чумазых башмака.
Их беречь мне обещай!
Чем намажу – угадай. (Щетка и крем для обуви.)

Дидактическая игра «Какой щеткой что чистим»

Воспитатель:
Я вам быстро перечислю,
Что я каждой щеткой чищу:
Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой – башмаки,
Этой щеткой чищу брюки.
Все три щетки мне нужны.

(На столе – кукла и предметы одежды и обуви. Детям предлагается подобрать соответствующие щетки и правильно их применить.)

Если вы всегда будете пользоваться предметами-помощниками, то будете выглядеть прекрасно.
Но мы забыли еще об одном важном предмете. Угадайте: о каком?
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все как есть ему покажет. (Зеркало.)

Правильно, дети, это – зеркало. В зеркало нужно смотреться чаще. Нужно смотреть на свое лицо, на свою прическу, на свою одежду. Если вы себе понравились – значит, у вас все в порядке.
Ребята, все свои вещи вы должны любить, беречь, заботиться о них. Сейчас мы пойдем в раздевальную комнату, вы откроете шкафчики и посмотрите, каждую ли свою вещь вы любите или какую-то обидели невниманием.

(Дети наводят порядок в своем шкафчике. Воспитатель проверяет, в каком состоянии одежда и обувь, поощряет детей.)

Занятие № 7. ПОМОЖЕМ НЕЗНАЙКЕ

Задачи
• Дать детям первоначальные знания о гигиене жилья.
• Познакомить с элементарными способами уборки помещения.
• Воспитывать желание поддерживать чистоту и порядок в доме.

Материалы к занятию
• Алгоритмы «Вытираем пыль», цветные карандаши, бумага для рисования.

Ход занятия

Воспитатель:
Я скажу вам по секрету, как бывает:
Сказка вдруг в свой мир нас приглашает,
Чтобы чудесами удивить,
Позабавить и чему-то научить.

В одном сказочном Цветочном городе жили-были малышки-коротышки. Они были очень трудолюбивые. Малышки работали не покладая рук, чтобы в их домиках и на улицах всегда было чисто и уютно. Они мыли, чистили, подметали, сажали цветы и поливали их. Поэтому в городе всегда было красиво. Улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, бульвар Васильков, аллея Ромашек. Домики были маленькие и удивительно чистые. Вокруг каждого росли цветы. И только один домик выглядел уныло и неухоженно. В этом домике жил всем известный Незнайка. Он целыми днями слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем их рассказывал. А ухаживать за своим домиком он никак не хотел. И вот однажды Незнайка заболел, и позвал он доктора Пилюлькина. Когда пришел Пилюлькин, то в комнате Незнайки он увидел такой беспорядок, что жителям Цветочного города и не снилось. Все было в пыли. В комнате стоял полумрак, так как через грязные стекла окон солнечный свет еле проникал. Цветы, которые стояли на подоконниках, завяли, потому что несколько дней не поливались. Всюду валялись какие-то вещи.
Ребята, как вы думаете: что сказал доктор Пилюлькин Незнайке? (Ответы детей.)
Я думаю, Пилюлькин сказал: «Неудивительно, что ты, дружок, заболел, у тебя здесь нечем дышать. Ведь столько грязи и пыли вокруг. Немедленно все отмыть и привести в порядок!».
Ребята, как вы думаете: какие болезни могут приключиться от пыли, грязи, плохого воздуха и плохого освещения? (Ответы детей.)
Незнайка был не такой уж скверный. Он очень хотел чему-нибудь научиться, но не любил трудиться. Если он брался за какое-то дело, то делал его не так, как надо, и все у него получалось шиворот-навыворот. Ему, конечно, пришли на помощь Кнопочка, Винтик и Шпунтик, Стекляшкин, Тюбик и другие. Но давайте и мы с вами поможем Незнайке навести порядок и чистоту в комнате. Сначала подскажем, что необходимо иметь для уборки. Если вы правильно отгадаете загадки, то помощники Незнайки смогут приготовить все необходимое.

Загадки

Хлопотун Егорка взялся за уборку,
В пляс по комнате пошел, оглянулся – чистый пол! (Веник.)

Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос.)

Само серо, а моет бело. (Мыло.)

Горяча и холодна, я всегда тебе нужна,
Позовешь меня – бегу,
От болезней берегу. (Вода.)

Воспитатель: Вот мы и подсказали, что необходимо иметь для уборки комнаты. Но еще нельзя обойтись и без тряпки. А теперь вместе подумаем, с чего начинать уборку комнаты.

(Дети предлагают варианты.)

А я думаю, сначала пусть друзья Незнайки помоют окно. Как вы думаете: почему в комнатах должны быть чистые стекла? (Ответы детей.)
Через чистые, прозрачные стекла больше проникает света. Солнечные лучи убивают болезнетворные микробы. При хорошем освещении не портится зрение. Вот как важно, чтобы стекла сверкали чистотой. И, конечно, этим делом занялся сам Стекляшкин. Он в этом деле знает толк. А когда Стекляшкин помыл окно, стекла так и заблестели, засияли на солнце.
«А теперь надо открыть окно», – говорит Стекляшкин.
Ребята, как вы думаете: зачем Стекляшкин открывает окно? (Ответы детей.)
Верно, чтобы в комнате был свежий воздух, насыщенный кислородом. Проветривать комнату надо несколько раз в день, а спать – с открытой форточкой. Мы ведь тоже проветриваем помещение своей группы, когда уходим на прогулку или когда спим в спальне.
А вот Кнопочка вытирает пыль с мебели. А какая мебель стоит в комнате у Незнайки, мы расскажем, сделав массаж пальчиков.

Физкультминутка: массаж пальцев «Мебель»

Воспитатель: Ребята, а вы помогаете маме пыль вытирать? (Ответы детей.)
Я так и знала, что вы хорошие помощники. Ведь эта работа нетрудная, и вы с ней можете справиться. А вот как вы ее выполняете, расскажите, чтобы помочь Кнопочке.

(Дети расставляют алгоритмы «Вытираем пыль».)

Воспитатель: Я думаю, что Кнопочка сделает все так, как вы ей показали. Конечно, пыль нужно немедленно вытереть с мебели, с полок. Как вы думаете: какой вред она наносит здоровью? (Ответы детей.)
Вы все верно сказали. Поэтому, чтобы меньше пыли было в комнате, нужно обязательно вытирать обувь, когда приходишь с улицы, и переобуваться в домашнюю. А также нужно переодеваться в домашнюю одежду. А Незнайка, наверное, об этом не знал.
Ребята, а почему сухой тряпкой нельзя вытирать пыль? (Ответы детей.)
Влажная тряпка хорошо собирает пыль. Поэтому и уборка называется влажной. К сухой тряпке пыль не пристает, а только разлетается от нее в разные стороны, и никакого толку от такой уборки не будет. Какая умница Кнопочка, она уже вытерла везде пыль и моет пол! Это тоже, ребята, влажная уборка. А вот Винтик и Шпунтик принялись чистить ковер пылесосом, который они сами смастерили.
А как вы думаете, дети: можно ли вам пользоваться пылесосом? (Ответы детей.)
Вам, ребята, еще рановато пользоваться пылесосом – это опасно для жизни. Ведь пылесос работает от электричества. А с электроприборами могут работать только взрослые и школьники. Вот подрастете еще немного – и тогда вы тоже будете пылесосить.
Пока Стекляшкин, Кнопочка, Винтик и Шпунтик занимались уборкой, Незнайка, хоть и плохо себя чувствовал, тоже принялся за дело. Он помыл и полил свои комнатные растения: они ожили, повеселели, как будто улыбнулись Незнайке.
Ребята, как вы думаете: нужны растения в доме? Для чего? (Ответы детей.)
Конечно, с домашними цветами становится уютнее, а воздух чище.
Осмотрел Незнайка свою комнату, и так она ему понравилась! В ней стало светло, свежо, уютно. У Незнайки даже настроение поднялось. А доктор Пилюлькин, который все время следил за работой, сказал: «Никакие болезни к тебе не пристанут, если ты будешь трудиться и следить за чистотой в своем доме».
А Тюбик тоже времени не терял даром. Он покрасил домик снаружи, раскрасил ставенки. И теперь домик Незнайки ничем не отличался от других домов. Он стал такой же, как и все остальные на этой улице, – чистый и красивый.
Ребята, вы можете представить себя красивыми цветами около домика Незнайки? Кто каким цветочком хочет быть?..

Упражнение на релаксацию

(Дети встают в кружок.)

Воспитатель: Солнышко еще не взошло, цветочки спят. Глазки у них закрыты, лепестки свернуты в бутончики. Дышат глубоко, ровно, спокойно. (Дети изображают цветы.)
Но вот выглянул первый лучик солнышка. Погладил лучик по головке цветочки – Иру, Таню, Колю… (Воспитатель гладит детей по голове.)
Цветочки приоткрыли сначала один глаз, потом другой, посмотрели глазками вниз, влево, вправо, вверх. Зажмурились от яркого солнышка. Открыли глаза широко и улыбнулись. Как рады цветочки солнышку! Зазвенели колокольчики: «Динь-динь-динь». Им ответили ромашки: «Тик-так, тик-так!». Стали цветочки умываться росой: вымыли щечки, глазки, плечики, грудку. Вот какие чистые и свежие! Посмотрели друг на друга и сказали: «Здравствуй, утро! Как хорошо жить!».
Вот и закончилась наша сказка. А сейчас я предлагаю вам нарисовать свою любимую комнату. Она, наверное, есть у каждого из вас. Это могут быть детская, спальня, ванная, коридор... Но нужно помнить, что комната должна быть чистой, светлой, уютной.

(Дети рисуют.)

Публикация статьи произведена при поддержке салона мебели «Итальянская коллекция». Магазин представляет вашему вниманию несколько торговых марок мебели из Италии. Итальянская мебель не нуждается в дополнительных рекомендациях – это непревзойденное качество обработки натурального дерева, изящество дизайна, классика и современность в воплощении итальянских дизайнеров и мастеров-краснодеревщиков. В салоне можно купить мебель из Италии и для детей, например, декорированную вручную детскую мебель фабрики Pellegatta.

Валентина Лаврентьева