Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2007

Технология

Занятия 1, 2

Занятие № 1. У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ

Задачи
• Формировать у детей уверенность в своих силах, умение не бояться перемен в погоде.
• Учить правильно себя вести при изменениях в состоянии погоды.

Материалы к занятию
• «Цветок континентов», «волшебная книга».

Ход занятия

Воспитатель (рассказывает сказку):
«Жила-была на свете Бабушка-яга. Была у нее волшебная книга. С помощью этой книги заколдовала она всех зверей и птиц в лесу, превратила их в камни. Тихо стало в лесу. Птицы не щебечут, звери не пробегают, насекомые не шуршат... Тишина... Радуется Бабушка-яга: все, как она хотела, вышло. Год радуется, другой радуется, третий. Устала радоваться, да и скучно ей стало. Подружиться не с кем, да и заколдовать уж некого. Решила она расколдовать всех. Стала искать книгу, а книги-то уж нет. Забыла, куда положила, или где-то оставила. Носилась ведь она с ней в ступе по всему свету. Села Бабушка-яга и пригорюнилась».
Ребята, что же делать? Надо выручать зверей и птиц, расколдовать их, книгу поискать...

(Дети высказывают предположения, как найти книгу.)

Воспитатель: У меня есть необычный цветок. Посмотрите: у него шесть лепестков разного цвета. Каждый лепесток обозначает один из шести континентов нашей планеты. Вы их помните?
Дети: Евразия, Африка, Северная и Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Воспитатель: Молодцы, правильно! С помощью этого цветка мы сможем на разных континентах поискать книгу, расколдовать птиц и зверей. Вы готовы путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда повторяйте за мной волшебные слова. Вы их хорошо знаете.
Дети (закрывают глаза, кружатся):
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг...
Вели, чтобы мы оказались в Африке.
Воспитатель: Открывайте глаза. Вот мы и в Африке. Какое здесь яркое солнце! И очень жарко. Если долго находиться на солнце, может случиться солнечный удар... Как вы думаете: что надо делать, если на улице очень жарко?
Дети: Надо найти тень. Одеться в легкую одежду и что-нибудь надеть на голову – светлую панамку или кепку.
Воспитатель: Все правильно. Давайте поищем книгу. Под пальмой нет?
Дети: Нет!
Воспитатель: В зарослях бамбука нет?
Дети: Нет.

(Дети ходят по Африке и ищут книгу.)

Воспитатель: Нет здесь книги. Надо перенестись на другой континент. Предлагаю отправиться в Северную Америку.

(Дети говорят волшебные слова.)

Мы в Северной Америке. Это вам не Африка. Здесь очень свежо – и замерзнуть недолго. Холодно вам?
Дети (изображая тряску от холода): Да.
Воспитатель: Надо что-то делать. Думайте скорей!
Дети: Надо надеть теплые вещи. Хочется выпить что-нибудь горячее, например, чай.

(Дети имитируют одевание.)

Воспитатель: Давайте поищем книгу и постараемся согреться. Что-то я после африканской жары совсем замерзла.
Дети: А вы подвигайтесь – попрыгайте, побегайте или посидите в домике.

(Дети ищут книгу.)

Воспитатель: Ну что, и здесь нет книги? Где же Бабушка-яга ее потеряла? Давайте заглянем в Южную Америку.

(Дети закрывают глаза, переносятся в Южную Америку.)

Здесь не так холодно, как в Северной Америке. Но дуют сильные ветры – ураганы. Что будем делать?
Дети: Скинем шубы и шапки. Поищем книгу, пока не начался ураган, а потом переждем его в надежном укрытии.
Воспитатель: Так мы и сделаем.

(Дети ищут книгу и не находят ее.)

Отправляемся дальше, в Евразию.

(Дети закрывают глаза, говорят волшебные слова.)

В Евразии находится наша страна – Россия. Какая погода нас тут встретит? Как нам одеться?
Дети: Дождливая, немного ветреная погода. Надо надеть плащи, капюшоны и резиновые сапоги.
Воспитатель: И тогда нам ничего не помешает искать книгу. Одевайтесь. Пошли искать.

(Воспитатель находит книгу.)

Вот она! Давайте скорее расколдуем зверей и птиц! Вы помните, во что их превратила Бабушка-яга? В камни. Вы можете изобразить камни.

(Дети превращаются в камни.)

Игровое упражнение «Волшебное превращение»

Воспитатель (произносит заклинание):
Эни, бени, раба,
Птица, зверь и жаба,
Ты три раза повернись
И из камня превратись
В птицу, зверя, жабу,
Эни, бени, рабу.

(Дети кружатся и в движении изображают различных зверей, птиц.)

Вот и кончилось колдовство! А Бабушка-яга с тех пор стала добрее и живет со всеми в мире и согласии.

Занятие № 2. СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА –
НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ

Задачи
• Дать детям понятие о закаливании, о его значении для сохранения и укрепления здоровья.
• Формировать представление о том, что солнце, воздух и вода – основные, но не единственные средства закаливания.
• Воспитывать у детей положительное отношение к закаливанию.

Материалы к занятию
• Иллюстрации, дидактический материал по закаливанию.

Ход занятия

Воспитатель:
Жил на свете мальчик Ох.
Сам собой он был неплох,
Только рос он слабым, хилым
В городской своей квартире.
Окна, двери запирал,
Их совсем не открывал.
«Свежий воздух?.. Ни за что!
Лучше натяну пальто.
Умываться? Никогда!
Если намочусь – беда!»
И на улицу – ни шагу,
Солнце там – бояться надо!
Солнце светит, обжигает,
Мальчик Ох его ругает.
Он ругает все на свете.
Пожалейте его, дети!
Он все кашляет, чихает,
Как здоровым стать, не знает.

Ребята, как вы думаете: почему мальчик Ох такой слабый, хилый? (Ответы детей.) Конечно же, мальчик Ох ведет неправильный, нездоровый образ жизни. Что же он делает неправильно? (Ответы детей.) Я уверена, что ему тоже не нравится болеть и он очень хочет быть здоровым. Но только не знает, как себе помочь. Давайте мы поможем ему. Что же надо делать, чтобы часто не болеть?
Дети: Надо закаляться.
Воспитатель: Правильно! Давайте вместе расскажем ему о наших друзьях – солнце, воздухе и воде. Наш друг солнце ласкает нас своими лучами, укрепляет защитные силы организма. Помните, мы проводили с вами эксперимент «На свету и в темноте»? Что случилось с луковицей?
Дети: Луковица, которая осталась без солнечного света, заболела и погибла. Вот так же и человеку солнечные ванны необходимы. Но надо быть осторожными: в жаркие дни следует прикрывать голову светлой панамкой. Загорать можно и в тени, лучше всего в движении и недолго. Некоторые люди лежат на солнце целыми днями и обгорают, а это очень вредно и для кожи, и для всего организма.

Физкультминутка

Воспитатель: Наш друг воздух тоже закаляет нас. Вы знаете когда?
Дети: Когда мы гуляем, дышим свежим воздухом, спим с открытой форточкой, проветриваем комнату, ходим в легкой одежде, глубоко дышим носом.

Упражнение «Морской воздух»

Воспитатель: А теперь давайте поговорим о воде. Это – самое сильное средство закаливания. Какие водные процедуры вы знаете?
Дети: Обливание, обтирание мокрой варежкой, душ, ванна, купание в реке, озере, море.
Воспитатель: Водные процедуры должны проводиться после утренней зарядки или после бодрящей гимнастики, как делаем мы с вами. После этого вы становитесь бодрыми, активными. Но закаляться водой надо постепенно, лучше всего начинать летом. У меня есть картинки «Закаливание водой». Давайте расположим их в правильном порядке.

(Дети вместе с воспитателем раскладывают картинки.)

Молодцы! Правильно. А теперь я хочу, чтобы вы вспомнили еще два вида закаливания, которые мы с вами выполняем каждый день. Какие это виды?
Дети: Ходим босиком по полу. Делаем самомассаж.
Воспитатель: Самомассаж активных точек повышает защитные силы организма. Под его воздействием организм начинает лечить себя сам. Для того чтобы не было простудных заболеваний, самомассаж следует делать три раза в день, а уж если заболел – чем чаще, тем лучше.
Итак, ребята, если бы мальчик Ох знал все это раньше, он не был бы таким слабым и нездоровым. Но у него еще все впереди.

Светлана Абаева