Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2007

Особый ребенок

Выездной лагерь для детей-инвалидов

Здесь раскрывается личность

Психолог Ольга Скулкова, руководитель психолого-консультативного пункта «Молодежной службы Милосердия» много лет посвятила работе с детьми, имеющими отклонения в здоровье. Своим опытом по организации отдыха для подростков-инвалидов в выездных лагерях она решила поделиться с нашими читателями

Реальность – это то, как нас научили ее видеть.
Д-р Билл Альберт

Как правило, ограничения в здоровье у подростков-инвалидов ведут за собой и ограничение в общении со сверстниками. А ведь отрочество – это период, когда подросток начинает нуждаться во взаимоотношениях с ними. Общение дает возможность подростку посмотреть на себя по-новому.
Потребность познавать себя лишает юного человека спокойной душевной жизни, но в то же время позволяет расти и развиваться личностно. Познавая и оценивая себя и других, подросток со статусом «инвалид» постигает проблему, которая выражена более ярко, чем у здоровых сверстников, – осознание своего несовершенства. Нередко в этот период возникает состояние психологического кризиса – тяжелые переживания, самокопание и т.д. Выездной лагерь, методика проведения которого представлена ниже, может помочь решить кризисные проблемы, и в таком случае благоприятным исходом станет принятие недостатков в здоровье, выявление своих достоинсте и осознание себя личностью.

С точки зрения специалистов, непосредственно занятых в реабилитации детей-инвалидов, именно общество делает инвалидом человека с физическими нарушениями, нервными болезнями или расстройствами. Инвалидность – это то, что прибавляется к нарушениям в здоровье излишней изоляцией человека и исключением его из полноценного участия в общественной жизни.
Пример. Саша М., 9 лет, диагноз – детский церебральный паралич. Мальчик прикован к коляске, никаких других нарушений или заболеваний нет, кроме невозможности передвигаться. Он хорошо учится, разводит цветы, рисует, вышивает, помогает по дому. Общителен, легко сходится с людьми, любит посещать (под присмотром мамы) театры, музеи, выставки, увлекается компьютером… Его проблема – страх перед людьми (прохожими на улице, пассажирами в транспорте), вызванный их реакцией на его при­сутствие среди них, – постыдные реплики, жалостливые взгляды и даже подаяние. В связи с этим – стыд за свое физическое состояние и постепенная потеря уверенности в себе и своих способностях. При первой встрече со специалистом, вспомнив ситуации на улице и в транспорте, Саша только и произнес: «За что они? Я ведь только не могу ходить…».
Общественные представления – своего рода «культурные очки» общества. Естественно, то, как мы разрешаем проблемы, напрямую связано с тем, как мы воспринимаем и осознаем эти проблемы. То же самое касается и инвалидности, в частности, изменения стереотипов по отношению к подросткам-инвалидам со стороны наиболее значимой для них группы лиц (сверстников, не имеющих проблем со здоровьем), и личностного роста обеих категорий подростков в процессе их взаимодействия.

Ориентиром для разработки положения о выездных лагерях стала элементарная идея: люди с ограниченными возможностями, а тем более подростки-инвалиды должны жить, учиться и работать среди здоровых людей, пользоваться всеми благами наравне с ними, чувствовать себя полноценными членами общества. А главной целью является личностный рост подростков с ограниченными возможностями и здоровых подростков в процессе их взаимодействия:
– для того чтобы удержать подростков-инвалидов от ухода в свой скрытый, замкнутый мир;
– научить их не бояться своих здоровых сверстников, уметь идти на контакт с окружающими, приобрести уверенность в своих силах и способностях;
– а подростков, не имеющих проблем со здо­ровьем, научить понимать и уважать ребят со статусом «инвалид», не бояться общения с ними, не идти на поводу у дурного «общественного мнения».

Рассмотрим основные достижения подростков-инвалидов и здоровых подростков в процессе их взаимодействия в выездном лагере вне ближайшего окружения.

Взаимодействие

Вне зависимости от того, как происходит общение – случайно или преднамеренно, длительно или кратковременно, вербально или невербально, личностный контакт двух или более человек приводит к взаимному изменению поведения, деятельности, отношений и установок.

Из практики

В процессе деятельности лагеря были сформированы отряды-мастерские (каждый отряд представлял собой какую-либо мастерскую: лепки, актерского мастерства, оформительского искусства и т.д.), в состав которых включались и подростки-инвалиды с различной степенью сложности диагноза и заболеваний, и подростки, не имеющие проблем со здоровьем. Диагнозы варьировались от бронхиальной астмы, сколиоза, эпилепсии, сахарного диабета до ДЦП – детского церебрального паралича (различных форм), олигофрении (разной степени), лейкоза, врожденных пороков сердца и заболеваний внутренних органов и т.д. Были ребята с полной или частичной потерей зрения, слуха.
При формировании лагеря не существовало цензуры по ограничению социальных групп. Среди участников были подростки из неполных семей – основная часть (не учитывалась разница, имеет ребенок статус «инвалид» или нет, – это, видимо, проблема всего нашего общества в настоящее время), были ребята из многодетных, малообеспеченных и состоятельных семей.
Отсутствовало и деление по возрастам. Лагерь заранее комплектовался из следующих соображений: либо приглашались ребята в возрасте от 12 до 14 лет, либо от 15 до 18 лет, что позволяло создать общелагерную атмосферу на базе молодежной культуры данного возрастного периода и этим добиться наибольшей сплоченности, открытости и понимания между всеми участниками.
В итоге успех процессу взаимодействия принесла такая установка состава отрядов: количество – 10 человек; разный возраст, но близкая возрастная группа; разный пол, но желательно поровну; разный статус – «инвалид»/«неинвалид»; разные диагнозы и заболевания; разный социальный статус.

Социальная адаптация

Хотя социальная адаптация – это постоянный процесс активного приспособления человека к условиям социальной среды, но в данном случае она связана с периодами кардинальной смены деятельности подростков и их социального окружения.
Выездные лагеря и стали такой сменой социального окружения и деятельности. Даже здоровые подростки не всегда могут хоть на время покинуть привычное социальное окружение, постоянно находясь среди одних и тех же людей (в школе, во дворе, в компании). Для подростков-инвалидов это практически невозможно: они обитают под руководством родителей и присмотром врачей, их зачастую никуда не отпускают, окружив гиперопекой.
Так, например, среди ребят, посетивших лагерь:
Леша И., 16 лет, олигофрения (имбецильность) – обучался на дому, никогда не общался со сверстниками, не выезжал за пределы города;
Витя Б., 15 лет (дистрофия, заикание) – малообеспеченная семья, крайне редко бывал на улице, со сверстниками не общался и практически не разговаривал: боялся и стеснялся своего речевого дефекта;
Иван Я., 16 лет (врожденное заболевание внутренних органов) – гиперопека со стороны родителей, никогда не оставался без близких (матери, бабушки), крайне ограниченный опыт общения со сверстниками.

Личностная активность

Когда меняется социальное окружение и вид деятельности, особенно явно повышается личностная активность подростков: и здоровый подросток, и тем более подросток-инвалид поднимаются над стандартом, реализуя неординарные усилия для достижения общественно заданной цели, происходит переход к надситуативной активности – когда человек преодолевает внешние и внутренние ограничения, так называемые барьеры (чувство вины, страх, стыд, тревога, низкая самооценка).
Так, для выхода подростков на новые виды активности сотрудники лагеря разработали уникальную структуру лагерной смены, включившую комплекс общелагерных мероприятий, связанных между собой, дополняющих и подкрепляющих друг друга, набор тренингов и методик, направленных на межотрядную и внутриотрядную работу, игр, песен и т.д. Был проработан уровень насыщенности каждого дня на протяжении всего лагерного выезда. День построили так, чтобы ребята раскрылись, попробовали себя во всех направлениях (спектакль, импровизация, шарж, спорт, интеллектуальные задачи, музыка, песни и т.п.), не боялись проявить свой творческий потенциал – и поняли, что каждый из них уникален и неповторим.

Из практики

Ребята уже вечером в день заезда должны представить свой отряд на сцене (в виде сценки, песни и т.п.). Условие выступления: на сцене должен быть весь отряд. Обычно большая часть отряда ведет себя на сцене крайне скованно, человека два могут не выйти вовсе – это норма. Дальше и дня не проходит без спектаклей, конкурсов актерского мастерства, КВН, проходящих на публике… На третий день отряд не узнать: ребята ведут себя спокойно, раскованно, импровизация сменяет импровизацию, и перед публикой появляются те, кто недавно боялся выйти на сцену.
Вложенный ребятами в преодоление своих барьеров труд явился сильным психологическим феноменом. Подросток в большей степени, чем другими факторами (например, затраченным временем), стал дорожить и теми усилиями, которые вложил в деятельность, и личностно значимым отношением к ней: ведь здесь реализовались его возможности, тем более творческие. Ввиду своей социальной сущности подросток испытывает потребность в том, чтобы его труд стал предметом признания и положительной оценки со стороны других, что, в свою очередь, увеличивает его мотивацию в последующей деятельности к достижениям и развитию и становится сильнейшей поддержкой в общей социализации молодого человека (как процессе и результате усвоения и активного воспроизведения им полученного социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности). Этому особенно способствуют мастерские, которые представляет любой отряд. Еще до отъезда в лагерь каждый из ребят выразил пожелание, в каком отряде-мастерской предпочел бы находиться, – и только после этого укомплектовывались отряды.
В лагерях работали отряды-мастерские: оформительского искусства, лепки, оригами, компьютерной грамотности, машинописи, делопроизводства, вязания, актерского мастерства. В течение всей лагерной смены ребята обучались в своей мастерской и делились с другими приобретенными умениями. Итогом всего становилась общелагерная выставка достижений.
За время работы в мастерских было изготовлено большое количество необычайно красивых изделий, найдено нестандартное решение многих производ­ственных проблем, реализована масса творческих идей.
Наиболее ярким примером личной заинтересованности и несомненного таланта можно назвать работу Паши. Павлу 15 лет, у него полная потеря зрения. Он выразил желание работать в мастерской компьютерной гра мотности и настоял, чтобы мы согласились с его выбором (хотя у нас не было адаптированного для слепых компьютера). На всех занятиях рядом с Павлом сидел кто-нибудь из ребят. Но подростки есть подростки, и на одном из занятий напарник Павла отвлекся на игру у соседа и перестал направлять движения Паши. Подождав некоторое время, Паша рассердился и произнес: «Ну и ладно! Я сам!». Он самостоятельно набрал текст, из графического редактора перенес туда необходимую ему картинку, записал все на дискету, перенес к соседнему компьютеру и распечатал. Его счастью и гордости не было предела. Он ходил и показывал всем свою работу. Ребята плакали… По их словам, они никогда не думали, что человек на такое способен. «Они (инвалиды) во многом талантливее, терпеливее и способнее нас», – сказал один из подростков.

Весь этот клубок взаимосвязанных процессов ведет к росту и развитию личности подростка – к процессу закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. В процессе социализации подросток вступает во взаимодействие с окружающим миром и реализуется в деятельности.
Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений складывается у него с референтной группой, то есть группой, с которой подросток соотносит себя как с эталоном; на нормы, мнения и ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке; с которой он идентифицирует себя и членом которой желает быть. Таким образом, референтная группа является определяющим (ведущим) фактором развития его личности.

Из практики

Леша И., 16 лет, олигофрения (имбецильность) – обучался на дому, никогда не общался со сверстниками, не выезжал за пределы города.
Когда попал в отряд, сторонился ребят, не разговаривал, общался отдельными словами и междометиями, в процессе игры никому не разрешал взять себя за руку, ни к кому не прикасался сам; на сцену в первый вечер не вышел, сидел в углу и тихо наблюдал.
На третий день во время «отрядной свечки» начал говорить – достаточно связными, логичными предложениями. На четвертый день вышел на сцену под град аплодисментов всего лагеря и сыграл свою роль.
В конце лагерной смены легко выходил на сцену, полюбил внимание окружающих, разрешал брать себя за руку и позволял себе дотронуться до других.
После лагеря перезванивается и встречается с ребятами – теперь он не один.

Вопросы организации

Чтобы претворить в жизнь хорошие идеи
и полезные начинания,
нужно иметь большое терпение.
Химэн Риковер

Как показала практика, организация выездных лагерей для подростков с ограниченными возможностями и подростков, не имеющих проблем со здоровьем, имеет свои особенности.
Начнем с того, что основой лагеря являются его цель и задачи. В зависимости от них определяются: возрастная группа, количество и соотношение участников лагеря (инвалид/здоровый), спектр диагнозов и заболеваний детей/подростков с ограниченными возможностями, которых можно пригласить в лагерь, обеспечив им адекватное питание, проживание и досуг. И, наконец, с учетом всех названных аспектов подбирается педагогический (вожатский) состав и прорабатывается непосредственное содержание лагерной смены

1. Подбор участников лагеря

Для создания лагерей, направленных на личностный рост и социально-трудовую адаптацию подростков, наиболее удобны и адекватны следующие возрастные группы:
• от 12 до 14 лет;
• от 15 до 18 лет.

Подростки со статусом «инвалид»
Задачи лагеря зависят от того, каков характер заболевания у подростков.
К сожалению, при организации подобных выездов существуют определенные условия, своего рода ограничения, для подростков с проблемами здоровья, связанные с сохранением безопасно­сти и комфортности как самого подростка, так и остальных участников и исполнителей. подросток, приглашенный в лагерь, должен:
• обладать навыками и умениями самообслуживания;
• иметь возможность и уметь свободно, самостоятельно передвигаться;
• не представлять угрозы заражения для других детей и работников лагеря:
– каждый участник должен предъявить справку из поликлиники об отсутствии инфекционных заболеваний;
– если организаторы лагеря считают основное заболевание подростка небезопасным для окружающих, они имеют полное право отказать в посещении лагеря;
• не представлять общей угрозы для себя, для участников и работников лагеря – данное ограничение касается в основном психиатрических диагнозов, а также ряда аллергий и генетических заболеваний, при которых участник лагеря подвергает лично себя непосредственной опасности.
Общим условием как для подростков со статусом «инвалид», так и для подростков, не имеющих проблем со здоровьем, при наборе в лагерь является личное желание принять участие в лагерной смене.

Подростки, не имеющие проблем со здоровьем
Проводится обязательное собеседование с самим подростком и его родителями, в процессе которого организаторы объясняют особенности смены и выясняют моральные качества и уровень воспитанности подростка, желающего прожить смену в лагере. Отказ получают подростки с девиантным поведением, действия которых не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в обществе нормам и правилам.

2. Комплектация отрядов

Отряд должен быть составлен достаточно сбалансированно, так чтобы в нем присутствовали подростки обеих категорий.
Наиболее выигрышное соотношение (в зависимости от сложности диагнозов/заболеваний) – либо 50% на 50%, либо 40% здоровых и 60% инвалидов.
Для наиболее эффективной работы с отрядом и наибольшего раскрытия потенциала каждого из участников состав отряда должен состоять из 10 человек ± 2.
Если отряд представляет собой одновременно и какую-либо мастерскую (например, отряд-мастерская актерского мастерства или отряд-мастерская оформительского искусства), подростки должны быть распределены по отрядам только по собственному желанию. Исключением может стать неадекватная оценка собственных возможностей. В таком случае организаторы лагеря вправе рекомендовать подростку выбрать себе иной вид деятельности (отряд).

3. Подбор помещения

Вне зависимости от возрастной группы участников лагеря и целей лагерной смены помещение под лагерь должно находиться вблизи места жительства детей/подростков обеих категорий (например: место жительства подростков – г. Москва/местонахождение лагеря – ближайшее Подмосковье), так чтобы между городом и лагерем была доступная транспортная связь.
Место расположения лагеря, доступность проезда и наличие контактного телефона в лагере, то есть возможность подростков позвонить в случае необходимости домой, снижает степень волнения родителей, в особенности родителей подростков с ограниченными возможностями, т.к. подростки данной категории обычно крайне редко находятся вне семьи. (Но! Для достижения наибольшей эффективности программы лагеря телефонные звонки родителей в лагерь нежелательны.)

4. Особенности питания и проживания

Для организации питания и проживания в лагере необходимо учитывать не только диагнозы воспитанников, но и их просьбы и пожелания (например, количество приемов пищи в день, наличие какой-либо диеты, определенная жесткость постели и т.д.).
Обязательным условием для организаторов выезда должно быть присутствие в числе персонала диетсестры.

5. Подбор персонала

Непосредственными исполнителями (вожатыми, мастерами) должны стать люди, имеющие опыт или обучающиеся работе с детьми (подростками-инвалидами), в том числе в выездных лагерях. Например, студенты-старшекурсники педагогических вузов факультетов психологии, дефектологии и педагогики, а также работники организаций, занятых в области реабилитации детей/подростков/молодежи со статусом «инвалид». Состав отбирается организаторами лагеря в процессе собеседования.
Помимо вожатых и мастеров, в обслуживающий персонал лагеря должны входить: администраторы (директор лагеря и старший вожатый – представители организаторов лагеря), а также медик, диетсестра, физрук и музыкальный руководитель (диджей).

6. Итог

Для родителей принять решение о возможности отпустить своего ребенка в лагерь, пусть даже и на короткий срок, зачастую крайне болезненное дело. Чтобы снизить их тревожность, администрация должна предоставить родителям следующую информацию (в печатном виде):

• название лагеря и краткие цели его работы;
• место расположения лагеря;
• пути и возможности проезда;
• контактный телефон;
• название и адрес учреждения, являющегося непосредственным организатором лагеря;
• рабочие телефоны и имена организаторов лагерной смены;
• длительность смены;
• время и место отбытия в лагерь / прибытия из него;
• список основных вещей, которые подростку необходимо взять с собой.

В свою очередь, родители обязаны предоставить организаторам лагеря в определенные сроки следующие документы.

№ п/п

Родители подростков
с ограниченными возможностями

Родители подростков,
не имеющих проблем со здоровьем

1

Заявление о приеме подростка в лагерь

Заявление о приеме подростка в лагерь

2

Копия свидетельства о рождении
или паспорта подростка

Копия свидетельства о рождении
или паспорта подростка

3

Справка из поликлиники об отсутствии инфекционных заболеваний

Справка из поликлиники об отсутствии инфекционных заболеваний

4

Подробная выписка
о диагнозе/заболевании

 

Каждый отряд — мастерская

Источником составления учебного плана
является ребенок.
Знание детей лежит
в основе учебного плана,
а это знание приобретается
в контакте с детьми.
Рут Чарни

В выездном лагере для подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и здоровых ребят вся работа строится на реализации нескольких основных видов деятельности:
• внутриотрядная работа;
• общелагерные мероприятия;
• работа мастерских;
• профориентационная работа.
Каждый из перечисленных видов деятельности решает свою задачу, но все они направлены на решение общей цели.
Подросток в лагере из привычной ему среды, в которой превалируют его близкие и их опека, попадает в совершенно незнакомую ситуацию, где, во-первых, ему необходимо стать самостоятельным, во-вторых, наладить контакты, чтобы не быть одиноким в новой среде. Естественно, подросток с ОВЗ не сможет в достаточной степени справиться с этими первичными проблемами в одиночку. Поэтому задача персонала лагеря, вожатых, мастеров – помочь подростку адаптироваться, создать такой психологический климат, который бы способствовал доброжелательному, равноправному и взаимоуважительному общению и помогал стать полноправным субъектом такого общения. Подросток уже с первых минут пребывания в лагере должен ощутить и понять, что его здесь ждут и он здесь нужен. Жизнь в лагере, а особенно в семидневном, развивается с большой скоростью, и «выпадение» кого-либо влечет за собой торможение развития и взаимодействия всей группы-отряда, всего лагеря. Поэтому первостепенная задача вожатых и мастеров – предотвратить это «выпадение», наладить жизнь каждого отряда и жизнь лагеря в целом.

Прежде всего подросток сможет ощутить себя полноправным членом большой лагерной семьи в отряде, где все происходит под руководством опытного вожатого-психолога.
Именно вожатый в первые минуты создает ту атмосферу, в которой каждый смог бы почувствовать себя в безопасности. А вторым этапом будет знакомство, благоприятное расположение подростков друг к другу, их общение. В этот момент и начинается создание отряда, который впоследствии станет единым целым, а вся деятельность – взаимодействием, сотворчеством.

Внутриотрядная работа – это разнообразие многих видов деятельности.
Во-первых, это игры, несущие различную смысловую нагрузку:
• на знакомство;
• на сплочение группы;
• на взаимодействие и сотрудничество;
• на снятие агрессии и тактильного напряжения;
• на развитие деловых навыков;
• просто игры-шутки и многие другие.
Вожатый самостоятельно в ходе построения своей внутриотрядной деятельности оперирует этими играми с учетом положения, состояния и настроенности отряда. Может показаться, что подростку игры уже не нужны, лучше заняться чем-то более серьезным. Но, как показывает опыт работы в лагере, это не так. А насколько будет весело или серьезно, зависит уже от умения и фантазии вожатого и настроения ребят. Посредством игры вожатый-психолог может также провести диагностику личности каждого играющего и в соответствии с результатами строить дальнейший план деятельности.

Во-вторых, внутриотрядная работа – это тренинги. Обычно тренинг строится на практических упражнениях с их последующим анализом и обсуждением. Каждый тренинг направлен на развитие определенных качеств личности.
Так, тренинг коммуникативности раскрывает механизмы общения; помогает приобрести умение психологически верно и ситуативно обусловленно вступать в общение, поддерживать общение, преодолевать психологические барьеры, избегать или решать конфликтные ситуации в общении и многое другое.
Тренинг личностного роста направлен на нахождение, раскрытие в личности подростка положительных свойств и достоинств и дальнейшее их самоосознание; на решение проблем, связанных с низкой самооценкой, с определением ценностных ориентаций и в итоге на приятие себя как полноценной личности.
Телесно ориентированный тренинг разрешает труд­ности в приятии подростком своего тела, помогает найти в себе силы и энергию начать полноценно жить со своими физическими недостатками.
Тренинг на взаимодействие и сотрудничество позволяет приобрести навыки принятия решений сообща, почувствовать, что значит «быть одной командой».
Существует много различных тренингов, которые можно проводить в лагерной смене. Главное, что все они направлены на развитие личности, на создание психологически здоровой личности.
Элементы рефлексии и анализа происходящего включены не только в тренинги, но и в такие внутриотрядные мероприятия, как «вечерние свечки». Именно на «свечках» подростки делятся впечатлениями, говорят о том, что важного и ценного они вынесли из прошедшего дня.

Подросток в лагере живет не только в своем отряде. Он также взаимодействует со всем лагерем, участвуя в массовых, общелагерных мероприятиях. Их цель – научить жить и сотрудничать в большой группе, не бояться людей. Реализуется эта цель через раскрытие творческого потенциала. Вожатые и сверстники должны помочь каждому подростку реализовать себя в ходе общелагерного мероприятия через собственное творчество и сотворчество с другими.
Организация массовых мероприятий для детей с ОВЗ требует особого подхода. Необходимо сделать все так, чтобы каждый ребенок был способен участвовать в празднике, несмотря на состояние здоровья.
К проведению массовых мероприятий предъявляются определенные требования:
• необходимо обеспечить безопасность территории, чтобы предотвратить падения, столкновения с колющими, неустойчивыми и другими опасными предметами;
• необходимо обеспечить доступность понимания правил конкурсных и любых других заданий всеми участниками мероприятия (особенное внимание следует уделить доступности правил для слабослышащих или подростков с нарушениями интеллекта);
• освещение, оформление, костюмы ведущих должны быть выбраны с учетом особенностей зрения участников мероприятия (особое внимание – слабовидящим детям);
• необходимо яркое информационное оформление мероприятия, а также больше движений, мимики, жестов (это особенно важно для подростков с нарушением слуха);
• все формы деятельности должны быть доступны для всех;
• ведущий должен обеспечить наличие вариантов заданий для подростков с какими-либо ограничениями;
• мероприятие должно быть обеспечено медицинской помощью, обязательно наличие аптечки.
При соблюдении всех этих требований можно организовать различные виды массовых мероприятий – спортивных, творческих, интеллектуальных. Каждое мероприятие должно отличаться от других по своей тематике. Это могут быть конкурсы видеоклипов, сказок, легенд и т.п., где ребята не только раскрывают свои актерские способности, но и учатся принимать различные социальные роли, быть свободными в самовыражении, творчестве.
При правильной постановке и организации общелагерного взаимодействия у участников повышается самооценка, появляется стимул к раскрытию и реализации своего потенциала, стимул к творчеству. В сотрудничестве со своим отрядом и со всем лагерем каждый растет как личность. Через несколько дней дети уже не боятся раскрыть себя, снимается первичный барьер, и, соответственно, после лагеря они гораздо меньше будут бояться выразить себя в окружающем мире – конечно же, при достаточной поддержке, но не опеке своего ближайшего окружения.

Постоянный вид деятельности в лагере – мастерские, или кружки. Каждый отряд – это отдельный кружок, осуществляющий в течение лагерной смены определенную трудовую деятельность. Это могут быть: кружок лепки, актерского мастерства, компьютерной грамотности, оформительского искусства, вязания, секретарского дела и др. Помимо раскрытия творческого потенциала подростков, обучения их определенному виду деятельности, кружки несут еще и профориентационную направленность.
Работа мастерских требует выполнения особых правил, чтобы подростки с ОВЗ чувствовали себя комфортно и могли творить, не обращая внимания на физические ограничения.
Приведем некоторые требования к организации мастерских:
• конкретное объяснение, использование коротких, простых и понятных фраз;
• работу лучше проводить в маленьких группах для обеспечения при необходимости индивидуального подхода;
• использование наглядного материала;
• деятельность должна быть разнообразной, чтобы не утрачивался интерес к ней.
В течение лагерной смены каждый отряд трудится в своем кружке. Это делается для того, чтобы участник как можно лучше освоил какой-то один вид деятельности, понял его особенности.
Кроме того, к окончанию лагерной смены желательно представить вполне определенный результат, что также становится «плюсом» в осознании себя, своих сил. Для этого в конце смены устраивается выставка произведений, на которой все могут поделиться впечатлениями и увидеть творения своих сверстников.

Отрочество – время профессионального самоопределения. Для подростков это тяжелый процесс, тем более для подростков с ОВЗ. Они не знают, на что способны, чего хотят и возьмут ли их в тот или иной институт по состоянию здоровья. Эти проблемы и решает профориентационная работа в лагере. Мастерские позволяют познакомиться с различными видами профессиональной деятельности. Знакомство с миром профессий происходит также в процессе деловых, профориентационных игр, лекционно-игровых занятий. Специально проводится профтестирование, с помощью которого можно выявить свои склонности и поинтересоваться в соответствии с ними теми профессиями, теми сферами деятельности, в которых в дальнейшем можно получить образование. Такая работа помогает подростку с ОВЗ самоопределиться и построить свои жизненные перспективы.

Главная задача лагеря – адаптировать подростка с ОВЗ к жизни в окружающем мире и дать ему возможность вырасти как личности.
Детям с ОВЗ в обычных условиях редко удается себя выразить, показать, какие они на самом деле. А в лагере через внутриотрядные, общелагерные мероприятия и мастерские они самораскрываются и самоутверждаются. В лагере они чувствуют, что их ценят, что они необходимы, – это стимул развиваться и расти. Персонал, вожатые, мастера в лагере должны создать такие условия, в которых юный человек раскрывается и ценится как уникальная, неповторимая личность, где здоровые подростки и подростки с ОВЗ находятся вместе, учатся понимать друг друга и сотрудничать.

Ольга Скулкова ,
психолог,  Москва