Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2007

Нам пишут

От детского сада к школе

Сегодня много говорится о создании единой, непрерывной программы развития, воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении и школе. Особое внимание в этой программе должно уделяться индивидуальному развитию ребенка, состоянию его здоровья. На первый план должно выступать развитие личностных качеств ребенка, а знания и умения он получит за счет личной мотивации и заинтересованности в этих знаниях.
Такая программа не исключает, а подразумевает возможность освоения авторских индивидуально ориентированных педагогических программ и технологий.
Составляя такую программу, необходимо учитывать опыт работы дошкольных учреждений. Он показывает, что школьная зрелость ребенка формируется к 8 годам, это необходимо учитывать при формировании групп детского сада и зачислении детей в школу, при подготовке детей к школе.
Сегодня на первое место выходит защита прав ребенка и семьи, что подразумевает представление родителей о своих правах и обязанностях, правовую и социальную защиту детей и родителей с четко разработанной системой юридической (административной, материальной, уголовной) ответственности родителей за несоблюдение своих обязанностей перед детьми, аморальное поведение.
Новая модель непрерывного образования никогда не будет идеальной – это постоянный поиск и преодоление трудностей – и в этом ее эффективность. Для создания такой модели необходима слаженная работа специалистов из различных областей знания, кафедр институтов и лабораторий. Мой опыт работы педагога-психолога детского сада показывает, что при подготовке детей к школе особое внимание следует уделить:

1. Социальному благополучию детей
К сожалению, домашние условия у половины детей неудовлетворительные, в одной квартире живут по десять и более человек. Поэтому стоит для родителей провести собрание на тему «Создание условий для ребенка дома» (организация места для учебы, места для отдыха). Выявление семей группы риска. Данные об этих семьях, на которые следует обратить внимание, педагогу-психологу школы предоставят воспитатели и педагог-психолог детского сада.

2. Разъяснительной работе с родителями и педагогами
Вся инициатива развития ребенка принадлежит родителям, а они «не ведают, что творят», не несут в полной мере ответственности за детей. Специалистам отдается лишь вспомогательная роль. В результате:
– из десяти человек, предложенных на медико-психолого-педагогическую комиссию, пришли только четверо, родители остальных детей написали отказ;
– родители скрывают диагнозы детей. Например: у ребенка четырех с половиной лет развитие на два с половиной года, а в медкарте указано только заболевание почек и все. Или – приемный ребенок с ЗПР, госпитальным синдромом, педагогически запущенный, эмоционально неблагополученый, перенес серьезную операцию, взят из детского дома, а медкарта «чистая».
Родители отказываются от медико-психолого-педагогической комиссии, мотивируя это тем, что ребенка, прошедшего такую комиссию, не возьмут в хорошую школу, занимаются им частным образом, консультируют его у различных специалистов, скрывая заключения этих специалистов. Эти проблемы нужно контролировать и выявлять с момента рождения ребенка. Нужно, чтобы ребенок четырех лет находился в логопедической группе, получал необходимое коррекционно-развивающее воздействие.

3. Оценке уровня развития детей 6–7 лет
Для оценки уровня развития ребенка необходимо использовать тестовые задания на определение:
– умственной работоспособности;
– развития мышления, психических процессов;
– эмоционального благополучия ребенка, его самооценки.
Рисунки детей на темы «Моя семья», «Лесенка», «Человек» показывают, что каждый третий ребенок хорошо выполняет работу. Нет детей, не желающих выполнять задание. Heт детей, не справившихся с заданием. Только у одного ребенка возникли затруднения (из семьи группы риска).
Дети массовой группы (25 детей) по сравнению с детьми группы ОНР (12–14 человек) быстрее утомляются, 75% не способны выполнить работу до конца за короткий промежуток времени, работать в заданном темпе.

4. Основная работа педагога-психолога детского сада направлена на:

1) создание учебной мотивации, мотивации успеха и творчества;
2) развитие творческого потенциала детей;
3) развитие личности ребенка, обучение культуре поведения – этикету;
4) поиск путей взаимодействия педагогов и специалистов детского сада с детьми, учет индивидуальных особенностей их развития, темпов развития и состояния здоровья.

Заключение
Выпускники детского сада, несмотря на все социальные проблемы, хотят и могут учиться.
Настроены развиваться творчески.
Отзывчивы и благодарны тем, кто небезразличен к их желаниям и потребностям.

Наталья Богомолова