Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2007

Вместе с психологом

Остров дружбы

Предлагаем вашему вниманию проверенные на практике программы для использования во внеурочной работе педагога. Каждая программа – это подробная последовательность действий, направленная на определенную возрастную группу и на разрешение типичных возрастных психолого-педагогических задач данного возраста.
Следуя психолого-педагогической логике, где подобные занятия с детьми называются тренингами, мы тоже даем программам название «тренинг» и в каждой из них уточняем конкретную цель ее проведения.
Программы тренингов для детей 5–10 лет рассчитаны на 1 академический час, а программы тренингов для подростков 11–17 лет – на 2 академических часа (или два урока). Таким образом, педагогу или классному руководителю будет легче планировать свою деятельность. А подробные инструкции к каждому упражнению, составленные в доступной для детей – участников тренинга форме, позволят провести подобные занятия и тем, кто делает это впервые*.
Программы составлены и опробованы при участии студентов Института повышения квалификации (г. Витебск).

Тренинг привития навыков доброжелательного общения со сверстниками для детей 4–5 лет

Цель: формирование навыков коммуникации и умения действовать сообща (согласованность в действиях); создание доброжелательной атмосферы. Тренинг носит сюжетный характер.

Способ одновременного введения всей группы (8—16 человек) в игровой контекст тренинга: ведущий предлагает закрыть глаза и погружает участников в игровую сказку, предлагая надеть колпачки и превратиться в гномиков. Колпачки символизируют, что все равны и находятся в едином информационном и игровом поле тренинга.

Вводная часть

Знакомство с правилами поведения во время тренинга. Ведущий, начиная тренинг, говорит:
– Чтоб было весело играть,
Пять правил нужно выполнять:
1) игру всем вместе начинать,
2) по очереди отвечать,
друг друга не перебивать,
3) активным быть, все выполнять,
4) по имени всех называть,
5) друг над другом не смеяться
и чаще улыбаться.

Основная часть

Упражнение «Давайте познакомимся, или Кто живет под колпачком»
Цель: знакомство, диагностика настроения до начала игры.
Инструкция: каждому ребенку предлагается назвать свое настоящее имя или то, как его ласково называют родители, а также свое любимое занятие. Упражнение проводится по кругу.

Упражнение «Змейка»
Цель: развитие умения следовать правилам игры и действовать сообща.
Инструкция: с помощью считалки выбирается голова «змейки». После этого «голова» встает первым за ведущим, а остальным ребятам предлагается стать за ней друг за другом, держась за талию. «Змейка» двигается, делая повороты то вправо, то влево. Затем роли меняются, пока каждый из участников не побудет в роли хвоста и головы. Конечно, следует обратить внимание на количество участников в группе. Если общее число превышает 10, то игра не имеет смысла.
В конце игры каждый участник рассказывает, чем ему больше понравилось быть – хвостом или головой.

Упражнение «Похвастайся соседом»
Цель: развитие навыков общения, умения выражать словами симпатию другому ребенку; развитие внимания, наблюдательности.
Инструкция
Ведущий:
– Всем нравится, когда о них говорят приятное. Сегодня мы поиграем в хвастунов. Только хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно – иметь самого лучшего соседа. Посмотрите на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Что умеет, какие хорошие поступки совершал? Чем может понравиться?
Ведущий может привести образец подобного хвастовства.
Вариант: игра в виде конкурса хвастунов. Кто больше всех похвастается – получит приз. Приз может быть как вещественным (в виде небольшого сувенира), так и невещественным (поощрение, одобрение или что-то другое, поднимающее самооценку ребенка).

Упражнение «Обозвали овощами»
Цель: развить коммуникативные навыки – научить выражать негативные эмоции конструктивными способами (с помощью определенных правил); научить понимать шутку в различных ситуациях общения; научить объяснять свои чувства.
Инструкция
Ведущий:
– Иногда дети ссорятся и говорят друг другу обидные слова – ругаются. Сегодня я предлагаю вам поругаться необычными словами. Мы будем произносить не обидные слова, а названия овощей.
В конце игры каждый ребенок рассказывает, какие чувства испытывал, когда его «обзывали овощами».

Упражнение «Поссорились»
Цель: учить детей передавать эмоции (злость, гнев, обиду) с помощью невербальных средств общения – мимики; управлять своими эмоциями.
Инструкция: детям предлагается встать парами, повернувшись друг к другу спиной, и изобразить на лице эмоции гнева, злости на обидчика. Надуть сильно-сильно щеки.
Ведущий:
– Вы поссорились. Вам не хватает общения с другом. Вы хотите помириться. Для того чтобы помириться, нужно повернуться лицом друг к другу, осторожно «проткнуть» пальцами надутые щеки обиженного друга – обида и злость лопнут, как воздушный шарик; засмеяться и обняться.

Упражнение «Лучики солнышка»
Цель: релаксация, выравнивание эмоционального фона.
Инструкция: детям предлагается построить длинный узкий коридор парами. Ведущий становится солнышком. Дети превращаются в лучики: они вытягивают руки вперед, а один из участников проходит внутри ряда с закрытыми глазами по направлению к ведущему. Дети-лучики ласкают, гладят его руками. Ведущий все время тихо повторяет участникам, настраивая их на нужный лад: «Мы ласковые, добрые, теплые лучики. Мы нежно гладим идущего к нам». Когда ребенок доходит до солнышка, оно его обнимает – и ребенок сам становится солнышком.

Заключительная часть

Цель: рефлексия, выражение эмоций.
Обсуждение: что вам больше понравилось и запомнилось?
Участникам предлагается по желанию и свободно высказаться. Упражнение проводится по кругу.

Тренинг игрового взаимодействия
для детей 6–7 лет

Цель: сплочение группы; развитие умения понимать другого, творческого воображения и мышления.

Вводная часть

Участники знакомятся друг с другом и с правилами проведения тренинга.
Для данного возраста предлагаем использовать следующую форму. Ведущий, начиная тренинг, заучивает или разыгрывает с участниками стихотворение «Чтоб было весело играть…», которое приводилось в начале.

Разминка

Упражнение «Представь себя»
Цель: развитие ассоциативного мышления.
Инструкция: представиться не своим именем, а названием того растения или цветка, которые нравятся.

Упражнение «Дотронься до цвета»
Цель: развитие внимания, повышение эмоционального фона.
Инструкция: ведущий произносит предложения, в которых есть слова, обозначающие названия какого-либо цвета. Задача участников – глазами быстро найти предмет такого же цвета и на счет «раз-два-три» дотронуться до него.
•Заяц белый в лесу бегал.
•В космос полетела ракета серого цвета.
•Зимой и летом стройной, оранжевой была.
•Ярко светит в небе зеленое солнце.
•Снесла курочка яичко, да не простое, а красное.
•В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик, но розовый он был.

Упражнение «Остров дружбы»
Цель: сплочение группы, установление тактильного контакта.
Инструкция: «Представьте себе, что вы оказались на острове. Начался прилив. Для того чтобы спастись, надо поместиться всем на оставшемся маленьком клочке земли. Таким островком спасения для нас будет служить газета», – говорит ведущий.

Основная часть

Упражнение «Скульптура»
Цель: развитие умения понимать другого; развитие творческого мышления и воображения.
Инструкция
Ведущий:
– Жили король и королева – Творец и Муза. Долго не было у них детей. Наконец родилась дочь – Глина. Родители берегли и лелеяли ее, никому не показывали. Она росла, и все скульпторы узнали, что у Творца и Музы есть очаровательная дочь. Многие хотели на ней жениться, но король всем отказывал. Муза огорчалась, а Творец отвечал: «Они любят себя, свой талант, а не ее». Однажды приехал в город молодой скульптор. Увидел Глину и был пленен ее грацией, пластичностью. Глина спросила у скульптора: «Ты хочешь быть королем?» – «Нет, мне нравятся твоя неповторимость, мягкость, пластика. Я вижу твой образ», – ответил скульптор. И Глина стала его женой.
Станьте друг против друга лицом к лицу, образуя два круга. Внутренний круг – это скульпторы, внешний – глина. Задача скульптора – «вылепить» любой образ, который возникает в его воображении при виде глины. Скульптор ставит свою «глину» в любую выбранную им позу, помогает (руками) принять желаемое выражение лица...
Время на работу – 3 минуты. Затем роли меняются.

Упражнение «Ассоциация»
Цель: развитие ассоциативного мышления и умения обобщать.
Инструкция: первый участник называет любое слово, которое может обозначать предмет, явление, понятие. Второй участник называет свое слово. Задача третьего участника – объединить эти два слова в предложение. Игра продолжается со второго участника.

Упражнение «Интервью»
Цель: развитие умения почувствовать другого, перевоплотиться в него.
Инструкция: участники должны разделиться на пары, повернуться лицом друг к другу и по очереди за одну минуту узнать как можно больше друг о друге. Задача участника – рассказать все, что он запомнил о партнере, от своего имени.
Участники тренинга могут задавать дополнительные вопросы.
Подведение итогов.
Вопросы задаются всем по кругу.
•Когда вам было легче – когда слушали о себе или говорили за другого?
• Согласны ли вы с представлением о вас другого человека?

Заключительная часть

Упражнение «Костер проблем»
Цель: дать установку на возможность внутреннего самосовершенствования, снижения тревожности и повышения безопасности.
Инструкция: раздать полоски бумаги. На полосках бумаги записать проблемы, от которых хотелось бы избавиться. Затем бумага поджигается.

Упражнение «Серебряное копытце»
Цель: стабилизация эмоционального фона, релаксация.
Инструкция
Ведущий:
– Вообразите (с закрытыми глазами), что каждый из вас – красивый, сильный олень с высоко поднятой головой. На левой ноге – серебряное копытце. Удар копытцем о землю не принесет сказочных монет, но сделает золотым ваше сердце. Его нежность и доброту должны почувствовать все, кто находится вокруг. Повернитесь направо, положите руки на плечи соседу впереди и помассируйте их.
Рефлексия по окончании тренинга строится на примере упражнения «Круг». Все участники становятся в круг и по очереди высказываются или производят какие-то действия.

Тренинг развития эмпатии и эмоциональной чувствительности для детей 7–10 лет

Разминка

Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Цель: повышение эмоционального фона.
Инструкция
Ведущий:
– Конечно же, все смотрели мультфильм про Крошку Енота, который благодаря улыбке подружился со своим отражением в реке.
Сидящие в кругу, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему самую добрую свою улыбку.
Ну что же, замечательно, приятно видеть ваши улыбки.
Обратите внимание, что вместо нашего «микрофона» я захватила с собой «камень мудрости» (им могут стать игрушка, мячик или настоящий камушек), который будет помогать нам в наших играх.

Упражнение «Ветер дует на…»
Цель: сплочение участников группы на фоне большей информированности друг о друге.
Инструкция: со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, задачи могут быть такие:
«Ветер дует на того, у кого светлые волосы, – и все светловолосые собираются в центре круга.
«Ветер дует на того, кто любит мороженое»;
«…у кого есть дома животное»;
«…у кого есть заколки в волосах или фенечки на запястьях»;
«…кто любит манную кашу»;
«…у кого есть сестра»;
«…кто любит петь»;
«…кто любит танцевать»;
«…у кого есть друзья»;
«…у кого нет друзей».
Когда все дети побывали в кругу, можно закончить так: «Мы много нового узнали друг о друге, и вы непременно найдете себе друзей, а мы все вам в этом поможем».

Упражнение «Найди свою группу»
Цель: повышение эмоционального фона, сплочение группы.
Инструкция: раздаются карточки с названиями животных, но никому не показываются. Дети закрывают глаза и издают звуки: гав, мяу, га-га, ко-ко, кря-кря… Надо стать в свою группу.

Основная часть

Упражнение «Драка»
Цель: выплеск негативных эмоций через релаксацию.
Инструкция
Ведущий:
– Вы поссорились, вот-вот начнется драка. Пальцы сожмите в кулачки. Глубоко вдохните, сожмите челюсти, затаите дыхание, надуйте щеки. А может, не стоит драться?.. Выдохните и расслабьтесь. Ура! Обнимите друг друга: сначала правого, потом левого соседа.

Упражнение «Художник»
Цель: развитие наблюдательности, памяти, общительности.
Инструкция: из группы детей выбираются двое. Остальные – зрители. Один из выбранных – художник (по желанию), другой – заказывает ему свой портрет. Художник внимательно смотрит на своего заказчика, затем отворачивается и по памяти описывает его внешность. Ведущий может помочь ему, задавая вопросы, например: «Вспомни, какая Лена – красивая?».

Упражнение «Щепки на реке»
Цель: сплочение группы, установление тактильного контакта.
Инструкция: дети становятся в 2 ряда, друг напротив друга, на расстоянии вытянутых рук, образуя «коридор» (в данном случае – «русло реки»). «Река» может течь по прямой или с изгибами. Дети покачивают вытянутыми вперед руками, изображая волны. Один из участников («щепка») закрывает глаза и начинает «плыть», то есть идти внутри коридора, а остальные, легко прикасаясь к нему руками-волнами, направляют его движение. Завершив плавание, участник игры становится «рекой». «Щепками» все плывут по очереди.

Заключительная часть

Упражнение «Доброе животное»
Цель: дать установку на возможность внутреннего самосовершенствования, снижения тревожности и повышения безопасности.

Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье –
И становится понятно:
Расслабленье всем приятно.

Инструкция: участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед, выдох – все делают два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце». Стук – шаг вперед, стук – шаг назад, и так далее.

Окончание следует

Ольга Горбушина