Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2007

Технология

Правильный урок

Московская гимназия № 1579 занимается вопросами здоровьесбережения
уже почти 10 лет. В 1997 году была разработана программа «Здоровье»,
а в 2005 году – вторая редакция этой программы – «Здоровье-2005»

Реализация любой программы начинается с мотивации, и в первую очередь с мотивации учителей. Для гимназического образования характерны высокие учебные нагрузки, поэтому профилактика переутомления детей на уроках особенно важна. У современных школьников высокими темпами растут нарушения здоровья, вызванные школьными перегрузками: нервно-психические и вегетативно-сосудистые расстройства, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта.
Поэтому красной нитью через весь учебный процесс должны проходить принципы сохранения здоровья учеников. Такими принципами являются:
– учет возрастно-половых особенностей обучающихся;
– учет состояния здоровья детей данного класса;
– учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей;
– обязательное структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности;
– обучение в малых группах (индивидуализация обучения);
– использование наглядности и сочетания различных форм предоставления информации;
– создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы;
– формирование положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»).
Необходимо не только передать школьникам определенную сумму знаний, но и сохранить их работоспособность, не вызвать переутомления. Чрезмерный стресс и срыв адаптационных возможностей могут в дальнейшем вызвать ухудшение состояния здоровья детей. Здесь уместно вспомнить слова известного чешского педагога и философа Яна Коменского: «Совершенно неразумен тот, кто считает возможным учить детей не так, как они могут, а как он сам того желает». Реализуя принципы здоровьесбережения, важно учитывать закономерности роста, развития, возрастные особенности детей и индивидуальные психофизиологические особенности каждого ученика. Каждый ребенок индивидуален.
В течение урока учитель должен уметь распознавать начальные признаки утомления учащихся и предупреждать возникновение переутомления. Для профилактики утомления учитель должен переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, проводить физкультминутку, давать детям эмоциональную разрядку.
При подготовке к урокам учителю необходимо в первую очередь изучить СанПиНы 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Рекомендации по учету индивидуальных психофизиологических особенностей можно найти в методическом пособии «Технологии обучения, способствующие укреплению здоровья детей в современной школе». В книге Н.К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе» подробно описываются здоровьесберегающие элементы, которые следует использовать на уроке.
В качестве примера правильной организации урока математики приводим разработку урока по теме «Проценты».

Использование здоровьесберегающих приемов обучения на уроке математики

Тема урока: «Решение задач на проценты»

Цели урока:

1. Образовательная: научить шестиклассников решать задачи по теме «Проценты».
2. Воспитательная: выработать навыки делового сотрудничества, умение красиво оформлять решение задач.
3. Развивающая: научить анализировать, делать выводы, применить изученный материал на практике.

1-й этап. Организационный. Подготовка к уроку. Раздача учебников и задачников, проверка наличия калькуляторов. Проверка гигиенических условий в классе (2 мин.).
2-й этап. Сообщение цели урока. Мотивация учащихся на изучение нового материала. Дети записывают тему в тетрадь (1 мин.).
3-й этап. Повторение материала 5-го класса, необходимого для изучения нового материала (5 мин.). Учитель, напоминает об обыкновенной дроби, процентах и переводе их друг в друга. Устный рассказ сопровождается презентацией на мультимедийной установке (аудиовизуальный метод, т.е. сочетание словесного и наглядного). Технические средства применяются в соответствии с гигиеническими требованиями.
4-й этап. Актуализация опорных знаний и умений. Создание ситуации успеха. Выполнение упражнений на повторенный материал в рабочих тетрадях. Дифференциация заданий. Дети проверяют свою работу сами и выставляют карандашом оценку (7 мин.).
5-й этап. Физкультминутка. Дети повторяют за учителем упражнения для снятия статического напряжения (2 мин.).
6-й этап. Объяснение нового материала. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний. Учитель рассказывает о трех типах задач на проценты (нахождение числа от процента; нахождение числа по его части; какую часть одно число составляет от другого) и пишет примеры на доске. Привлечение детей к активной мыслительной деятельности. Учитель следит за осанкой детей (8 мин.).
7-й этап. Первичная проверка того, как дети поняли новый материал. Дети самостоятельно решают задачи из задачника в тетради, используя примеры на доске. Учитель следит за их осанкой во время письма (3 мин.).
8-й этап. Показ диафильма «Умные проценты» и его обсуждение. Фронтальная работа. Дети вступают в диалог с учителем, они анализируют ситуацию, ищут возможные решения (6 мин.).
9-й этап. Закрепление знаний. Практическая работа «Анализ посещаемости» с использованием данных классного журнала. Эта работа необходима для школьного мониторинга по программе «Здоровье».

Из классного журнала выписываются следующие данные:
– количество учащихся в классе;
– количество учащихся, не пропускавших занятия;
– количество учащихся, пропустивших занятия (из них – по болезни,по другим причинам);
– количество дней в триместре;
– количество пропущенных дней;
– количество дней, пропущенных по болезни.

Теперь дети должны ответить на вопросы:
– Какую часть всех детей составляют не болевшие дети?
– Сколько процентов составляют дети, которые болели в триместре?
– Сколько процентов триместра составляют все пропущенные дни?
– Сколько процентов триместра составляют дни, пропущенные по болезни?
– Сколько процентов составляют дети, которые пропустили занятия по другим причинам?
Дети самостоятельно работают в группах. Чувство соперничества стимулирует достижение результата (10 мин.).
10-й этап. Подведение итогов урока. Что изучали? Чему научились? Выставление оценок (1 мин.).

Елена Ягодкина