Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2007

Урок здоровья

Профилактика близорукости в младшей школе

Глаза – самые неподготовленные к учебным нагрузкам органы ребенка, поступающего в школу. В этот период острота зрения у большинства здоровых детей 6–7 лет составляет 0,8–0,9, а рефракция глаза (оптическая сила преломления) характеризуется возрастной дальнозоркостью, которая постепенно уйдет только к 10–11 годам.
Начальный период обучения школьников предполагает чрезвычайно высокий уровень зрительных нагрузок, интенсивное овладение чтением, письмом, счетом. В результате возникает риск приобретения так называемой школьной (аккомодативной) формы близорукости. Зрительный анализатор у детей младшего школьного возраста практически не получает целенаправленного оздоровительного воздействия.
Наблюдая за учащимися, я отметила, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями зрения. Хотя делается немало, чтобы его сохранить: физкультминутки, пересадка учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических норм, беседы по профилактике близорукости, соблюдение правил при чтении и письме.
Возникла необходимость ввести в содержание учебных занятий специальные зрительные упражнения и игры для тренировки мышц глаза, физкультминутки через каждые 10–15 минут занятий. Работу по профилактике и укреплению зрительного аппарата учащихся я начала с первого класса (1999/2000 уч. г.) с комплекса гимнастики для глаз, разработанного Пекинским институтом детского здравоохранения, в частности, доктором традиционной медицины Ше Я Линем (сейчас доктор Ше работает в Москве в Центре китайской медицины).

Гимнастика для глаз

(По системе Ше Я Линя)

Упражнения проводятся ежедневно.
Каждое упражнение повторяется по четыре раза подряд.
Руки обязательно должны быть чистыми.

1. Упражнение первое
Легкое нажатие точки цинмин.

Для этого большими пальцами обеих рук – левой рукой слева, правой рукой справа – слегка надавливать эти точки в сторону переносицы.
Здесь есть небольшая впадина на кости.

Нажатия производятся восемь раз.

 

2. Упражнение второе
Круговой массаж орбиты глаза.
Большие пальцы обеих рук устанавливаются с двух сторон лица на точке тайян.
Указательные пальцы располагаются на глазных орбитах.
Держа большие пальцы на точке тайян, производить массаж вокруг глаз.
Точка находится посредине между наружным углом глаза и наружным концом брови, чуть в сторону затылка, где также находится впадина. Нужно четыре раза нажать на эту точку и четыре раза обвести указательным пальцем вокруг глаза.

 

3. Упражнение третье
Легкое надавливание точки сыбай указательными пальцами обеих рук.

Точка четыре раза массируется движениями, направленными внутрь лица, четыре раза – наружу. Важно правильно найти точку сыбай: от середины глаза мысленно провести линию вниз, до впадины на кости.

 

4. Упражнение четвертое
Делаем «Сухое умывание».
Пальцами обеих рук проводят круговое движение от рта к носу, ко лбу и по точке тайян сбоку. Делая упражнение, считают до четырех.

 

 

 

Сильное впечатление на меня произвела методика по охране и укреплению здоровья детей В.Ф. Базарного. Некоторые элементы его технологии я стала вводить в учебные занятия.

1. Бумажные офтальмотренажеры
• Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами.
• На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы, восьмерки, спирали и т.д.). Толщина линий – один сантиметр.
(См. приложение № 1)

2. Пирамидки
Детям предлагаются следующие задания:

1) Найди глазами две пирамидки.
2) Сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зеленых, черных и т.д.
3) Сколько у пирамидок красных колпачков, коричневых, зеленых, желтых и т.д.?
4) Сколько всего колец у пирамидок?
5) Сколько всего колпачков?
6) Сложи пирамидки в две группы. В первой группе на две (в два раза) пирамидки больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

Этот вид упражнения можно использовать довольно часто, меняя лишь варианты заданий.
(См. приложение № 2)

3. Тарелки
с разноцветными кружками
Детям предлагаются следующие задания:

а) Найди две одинаковые тарелки.
б) Найди тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
в) Сколько всего красных, зеленых, синих кружков на всех тарелках?
г) Сколько всего кружков?
(См. приложение № 3)

4. Схема зрительно-двигательных траекторий
С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:
вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.
Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской.

Благодаря этим упражнениям у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развиваются зрительно-моторная реакция, различительно-цветовые функции.
Кроме того, учитывается материал психологического воздействия цвета на ребенка.
Предлагаю некоторые рекомендации по использованию цветов на уроках:
а) русского языка – желтый цвет (стимулирует зрение);
б) математики – синий цвет (активизирует умственную деятельность, успокаивает);
в) литературного чтения (и на других предметах) – зеленый цвет (снимает переутомление).
(См. приложение № 4)

Большое впечатление на меня произвела и идея В.Ф. Базарного об экологическом букваре: натянутое на стену полотно (2х3 м), на нем изображается сельский пейзаж – река, уходящая за горизонт, береза, вдали – село. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года – осень, зима, весна, лето.
Таким образом, решается одна из биологических предпосылок нормального развития – простран­ство. (В тибетской медицине пространству отведена главная роль в развитии человека.)
К сожалению, для меня в первые два года работы было невозможно решить эту задачу. Но я взяла «экологические странички из букваря»: пейзажи родной природы, отражающие времена года, как меняющиеся зрительные сигнальные сюжеты.
(См. приложение № 5)
Таким образом, я решаю задачу зрительно-пространственной активности в режиме школьного урока. В четырех углах класса прикрепляю на планшетах картины. Дети всматриваются в пейзаж, и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.

Во втором классе я продолжила работу над укреплением зрительного аппарата учащихся. Ввела один час курса лечебной гимнастики, одна из задач которого была направлена на профилактику и укрепление зрительного аппарата.
В третьем классе появился зеленый квадрат.
Для индивидуального пользования вырезался квадрат из плотного картона зеленого цвета размером 5х5 см, для коллективной работы вырезался квадрат размером 15х15 см. Перед началом занятий квадратик находился у каждого ребенка на парте. По команде учителя дети брали в руку квадратик, и на расстоянии вытянутой руки проводилось следующее упражнение:

• дети поднимали квадратик на вытянутой руке вверх, а затем опускали вниз, при этом внимательно следили глазами за передвижениями квадратика;
• затем квадратик передвигали влево – вправо;
• следующим передвижением квадратика было передвижение по кругу.

Аналогичные упражнения проводились под руководством учителя с использованием большого квадрата. Позже это упражнение дети научились выполнять самостоятельно (без команды учителя), если им требовался отдых для глаз.

В четвертом классе появилось экологическое окно (пейзаж – река, остров, покрытый деревьями, уходящая вдаль полоса леса).
Спокойная водная гладь реки успокаивающе действовала на детскую нервную систему. Если у детей возникала потребность в отдыхе во время урока, они вставали (без команды учителя) и «отправлялись гулять по реке, островку, берегу реки, любовались облаками». То есть включались воображение, фантазия и… пространственное восприятие.

В солнечные дни с использованием экологического окна на уроках проводилось упражнение «Поймай зайку».
Детям предлагалось встать, руки поставить на пояс, затем они глазами «ловили зайку» (солнечный лучик, отраженный от зеркальца). «Зайка прятался» за деревья, в траву, в цветы, в воду, «прыгал» по волне, «улетал» в небо, за облака, за горизонт.

Позже я ввела новый комплекс упражнений для глаз «Горячие ладошки». Этот комплекс я разработала сама на основе упражнений В.Ф. Базарного.
(См. приложение № 6)

Немного позже ребята стали работать за конторками – это один из элементов технологии В.Ф. Базарного. (Описание работы за конторками смотрите в газете «Начальная школа», 1990. – № 6.)

Меня заинтересовал комплекс игровых упражнений, предлагаемый кандидатом педагогических наук С.В. Бондаренко. Эти упражнения я с успехом использовала на уроках. В основу игр положены два ведущих принципа тренировки глаза (по профессору Э.С. Аветисову):

• первый – «раскачка» аккомодации (способность глаза ясно видеть предметы, находящиеся от него на различных расстояниях);
• второй – релаксация (уменьшение напряжения) основных функциональных структур зрительного аппарата.

Какие задачи решаются?
Упражнения способны снимать зрительное напряжение и утомление, расслабляя наружные и внутренние мышцы глаза, улучшать кровообращение глаза и циркуляцию внутриглазной жидкости. Помогают направленно повышать уровень зрительной (аккомодативной) выносливости, то есть выносливости к зрительному утомлению.
(Описание игр см. в приложении № 7)

Данный игровой материал желательно применять комплексно, используя игры и восстановительного, и тренирующего воздействия. Это связано с особенностями процесса адаптации зрительного анализатора детей младшего школьного возраста к учебному труду. В начале учебного года, в первой четверти, доминируют специальные восстановительные игры в соотношении 2:1, в остальных учебных четвертях данное соотношение изменяется в сторону преобладания специально тренирующих игр в соотношении 3:1. Специальные зрительные игры применяют только после упражнений, повышающих зрительную активность детей.
(Cм. приложение №8)

Примечательно, что предлагаемый игровой материал способствует и концентрации внимания учащихся, а это позволяет оптимально переключать их на последующую учебную деятельность.

Заключение
Использование гимнастики для глаз по системе Ше Я Линя, элементов технологии В.Ф. Базарного, специальных восстановительных и специально тренирующих игровых упражнений С.В. Бондаренко привело к значительному улучшению зрения у младших школьников. Если в первом классе на конец учебного года 91,7% учащихся имели 100%-ное зрение, то в конце четвертого класса 100%-ная острота зрения была у всех учеников.

Использованная литература:
1. Из опыта работы по технологии Базарного В.Ф. // «Начальная школа», 1990. – № 6; 1996. – № 11.
2. Бондаренко С.В. «Тренируем зрение» // «Физкультура в школе», 1993. – № 2.
3. Комплекс гимнастики для глаз по системе Ше Я Линя // Народное образование, 1998.

Светлана ПЕТРОВА,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
отличник народного просвещения,
Икейская школа,
Тулунский район,
Иркутская область

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

1. Какие функции имеет каждый цвет?
• Желтый – теплый и веселый, создает хорошее настроение.
• Зеленый – улучшает настроение, успокаивает.
• Голубой – улучшает настроение.
• Красный – возбуждает, раздражает.
• Коричневый – в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сонливость, депрессию.
• Черный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли.
• Белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему.
2. Некоторые рекомендации по использованию цветов на уроках:
• русский язык – желтый цвет (стимулирует зрение);
• математика – синий цвет (активизирует ум­ственную деятельность, успокаивает);
• литературное чтение – зеленый цвет (снимает переутомление).
3. Упражнение на релаксацию внимания с использованием вышеуказанных цветов:
• использую таблички:

• табличка помещается на доску, предлагаю детям в течение 15 секунд смотреть в центр кружочка, затем дети закрывают глаза и стараются «удержать» кружок. Одновременно звучит спокойная мелодия. Я предпочитаю брать музыку П.И. Чайковского из альбома «Времена года».

Приложение № 5

Методика сенсорно-координаторного тренажа с помощью меняющихся зрительных сигнальных сюжетов

Упражнения, активизирующие мышечный тонус, а также чувство телесной координации, в том числе зрительной, в пространстве: слежение глазами в положении стоя по заданным траекториям с одновременным вращением головой и туловищем.
Каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах. В процессе такого поиска дети совершают движения головой, глазами, туловищем.
Продолжительность упражнений – 1,5–2 минуты.
Наибольший эффект достигается в середине урока, а при двукратном повторении – через 15 минут.
Берутся четыре картины, все вместе они составляют развивающийся в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс (например, космическая экспедиция).
Четкие детали, под каждой картинкой обязательно цифра, размер от 0,5 м до 207 х 297 мм.
Менять комплекс не реже одного раза в две недели.
Размещают картины по четырем углам классной комнаты.


Приложение № 6

Упражнение первое
Сидя за партой, расслабиться и медленно поводить зрачками сначала влево до отказа, затем вправо (три раза).

Упражнение второе
Медленно переводим взгляд вверх до отказа, затем вниз (три раза).

Упражнение третье
Медленно вращаем глазами сначала влево, затем вверх, затем вправо, затем вниз до отказа (три раза).

Упражнение четвертое
Трем ладони одну о другую до тех пор, пока они не станут горячими. Затем ладони плотно прикладываем к глазам и держим так 3–5 секунд.

Приложение № 7

Специально-восстановительные зрительные игры

• «Цветные сны»
Игру проводят в положении сидя после напряженной работы. По указанию учителя учащиеся закрывают глаза, прикрывая их ладонями, и опускают головы. Учитель называет цвета, а играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце и так далее). Выборочно опросив детей о том, что же они увидели, учитель называет другой цвет.
Отвечая учителю, который подходит к детям и касается их плеча, учащиеся сохраняют исходное положение.
Длительность одного цикла игры (каждого цвета) – 15–20 сек., общая продолжительность игры – 1 мин.

• «Метелки»
Организуют игру после нагрузок, требующих как зрительного напряжения, так и статико-динамических напряжений мышц кисти. Учащиеся часто моргают, проговаривая текст: «Вы, метелки, усталость сметите, мы еще заниматься хотим до звонка. Глазки нам хорошо освежите, нам в учебный мир окунуться пора».
Проговаривание сочетают с быстрым (для снятия статического напряжения) сгибанием-разгибанием пальцев, кистей. Длительность выполнения – 6–8 секунд, повторить 2–3 раза.

• «Жмурки»
Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время учитель изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Учитель выборочно спрашивает их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин.

Специально-тренирующие зрительные игры

• «Поймай зайку»
Играть целесообразно на тех уроках, где зрительная нагрузка наиболее высокая. Учащиеся стоят в колоннах, руки на поясе, плечи отведены назад, спина прямая, взгляд устремлен вперед вверх. Учитель располагается впереди сбоку. Он включает электрический фонарик и «выпускает зайку» на прогулку. «Зайка» бегает в разных направлениях по стенам и потолку классной комнаты. Учащиеся, поймав глазами «зайку», сопровождают его, стремясь не выпустить из поля зрения, не поворачивая при этом головы, а максимально используя лишь амплитуду работы глазодвигательных мышц. Учитель отмечает самых старательных «охотников».

• «Круговерть»
Учащиеся свободно стоят перед учителем, который вращает подвешенный на нити длиной 50–70 см теннисный мяч (лучше всего желтый). Темп вращения нарастающий – от медленного к среднему. Учащиеся сопровождают глазами все перемещения мяча, вращая глазами с возможно большей амплитудой.
Направление вращения мяча периодически изменяется. В игре отмечают наиболее старательных игроков.

• Описание остальных игр можно посмотреть в // «Физкультура в школе». 1993. № 2.

Приложение № 8

Гимнастика для глаз

Упражнения для тренировки мышц глаза.

1. Первое упражнение.
Сидя за партой, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо, затем справа налево. По три раза в каждую сторону.

2. Второе упражнение.
Медленно переводим взгляд вверх – вниз, затем вниз – вверх. По три раза в каждую сторону.

3. Третье упражнение.
Представить перед собой велосипедное колесо (обод велосипедного колеса), наметить на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую сторону. По три раза в каждую сторону.

4. Четвертое упражнение.
Сделать ладонями «шалашик», закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, неплотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

Светлана Петрова