Не может быть здоровья без безопасности – уверены участники международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы обеспечения безопасности образовательного пространства», которая прошла в конце апреля в Новосибирском государственном педагогическом университете (НГПУ)
«Трудно поверить Михаилу Зурабову, что здоровье россиян за год улучшилось на 7%, – заметил профессор Роман Айзман, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности НГПУ. – Наоборот, пока мы наблюдаем его ухудшение». И дело не только в том, что не снижается уровень различных заболеваний; в России высокая смертность от травматизма – ежегодно гибнет 250–300 тыс. человек. Если говорить о детском здоровье, то новые образовательные системы и технологии только подрывают его. Исследования показывают: состояние здоровья лицеистов и гимназистов хуже, чем учащихся обычных школ, а развитие системы медико-психолого-социальной помощи в школе оставляет желать лучшего.
Профессор считает, что понятия «здоровье» и «безопасность» разделять нельзя. Создание среды, безопасной для жизни, безопасного образовательного пространства (БОП) – часть здоровьесберегающих технологий. Много лет в Новосибирском педуниверситете готовят учителей, компетентных не только в своем предмете, но и в здоровьесберегающих методах преподавания. Когда устранили валеологию, возникла проблема сохранения наработанного педагогического и научного потенциала, и на кафедре была открыта специальность «безопасность жизнедеятельности». Студенты НГПУ получают углубленную медико-биологическую подготовку, знания по коррекции и реабилитации здоровья, практические навыки по охране труда и технике безопасности… Желающие могут заняться последипломным обучением, повышением квалификации. На кафедре создан полный комплект учебно-методических пособий в печатном и электронном вариантах для всех педагогических специальностей.
Но одной теории недостаточно, при организации БОП в школе нужно учитывать все: технические и психологические факторы, кадровое обеспечение, взаимодействие всех членов педагогического коллектива. Объединить эти компоненты в единую систему должен специалист по безопасности, допустим, заместитель директора школы (такая должность уже введена, например, в 86 новгородских школах). При этом и дети, и педагоги должны знать свою роль в общей системе безопасности.
Александр Янин, заместитель начальника Департамента образования Новосибирской области, представил региональную программу БОП, которая включает санитарную, психологическую, социальную (безопасность ребенка в семье, недопущение негативной досуговой деятельности), информационную, техническую и физическую безопасность. Если говорить о последней, то это прежде всего антитеррористические действия и защита при чрезвычайных ситуациях. Из соображений безопасности все школы расторгли договоры с арендаторами, хотя это приносило прибыль. В 310 образовательных учреждениях области работает охрана, кнопки тревожности есть в 479 школах, пульты центрального управления – в 20.
Противопожарная автоматическая система обнаружения огня и оповещения о пожаре стоимостью в 1 млн рублей установлена в 55% школ области. Но сами по себе «пищалки» не помогут при пожаре, нужно еще знать, что делать. Такая же ситуация и с огнетушителями, которые есть во всех школах, но многие педагоги не умеют с ними обращаться. «В инструкциях должны быть одни рисунки без текста, – убежден Александр Янин. – Необходимо выработать автоматизм в действиях педагогов и учащихся при пожароопасной ситуации, этому могут помочь специальные памятки, составленные отдельно для младших, средних и старших классов. И еще: при расчете зарплаты учителя надо закладывать коэффициент, учитывающий факторы безопасности».
Одна из самых больших проблем – безопасность на дорогах. Ежегодно в нашей стране в ДТП погибает 32 тыс. человек и более 250 тыс. получают травмы (в Афганистане за всю войну погибло 17 тыс. человек). Пока не будет выработана культура поведения на дорогах, ситуация не изменится. Правила поведения пешеходов школьники изучают на уроках ОБЖ, а практические навыки подростки могут получить, занимаясь технико-прикладными видами спорта в Новосибирском автомотоцентре. В центре проводятся фестивали, конкурсы, например, «Безопасное колесо», «Зеленая волна».
серьезно подходят к вопросам безопасности школьники Новгорода: в городе есть классы «Юный спасатель» и «Пожарный кадет», соответствующие секции работают во многих школах. А летом ребята приезжают в лагерь «Юный спасатель» для участия в соревнованиях по безопасности в чрезвычайных ситуациях. Соревнования проводятся по пятиборью – подростки извлекают «пострадавших» из автомобиля, из колодца, из подвала разрушенного здания, из задымленного здания, ликвидируют утечку газа, оказывают помощь утопающему, управляют лодками – всего 7 позиций. Ребята демонстрируют навыки оказания первой помощи, участвуют в конкурсах и викторинах. Три года подряд победителем соревнований становится команда новгородской школы № 7.
По мнению известного ученого В.И. Ярочкина, безопасность – это наука, которую надо изучать; искусство, которое надо постигать; повседневная, рутинная, но крайне важная работа.
Чтобы обеспечить безопасность всех, необходимо обучить каждого. Как говорил Козьма Прутков: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Предмет ОБЖ, призванный обучать юных граждан России азам безопасности, введен в школьную программу в 1991 году. За прошедшие 16 лет курс перестал быть экзотикой в школьном расписании, многие преподаватели ОБЖ стали наравне с преподавателями других предметов победителями всероссийских конкурсов «Учитель года». Но есть и проблемы. К ним можно отнести сокращение учебных часов в школьном расписании, а следовательно, и заработной платы учителей. Многие наиболее профессионально подготовленные специалисты, особенно мужчины, ушли из школы, что негативно отразилось на качестве преподавания предмета. Сейчас изучению ОБЖ в 5–9-х классах отводится 17 учебных часов в год (0,5 часа в неделю) – и родители не видят смысла в ежегодной покупке нового и совсем не дешевого учебника (от 90 до 120 руб.) ради 17 уроков. В некоторых школах курс ОБЖ вообще перестали преподавать как самостоятельный предмет, эпизодические беседы, проводимые классными руководителями, носят формальный характер и не дают знаний. Пожалуй, главной проблемой можно назвать обеспечение школ квалифицированными педагогами – 30% учителей ОБЖ не имеют педагогического образования. Отсутствие перспектив роста не способствует приходу в ОУ грамотных молодых специалистов.
В Красноярском педагогическом университете им. В.П. Астафьева решили выяснить уровень знаний педагогов по обеспечению безопасности. «Мы попросили 120 учителей обычных общеобразовательных школ заполнить специальные анкеты, – рассказала преподаватель университета Ирина Чмиль, – выяснилось, что половина учителей не готова к экстремальным ситуациям».
В резолюции, принятой единогласно, участники конференции выдвинули свои предложения. Вот некоторые из них.
Обеспечение безопасности ОУ является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должно подкрепляться надежной финансовой и правовой базой.
Все школы должны быть обеспечены современным противопожарным оборудованием и «тревожными кнопками», другими техническими средствами.
Необходимо привлечь высокопрофессиональные кадры, создав привлекательные для них условия работы в школе.
Проводить ежегодный мониторинг состояния безопасности в школах.
Создавать условия педагогам для получения дополнительного образования по специальности «безопасность жизнедеятельности» и повышения квалификации.
Затраты на безопасность получаются немалыми. Но государство, заинтересованное в будущем, не должно жалеть денег на обеспечение спокойствия и благополучия граждан.
|