Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №/


О чем думает выпускник в один из самых главных моментов своей жизни?

Есть простой психологический тест, который позволяет определить, что для человека важно в данный момент, что его волнует. Его просят быстро и не задумываясь назвать все слова, которые приходят в голову, исключая, конечно, предметы окружающей обстановки. Подобный эксперимент я провела недавно со знакомой одиннадцатиклассницей. И вот что она назвала: «История, русский, косинус, дневник, шпаргалка, страх, нервы, стресс, билеты, конкурс, отметка, волнение, ожидание, ужас, усталость, злость, двойка, надежда...». Окончание школы, выбор вуза и будущей профессии – один из самых важных моментов в жизни. Хочется сразу сделать правильный выбор, чтобы потом не менять институты (колледжи, училища) и места работы до самой пенсии. Надо без стресса и срывов пережить выпускные и вступительные экзамены

Настройтесь на успех!

Есть несколько простых, легко выполнимых, а главное, эффективных способов подготовки к экзаменам.
• Оборудуйте место для занятий, пусть вам будет удобно.
• Составьте четкий план подготовки на каждый день – что будет изучаться.
• Обязательно чередуйте работу и отдых (во время перерыва можно сделать зарядку, потанцевать или помыть посуду).
• Не старайтесь выучить наизусть весь учебник! Готовьтесь по вопросам, составляйте планы ответов, пользуйтесь схемами, концентрируйтесь на основных мыслях.
• Попросите родителей или друзей побыть вашим экзаменатором – расскажите им ответы на самые трудные вопросы.
• Попробуйте записать себя на магнитофон или потренируйтесь перед зеркалом – взгляд на себя со стороны всегда полезен.
• При подготовке к экзамену всегда не хватает одной ночи. Это известно каждому (я лично убеждалась в этом сотни раз). Поэтому накануне экзамена не надо переутомляться. Перестаньте заниматься в последний вечер, лучше погуляйте и подышите свежим воздухом. А на экзамен отправляйтесь отдохнувшим и полным сил.
• Мысленно рисуйте себе картину успешного ответа, и у вас все получится.

Все работы хороши, выбирай на вкус...

На что обычно ориентируются при выборе профессии? На мнение родителей. Оно, конечно, важно, однако его недостаточно. Неплохо было бы побольше знать о себе, своих желаниях, способностях и возможностях, о том учебном заведении, куда вы хотите поступить, и о выбираемой профессии: что она собой представляет, как оплачивается? А если собираетесь устраиваться на конкретную работу, то узнать: имеются ли там возможности для карьерного роста (или для отдыха в рабочее время)? Какой предполагается режим работы? (Если вы «сова», вечером засиживаетесь допоздна, а утром вас из пушки не разбудишь, то вряд ли вам подойдет работа, которая начинается в 7.30.) Будете ли вы работать в одиночестве или среди людей? Будет ли это коллектив преимущественно мужской или женский? И что, в конце концов, будет входить в ваши обязанности?
Последний вопрос особенно важен. Увы, нередко бывает так, что молодые люди выбирают профессию, ориентируясь только на ее популярность, престижность. «Буду экономистом (юристом, менеджером, дизайнером)», – говорит молодой человек, порой плохо себе представляя, что скрывается за этими названиями.
Действительно, сейчас появилось много новых профессий с красивыми иностранными названиями, и с каждым годом их будет все больше. Желательно в них ориентироваться. Знаем ли мы, кто такие аудитор, дистрибьютор, логистик, топ-менеджер (не путать с топ-моделью) и чем отличается маркер от маркетолога, а имиджмейкер от мерчендайзера? А ведь есть еще аквизиторы, рекрутеры, пробиреры, риелторы… Ответы (кто не знает) ищите сами.

Говорящий человечек

Чтобы определить свои склонности к тому или иному виду деятельности, попробуйте выполнить следующий тест.
Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат – нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Надо использовать все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисовали лишние элементы – зачеркните, если элементов не хватает – дорисуйте недостающие. Время выполнения – 30 секунд.
Теперь подсчитайте количество треугольников.
6, 7, 8, 9 треугольников – из людей этого типа получаются руководители и хорошие преподаватели. У них ярко выражено стремление к лидерству, они хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
5 треугольников – вы ответственный исполнитель, профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
4 треугольника – у вас масса интересов и талантов, вы склонны к индивидуальной работе.
3 треугольника – тип ученого. Люди этого типа рациональны, объективны, легко переключаются с одного вида деятельности на другой.
2 треугольника говорят об интересе к искусству и человеку. Люди этого типа тонко чувствуют все новое и необычное.
1 треугольник – вы изобретатель, конструктор, художник. Обладаете богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов, и если вы действительно испытываете трудности с выбором профессии или просто хотите побольше узнать о своих способностях, то обратитесь к психологу-профориентологу. Этот специалист поможет вам сделать правильный выбор.

Сдаем экзамен

Как справиться с волнением?
• Сосредоточьтесь на своем дыхании (дышите ровно и спокойно).
• Чередуйте физическое напряжение и расслабление (например, сжимайте руки в кулаки и сильно напрягайтесь, а потом отпускайте себя, расслабляйтесь).
• «Стоп» негативным мыслям (при мысли о возможной неудаче скажите себе «Стоп» или представьте красный сигнал светофора; думайте о хорошем результате).
• Примите позу уверенного человека и говорите уверенным голосом.

Пользуйтесь формулами самовнушения:
• «Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие. Я уверен в себе».
• «Я все помню».
• «Я ощущаю бодрость и уверенность в себе».
• «Моя речь спокойная, уверенная».

Способ подготовки «3–4–5»
Время до экзамена (год, месяц, неделю) поделите на три равные части. За первый отрезок времени надо пройти все темы на «тройку», за второй – на «четверку», за третий – отшлифовать знания и убрать ошибки.
Преимущества метода: у школьника создается целостное представление о предмете, отсутствует страх нехватки времени.

Если экзамен сдан неудачно

• Если ребенок расстроен, позвольте ему погоревать, утешьте его.
• Когда ребенок успокоится, вместе проанализируйте причины неудачи (чрезмерное волнение, слабая подготовка, нежелание обучаться именно этой специальности).
• Сделайте выводы и обсудите последующие действия.