Окончание. См. № 10/2007.
5-й класс
Тема: «Истинная
и ложная доброта»
Может показаться, что быть добрым просто, но в действительности это не так. Все слышали выражение «медвежья услуга» – про то, как медведь, желая сделать доброе дело – прогнать муху со спящего человека, так ударил лапой по мухе, что убил не только муху, но и человека. Так добрые намерения медведя завершились злом. В подобных случаях говорят о том, что «простота хуже воровства».
Желающий делать добро обязательно должен предвидеть последствия своих действий и принять меры для предотвращения отрицательных результатов. Примеров «медвежьих услуг» ребята тоже знают немало. Желательно, чтобы эти примеры, особенно из школьной жизни, были озвучены и по возможности изображены на рисунках.
В притчах, которые я хочу рассказать, обычно действуют короли и члены их семьи. Именно они выбраны в герои, чтобы показать их незаинтересованность в материальных ценностях и подчеркнуть значение нравственного поведения людей, занимающих высокое положение в обществе.
Жил король, который очень любил петь. Однажды он отправился на прогулку в лес и там запел. Но тут к нему прискакал вестовой и сообщил тревожную весть: к лесу приближается вражеское войско. Король отдал необходимые распоряжения и продолжал свое любимое занятие.
Когда к нему приблизилось вражеское войско, он представил себе, что это его хор, и с радостью встретил их, предложив прибывшим встать в круг и подпеть ему. Получился дружный хор, который так хорошо звучал, что доставил обеим сторонам большую радость.
Пение закончилось, но вместо вражды между участниками хора завязалась настоящая дружба. Вот что значит сильно любить свое увлечение. Настоящее творчество, которому отдаешься всей душой, способно покорить даже врагов и сделать их друзьями.
Теперь посмотрим, как зло рядится в добро, а точнее – в ложную доброту. Сюда относятся все случаи заведомого обмана. Что собой представляет обман или вранье для человеческой души? Наверное, что-то плохое, иначе люди не стыдились бы обманывать.
Стыд – это дискомфорт, вызванный внутренним осуждением неправедного поступка.
Срам – это внутренний дискомфорт, вызванный угрозой внешнего осуждения, в отличие от позора – состоявшегося внешнего осуждения. Оказывается, дискомфорт в результате вашего собственного внутреннего осуждения вызывает унижение собственного достоинства. А кому приятно быть униженным? От этой неприятности и возникает внутренний дискомфорт. Тогда, если человек понимает, что врать стыдно, зачем же он лжет? Во-первых, не всегда человек это понимает, а во-вторых, дискомфорт ощущает только сам солгавший. Он рассчитывает, что до внешнего осуждения – позора – дело не дойдет. Зато он в результате обмана может получить материальные ценности или другие блага, станет выше в глазах других, ему будут завидовать... Вот ведь как может обернуться дело с враньем. Между тем зло – это мысли, слова, действия разрушительного характера, они сопровождаются в лучшем случае внешним позором и внутренним дискомфортом, а в худшем случае – гибелью людей и материальных ценностей.
Теперь, когда мы разобрались, каким важным механизмом является чувство собственного достоинства, хочется надеяться, что вы будете чаще использовать чувство самоуважения и по возможности избегать дискомфорта от самоунижения.
Желательно, чтобы ребята привели примеры роста самоуважения и самоунижения.
Тема: «Вечные ценности: любовь, доброта, красота...»
Надеюсь, что примеры, приведенные на предыдущих занятиях, убедили вас в значимости вечных общечеловеческих ценностей: любви, красоты, доброты... Хотелось бы уяснить, как каждый из вас видит влияние этих ценностей на свое поведение. Возможно, вы почувствовали изменения в собственном поведении и поведении своих сверстников.
Взросление современных детей определяется той средой, где они находятся. Современный социум настолько разнообразен, что стандартный воспитательный процесс просто неуместен.
Диспропорция между физическим развитием, психическим созреванием и социальным статусом детей предподросткового возраста в нашем неблагополучном обществе может быть одним из факторов их легкомысленного или неадекватного сексуального поведения.
До сих пор многие считают, что половое воспитание – преимущественно медицинская проблема, включающая в себя основы гигиенических знаний и физиологических особенностей организма девушки и юноши. Да, об этом надо говорить с детьми, раздельно с девочками и мальчиками.
Но самая главная часть полового воспитания – нравственные ориентиры, которые зависят от общей культуры, от норм и правил, принятых в современном социуме. справедливо писал А.С. Макаренко: «Отдельно воспитывая половое чувство, мы еще не воспитываем гражданина, воспитывая же гражданина, мы тем самым воспитываем и половое чувство, но уже облагороженное...». Такому облагораживанию фактически и посвящена наша программа «Бытийная культура здоровья».
Авторская учебная программа «Бытийная культура здоровья» направлена на воспитание бережного отношения каждого человека к здоровью (своему, общественному и экологическому), ориентирована на вечные общечеловеческие ценности. Однако, прежде чем данную программу получат школьники, она должна быть освоена учителями и родителями.
В предподростковом, а тем более в подростковом возрасте у детей появляется большая потребность иметь друзей. Расширяется круг общения, бурно идет процесс социализации – происходит поиск духовной близости. О мальчике, которого часто видят в обществе одной и той же девочки, говорят, что они «дружат». Дружба – это чувство, близкое к любви, но друзей пока влечет общность интересов – духовная близость, у них нет ощущения, что только один человек во всем мире стал дороже всего на свете. Постепенно, уже в юношеском возрасте, дружба между девушкой и юношей может перерасти в любовь. Но торопить эти события крайне опасно.
Как пример здесь уместно привести исповедь одной современной актрисы, М.А. Ее супруг Ж., несмотря на холодность своей подруги, продолжал за ней ухаживать, очень тактично демонстрируя свою любовь. М.А. вспоминает, что она долго его чувства не замечала, – это не была любовь с первого взгляда. Но зато теперь, когда у них уже двое детей, она его действительно любит и бесконечно благодарна ему за терпение, нежность и мудрость.
Истинная любовь, вероятно, возникает только тогда, когда встречается человек, соответствующий идеалу любимого. Но такие встречи редки, и, наверное, в этом причина того, что искренняя взаимная любовь встречается не часто.
Многие ученые считают, что главное значение для появления искренней любви имеет не внешность, а мировоззрение, общность интересов, духовных запросов. Так, Ю.Рюриков, много пишущий о любви, подчеркивает, что любовь – это высшее проявление человечности: высший вид близости человека к человеку, высший вид понимания и помощи человека человеку. К такому определению искренней любви, пожалуй, мало кто не захочет присоединиться. Однако в этом определении отсутствует сексуальная потребность. Да, она – исключительно важная составляющая любви. Сначала она проявляется лишь в потребности и радости быть вместе, и только позднее, по мере того как друзья лучше узнают друг друга и у них возникает полное доверие, появляется возможность проявления сексуальной близости.
К великому сожалению, процесс развития любовных отношений часто нарушается. Влечение и физическая близость предвосхищают близость духовную, то есть «телега идет впереди лошади». Из таких отношений, как правило, ничего хорошего не выходит.
А теперь попробуем разобраться, что значит любовь «с первого взгляда». Подобное состояние еще описывают как «разряд молнии». Профессор Б.Б. Малахов считает, что «это не любовь, а увлечение или влюбленность – это низшие ступени любви. Они возникают без прикосновения к духовному миру нравящегося человека. Юности свойственно часто менять увлечения – таковы уж особенности этого периода жизни. Однако не стоит принимать увлечение за истинную любовь, иначе неминуемо разочарование. Тот, кто часто меняет свои увлечения, кто «любил» многих, никого не любил по-настоящему и в конце своей жизни останется одиноким».
К сказанному об истинной любви следует добавить, что человек, переживающий это великое чувство, явно становится добрее и красивее. В том случае, если влюбленный подобных изменений в себе не замечает, он должен задуматься, истинная ли у него любовь.
6-й класс
Тема: «Истинная и ложная
доброта»
Истинная доброта связана с чувствами человека, который совершает добрый поступок. Человек хотел это делать. Такое действие в корне отличается от выполнения задания, «потому что надо». И совсем третий результат, когда внешне выполняется доброе действие, а в сознании у человека злые мысли.
Так, радушный прием в первом варианте радует и хозяина, и гостя. Во втором варианте у хозяина изменились планы, и он только внешне радушно принимает гостя, на самом деле прием не приносит радости ни тому, ни другому. Третий вариант, когда хозяин проявляет невероятное гостеприимство, чтобы усыпить бдительность гостя, чтобы соблазнить его на какую-то выгодную для себя сделку.
Вариант первый – это теплые человеческие отношения, обычно доставляющие удовольствие всем. Во втором варианте, при наличии искренних отношений, следовало договориться о переносе визита, а не превращать его в пустую трату времени.
Вариант третий может иметь множество сюжетов. Предложите детям прокомментировать все варианты и сопроводить комментарии рисунками.
Тема: «Вечные ценности»
Доброты не так уж мало в мире,
Надо лишь глаза открыть,
Душу людям распахнуть пошире,
Полной жизнью жить и не хандрить.
Красоту увидеть, восхититься
Запахом полей, прохладой рек.
Мало человеком лишь родиться, –
Надо жить, любить, как Человек!
Помогать советом, словом, делом
Тем, кто уже руки опустил.
Пусть поверивший один на свете белом.
Важно знать, что ты недаром жил.
(Из письма И.Полонской. 2005 г.)
Пример из жизни: по ТВ идет передача «Жди меня». Молодой человек лет 25 рассказал о своей маме, с которой расстался в 1998 году после ссоры. Ведущий программы И.Кваша предложил посмотреть сюжет. Печальная картина: пожилая женщина, живущая на свалке с четырьмя черными собаками. Ее идет проведать по заснеженному пустырю из алтайского городка, находящегося на расстоянии двух километров, ее знакомая.
Оператор не показывает лицо этой пожилой женщины. Она рассказывает про свое житье и что-то делает. В голосе нет печали, жалоб, интонация мажорная. Она с любовью убирает хибару, которую ей построили бомжи. Рассказывает, что сейчас топит ее по-черному, поэтому кастрюли закопченные, а весной все побелит – и у нее будет чистенько. Потом вместе с собачками идет за ключевой водой, которую извлекает почти из-под снега. Говорит, что эта вода для собачек, для них она и готовила на плите. Ведь она для них и живет, хотя очень скучает о своих детях, их двое – сын и дочь.
У слушателей, сидевших в зале, текут слезы. Кваша обратился к сыну с извинением в голосе, ибо показал он этот сюжет только потому, что, несмотря на трудную ситуацию, женщина не унывает – ее поддерживают любовь к детям и надежда на встречу с ними. И встреча тут же состоялась! Это пример душевной красоты даже в условиях житейской трагедии.
Учащиеся обсуждают этот случай и делают зарисовки.
|