Почти все учителя понимают, что учить детей надо так, чтобы те не растеряли здоровье за годы, проведенные в школе. Но очень многие не представляют, как это можно сделать. На наш взгляд, один из способов решить эту проблему – подготовить руководителей школ в системе повышения квалификации к проектированию здоровьесберегающего образовательного процесса
Анкетирование директоров и заместителей директоров общеобразовательных учреждений Белгородской области (256 человек со стажем управленческой работы от 1 года до 20 лет) позволило выявить, что наибольшие затруднения вызывают:
– анализ состояния здоровьесберегающей деятельности – 22% слушателей;
– организация мониторинга состояния здоровья школьников – 35%;
– валеологический анализ используемых учебных программ – 74%;
– планирование учебно-воспитательной работы с соблюдением санитарно-гигиенических требований в условиях интенсификации учебного процесса – 69%;
– организация перемен между уроками, способствующих оптимальному двигательному режиму, – 80%;
– организация работы с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей – 47%;
– организация здоровьеориентированных мероприятий для педагогических работников – 68%;
– разработка новых авторских программ, методик, содействующих укреплению здоровья школьников, – 92%.
Руководителям школ было предложено оценить свои знания и умения, касающиеся проектирования здоровьесберегающего образовательного процесса, в том числе:
знание ключевых понятий «здоровье», «здоровьесберегающий образовательный процесс», «здоровьесберегающая педагогика», «проектирование здоровьесберегающего образовательного процесса»; факторов снижения здоровья учащихся в процессе обучения; здоровьесберегающих технологий обучения; критериев и способов эффективной здоровьесберегающей педагогической деятельности учителя; требований к организации здоровьесберегающего образовательного процесса; этапов, алгоритмов проектирования здоровьесберегающего образовательного процесса;
умение формулировать цели и задачи здоровьесберегающего образовательного процесса; анализировать состояние здоровьесберегающего образовательного процесса; отбирать содержание, технологии обучения, содействующие сохранению здоровья учащихся; прогнозировать результаты внедрения проекта; соотнести результат с целями проектирования здоровьесберегающего образовательного процесса; оценить эффективность реализации проекта здоровьесберегающего образовательного процесса; разработать конкретную модель здоровьесберегающего образовательного процесса в школе; прогнозировать побочные эффекты от внедрения проекта и разрабатывать способы их профилактики; удерживать рефлексивную позицию и вносить необходимые коррективы в проект; разрабатывать программы мониторинга влияния образовательного процесса на здоровье учащихся и учителей; обеспечивать мотивацию участников здоровьесберегающего образовательного процесса.
Наибольшие затруднения при проектировании здоровьесберегающего образовательного процесса вызвали следующие вопросы:
– знание критериев и способов эффективной здоровьесберегающей деятельности учителя;
– знание этапов, алгоритмов проектирования;
– умение разработать конкретную модель здоровьесберегающего образовательного процесса;
– умение разработать программу мониторинга влияния образовательного процесса на здоровье учащихся;
– умение удерживать рефлексивную позицию и вносить коррективы в проект.
Затруднения, возникающие в процессе проектирования здоровьесберегающего образовательного процесса, руководители школ связывают:
– с недостатком знаний о проектировании (41%);
– с недостаточной научно-методической помощью (44%);
– с недостатком времени и сил (34%);
– с отсутствием методической литературы (28%);
– а также с перегрузкой учебного плана предметами.
Менее 1% опрошенных отметили отсутствие ориентации педагогов на сохранение здоровья учащихся, что позволяет сделать вывод об осознании педагогами приоритета сохранения здоровья учащихся в процессе обучения.
Эта информация послужила основанием для определения целей и содержания курсовой подготовки руководителей школ в системе повышения квалификации к проектированию здоровьесберегающего образовательного процесса. Полученные результаты позволили, во-первых, констатировать низкий уровень умения проектировать здоровьесберегающий образовательный процесс; во-вторых, выявить потребности руководителей школ в конкретных проектировочных знаниях и умениях; в-третьих, осознать невозможность реализовать обозначенные потребности в существующей структуре подготовки руководителей школ на курсах повышения квалификации в БелРИПКППС и необходимость разработать новую программу для руководителей школ по подготовке к проектированию здоровьесберегающего образовательного процесса; в-четвертых, убедиться в том, что именно руководитель образовательного учреждения является тем специалистом, который определяет мотивацию педагогического коллектива на реализацию здоровьесберегающих технологий в школе.
Цель разработанной нами программы – содействовать освоению у слушателями теоретико-методологической базы проектирования здоровьесберегающего образовательного процесса в школе. Подготовка руководителей школ в системе повышения квалификации рассматривается нами как взаимодействие целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов, наполнение которых определяется спецификой осваиваемого слушателями вида профессиональной педагогической деятельности.
Содержание программы подготовки руководителей школ к проектированию здоровьесберегающего образовательного процесса направлено на осознание руководителями школ ценности здоровьесберегающей профессиональной педагогической деятельности, формирование целостного представления о здоровьесберегающем образовательном процессе и овладение опытом проектирования здоровьесберегающего образовательного процесса.
Проектирование здоровьесберегающего образовательного процесса аккумулирует множество умений (прогностических, проектировочных, конструктивных, аналитико-диагностических, рефлексивных), необходимых руководителю для эффективного решения образовательных задач. Организационно-управленческий аспект проектирования позволяет обеспечить оптимальное распределение обязанностей и ответственности участников процесса.
Мы рассматриваем проектирование как вид деятельности, в котором происходит осмысление будущего образовательного процесса на основе анализа ситуации и выбора оптимального решения, что позволяет комплексно решать проблему сохранения и укрепления здоровья школьников и педагогов. Проектирование здоровьесберегающего образовательного процесса направлено на решение следующих задач:
– предоставление учащимся базового образования;
– формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
– формирование гармоничных взаимоотношений с окружающим миром, обществом, самим собой;
– организация оздоровительной работы, направленной на формирование у школьников мотивации поведенческих навыков здорового образа жизни.
При этом в качестве прогнозируемого результата выступает ученик – человек, здоровый физически, психически, нравственно, с развитым мышлением, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни.
Реализация цели и задач проекта осуществляется по следующим направлениям:
– учебно-воспитательная работа;
– диагностическая работа;
– профилактическая и коррекционная работа;
– научно-методическая и опытно-экспериментальная работа;
– информационно-просветительская работа;
– координационная работа.
Подготовка слушателей отражает логику проектирования здоровьесберегающего образовательного процесса (целеполагание, ориентировка, диагностика исходного состояния, рефлексия, прогнозирование, моделирование, реализация проекта, оценка результатов, коррекция). При этом реализуется оптимальная последовательность поэтапной подготовки слушателей, включающая:
– ориентационно-теоретический этап (усвоение ключевых теоретико-методологических положений, подходов к проектированию здоровьесберегающего образовательного процесса);
– деятельностно-практический этап, направленный на усвоение специальных знаний и формирование умений по проектированию здоровьесберегающего образовательного процесса;
– преобразующий этап (использование полученных знаний в условиях реального образовательного процесса).
Реализация программы предполагает лекционные и семинарские занятия слушателей, самостоятельную работу (разработку проектов), консультации специалистов в течение всего срока обучения, защиту итоговых проектов в конце срока обучения. Реализуемая модель подготовки руководителей школ к проектированию здоровьесберегающего образовательного процесса позволяет сформировать базовые знания и умение проектировать здоровьесберегающий образовательный процесс. Результатом подготовки слушателей на курсах повышения квалификации является
знание:
– признаков педагогических инновационных проектов, классификации проектов, форм, методов, технологий проектирования;
– основ проектирования здоровьесберегающего образовательного процесса, понятия концепции проекта;
– порядка разработки проекта здоровьесберегающего образовательного процесса, путей и механизма его реализации;
– способов диагностики и оценки результатов проектов здоровьесберегающего образовательного процесса, оценки эффективности проектной деятельности;
– порядка оформления проектной документации;
– механизмов управления процессами реализации проекта;
умение:
– определять потребность в проекте здоровьесберегающего образовательного процесса;
– применять теоретические и прикладные методы при разработке проекта, сформулировать гипотезу, цели, задачи проекта здоровьесберегающего образовательного процесса, описать ожидаемые результаты;
– разделить процесс реализации проекта на определенные временные этапы;
– подобрать методики диагностики и контроля хода реализации проекта;
– определить критерии, параметры и показатели оценки достижения результатов проекта;
– подготовить нормативно-правовую и отчетно-информационную документацию;
– разработать модель механизма управления проектом и привести эту модель в действие.
Подготовка руководителей школ к проектированию здоровьесберегающего образовательного процесса ориентирована на решение проблем, устранение которых может дать полезный эффект не только в оздоровлении учащихся и учителей, но и в повышении качества образования.
|