Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2007

Технология

Работаем над мимикой и речью

Изменились условия жизни, труда, появились новые профессии, виды спорта, новые формы проведения досуга. Значит, нужны и новые методики по физической культуре.
Я предлагаю новую методику, направленную на повышение работоспособности дыхательной системы детей младшего школьного возраста через укрепление всех групп мышц, участвующих в дыхании. В методике учтены факторы, оказывающие влияние на формирование дыхания, – онтогенетический, генетический, биомеханический, психологический, социальный, бытовой, физиологический и другие. Под их воздействием формируется топография дыхательных мышц, которая и обусловливает характеристики дыхания. Комплексы физических упражнений данной методики позволяют изменить топографию дыхательных мышц и тем самым воздействовать на глубину, частоту дыхания, повысить тренируемость дыхательной системы в режиме учебного дня и на уроках физической культуры. Методика оказывает также комплексное воздействие на состояние опорно-двигательного аппарата, пищеварительную систему, систему регуляции температуры тела, речевую и мимическую функции, повышая качество коммуникативного компонента личности.
Занятия проводятся в игровой форме.
В методику вошло три основных комплекса упражнений.
Первый комплекс направлен на укрепление мышц, участвующих в дыхании и принимающих участие в формировании носового и ротового дыхания. К этим мышцам относятся круговая мышца рта, подбородочные и ланитные мышцы, квадратные мышцы нижней губы, мышцы, опускающие перегородку носа, большие скуловые мышцы и квадратные мышцы верхней губы, а также двубрюшные, челюстно-подъязычная и грудино-подъязычные мышцы. Они влияют на формирование дыхания носом (правильного) или ртом (неправильного в спокойном состоянии, приемлемого и необходимого при высокой физической нагрузке и неотъемлемого при выполнении некоторых спортивных упражнений, таких, например, как плавание), а также формирование строения носовой полости. Специальные упражнения, разработанные мной, направлены на укрепление этих мышц и способствуют позитивному осуществлению вышеперечисленных функций. Эти мышцы совмещают дыхательную функцию с речевой и мимической, поэтому упражнения улучшают и эти функции.
Второй и третий комплексы направлены на укрепление дыхательных мышц, расположенных в верхнем плечевом поясе, шее и частично на туловище. Упражнения второго комплекса укрепляют мышцы вдоха, повышая их устойчивость к утомлению. Упражнения третьего комплекса направлены на укрепление мышц выдоха и оказывают также положительный эффект на функцию опорно-двигательного аппарата и пищеварительной системы.
Упражнения рекомендуется выполнять последовательно, в несколько повторений, в два подхода. Между подходами проводится контрольное измерение задержки дыхания на вдохе или выдохе либо отдых не более 1,5 минуты. Рекомендуемое число повторений без остановки: 3–4–6.
Выполнение всех упражнений по порядку (одно повторение) занимает примерно от 20 до 45 секунд. Выполнение 6 повторений (1-го подхода) без остановки занимает примерно от 2 до 4,5 минуты.
Последовательность может быть изменена, однако заключительным неизменно должно оставаться упражнение для щечных мышц.
Комплекс рекомендуется применять не только на уроке физической культуры, но и на внеурочных занятиях 2 и более раз в неделю.
В заключение каждого занятия дети могут поиграть 1,5–3 минуты. Специально разработанные игры даны в приложении.

Данная методика была внедрена
автором-разработчиком Анной БЕЛЯЕВОЙ
и учителем физической культуры Владимиром ЗАМИЛАЦКИМ
в средней общеобразовательной школе № 1 г. Куровского,
Московская область

Исходное положение (и.п.) для всех упражнений: мышцы лица должны быть расслаблены, упражнения можно выполнять сидя, стоя, лежа, при ходьбе.

1. Для больших скуловых мышц
Приподнять углы рта вверх (улыбнуться) и вернуться в и.п., т.е. расслабить все мышцы лица.
Контроль правильности выполнения: при правильном выполнении упражнения щеки подняты вверх, давят на нижние веки и поднимают их, приподнятые нижние веки закрывают часть радужной оболочки глаза, носогубные складки изгибаются в нижней части выпуклостью наружу, а выражение лица становится таким же, как при смехе или улыбке.
Методические рекомендации: попросите детей припомнить недавние радостные события и выразить на лице чувства радости, удовлетворения, удовольствия, счастья, состояния веселья, довольства и благополучия, которые они тогда испытывали.

2. Для наружных частей квадратной мышцы верхней губы (упражнение первое)
Приподнять середину верхней губы и носогубную складку и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: лицо приобретает плаксивое выражение, носогубная складка приподнимается вверх и верхним концом заворачивается к носу, крыло носа тоже подтянуто вверх.
Методические рекомендации: попросите детей пофантазировать, отчего можно заплакать, например, упал и ободрал коленку, сломал игрушку, и изобразить на лице готовность пролить слезы.

3. Для наружных частей квадратной мышцы верхней губы (упражнение второе)
Расширить ноздри и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: ноздри расширены, а остальные мышцы лица расслаблены.
Методические рекомендации: попросите детей расширить ноздри как бы для глубокого вдоха.

4. Для внутренней части квадратной мышцы верхней губы и носовых мышц
Сузить ноздри, опустив их вниз и вернуться в и.п.
Методические рекомендации: попросите детей изобразить, как они принюхиваются к едва уловимому запаху.

 

5. Для мышц, опускающих перегородку носа
Оттянуть вниз перегородку носа и середину верхней губы и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: при правильном выполнении упражнения середина верхней губы опущена, ноздри сужены, а губы как бы «поджаты».
Методические рекомендации: попросите детей изобразить смущение и нежелание разоблачения.

6. Для наружной части круговой мышцы рта
Вытолкнуть вперед сжатые губы, вывернув их наружу, и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: при правильном выполнении упражнения рот закрыт, губы сложены «трубочкой» и вывернуты наружу.
Методические рекомендации: попросите детей изобразить, каким могло бы быть выражение лица у человека, испытывающего чувства неудовольствия или разочарования.

7. Для внутренней части круговой мышцы рта
Сузить рот, как для произношения гласных «у» или «ю», но губы при этом не разжимать, и вернуться в и.п.
Методические рекомендации: попросите детей представить, что они сжимают губами карандаш так, чтобы его не уронить, или попросите их изобразить, какое выражение лица может быть у человека, погруженного в размышления или проявляющего строгость.

8. Для наружной и внутренней частей круговой мышцы рта
Сжать губы, завернув их внутрь, и вернуться в и.п.
Методические рекомендации: попросите детей представить и показать, какое выражение лица может быть у смущающегося человека.

 

9. Для треугольных мышц рта
Опустить углы рта и нижние концы носогубных складок и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: при правильном выполнении нижние концы носогубной складки заворачиваются внутрь, углы рта опущены, выражение лица становится как у человека, который мог бы испытывать презрение.
Методические рекомендации: попросите детей показать, какое выражение лица может быть у человека, испытывающего презрение.

10. Для квадратных мышц нижней губы
Вывернуть нижнюю губу вниз и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: нижняя губа растянута в обе стороны, а на лице появляется выражение отвращения.
Методические рекомендации: попросите детей показать, какое выражение лица может быть у человека, испытывающего отвращение.

11. Для подбородочных мышц
Сморщить и поднять кожу подбородка, поднимая при этом нижнюю губу, и вернуться в и.п.

 

 

12. Для щечной мышцы с левой стороны
Тянуть левый угол рта в левую сторону и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: на щеке с левой стороны образуются складки, а выражение лица становится таким, как при кривой усмешке.

 

13. Для щечной мышцы с правой стороны
Тянуть правый угол рта в правую сторону и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: на щеке с правой стороны образуются складки, а выражение лица становится таким, как при кривой усмешке.

 

14. Для двубрюшных, челюстно- подъязычной и грудино- подъязычных мышц
Опустить нижнюю челюсть, как бы произнося «о», и вернуться в и.п.
Методические рекомендации: попросите детей изобразить, как они произносят «о», не размыкая губ, или изобразить, какое выражение лица может быть у человека, испытывающего сильное удивление.

15. Для подкожных мышц шеи
Натянуть кожу нижней части лица и шеи с обеих сторон вниз и в обе стороны и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: на шее с обеих сторон появляются продольные валики и горизонтальные кожные складки, как при очень больших физических усилиях, сильных болях, страданиях, сильном страхе, ужасе или гневе, крике или рыдании.
Методические рекомендации: попросите детей изобразить большое физическое усилие, как, например, при поднятии чего-то очень тяжелого.

16. Для подкожной мышцы шеи с левой стороны
Натянуть кожу нижней части лица и шеи с левой стороны вниз и в левую сторону и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: на шее с левой стороны появляются продольные валики и горизонтальные кожные складки, как при очень больших физических усилиях, сильных болях, страданиях, сильном страхе, ужасе или гневе.
Методические рекомендации: попросите детей изобразить большое физическое усилие, как, например, при поднятии чего-то очень тяжелого, или чувство боли, когда, например, щиплет ободранную коленку.

17. Для подкожной мышцы шеи с правой стороны
Натянуть кожу нижней части лица и шеи с правой стороны вниз и в правую сторону и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: на шее с правой стороны появляются продольные валики и горизонтальные кожные складки, как при очень больших физических усилиях, сильных болях, страданиях, сильном страхе, ужасе или гневе.
Методические рекомендации: попросите детей изобразить большое физическое усилие, как, например, при поднятии чего-то очень тяжелого, или чувство боли, когда, например, щиплет ободранную коленку.

18. Для мышц бровей
Сдвинуть брови, подняв внутренние концы, вернуть их в и.п.
Контроль правильности выполнения: образуются вертикальные складки между бровями, внутренние концы бровей сближаются и поднимаются.
Методические рекомендации: попросите детей изобразить затаенную душевную боль, му­чительные воспоминания.

19. Для лобных мышц
Поднять брови и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: образуются горизонтальные складки на лбу, брови и верхние веки несколько поднимаются, глаза раскрываются.
Методические рекомендации: попросите детей изобразить внимание, удивление или испуг.

20. Для круговых мышц глаза
Зажмурить глаза и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: веки сомкнуты, на веках образуются складки.
Методические рекомендации: попросите детей зажмурить глаза, изобразив ожидание сюрприза, блаженство, предвкушение.

21. Для щечных мышц
Надуть щеки и с силой вытолкнуть воздух изо рта, затем вернуться в и.п.

 

 

 

ИГРЫ

1. Повторяй за мной
Участнику игры предлагается выполнить все упражнения данного комплекса по порядку, без остановки, повторяя их за учителем (ведущим), который объясняет задание в игровой форме:
– Ребята, давайте посмотрим, сможете ли вы повторить за мной все рожицы по порядку.
Выполненные упражнения отмечаются знаком «+», невыполненные упражнения отмечаются знаком «–», а упражнения, выполненные с участием лишних мышц, отмечаются буквой «л» напротив фамилии каждого в заранее подготовленном протоколе.
Когда все участники пройдут тест, учитель (ведущий) объявляет, кто состроил больше всех рожиц.
В игре определяется активность мышц лица.

2. Кто покажет больше рожиц
Участники рассаживаются по кругу лицом к центру или располагаются любым другим способом, но так, чтобы все видели ведущего.
Каждый участник игры становится ведущим по очереди, показывая как можно больше рожиц остальным, в то время как остальным нужно их повторять. После повторения каждой рожицы занимающиеся или сам ведущий должны назвать задействованные мышцы и изображенные эмоции.
Учитель или один из участников игры ставит напротив имени (фамилии) каждого ведущего количество продемонстрированных рожиц. Побеждает тот, кто показал больше рожиц.

3. Кто быстрее повторит
Ведущий показывает различные мимические выражения (3, 4 или 6), участники игры стараются повторить их как можно быстрее. Побеждает тот, кто первым повторил большее количество мимических выражений. Победитель становится следующим ведущим.

4. Изобрази эмоцию
Ведущий называет различные чувства и эмоции, участникам нужно их изобразить на лице.
Игру можно проводить в соревновательной форме, тогда побеждает тот, кто быстрее и больше эмоций изобразил. Победивший становится следующим ведущим.

5. Назови мышцы
Участники игры рассаживаются по кругу лицом к центру или располагаются любым другим способом, но так, чтобы все участники игры видели ведущего.
Ведущий делает несколько гримас (3, 4 или 6), а остальные называют, какие мышцы были активны в этих гримасах. Каждый становится ведущим по очереди.

6. Кто лучше угадывает настроение
Участники игры рассаживаются по кругу лицом к центру.
Игра проводится в соревновательной форме. Ведущий делает определенное число гримас (3, 4 или 6), а сосед, сидящий от него по направлению часовой стрелки, угадывает эмоции (настроения), которые изобразил ведущий, и мышцы, участвующие в гримасах. Затем тот, кто угадывал, становится ведущим и загадывает такое же число гримас участнику игры, сидящему по направлению часовой стрелки от него. Таким образом, каждый становится ведущим. Учитель записывает напротив имени каждого участника, сколько тот угадал эмоций и мышц и сколько не угадал. В конце игры подсчитывается результат и определяется победитель.

7. Разгадай историю
Ведущий придумывает историю, но не рассказывает ее устно, а показывает ее в гримасах. Другие участники игры (или один из участников игры) «пересказывают» эту историю также «в лицах», а затем и словами, пытаясь угадать историю. Затем ведущий рассказывает настоящий сюжет.
Игра «Разгадай историю» одновременно является и психологическим тестом для определения того, о чем мечтает или беспокоится ребенок, загадывающий историю.

Продолжение следует

Анна Беляева ;
Владимир Замилацкий