Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2007

Урок здоровья

Дышите носом!

Коллежский асессор Ковалев вскочил с кровати, встряхнулся: нет носа!.. Он велел тотчас подать себе одеться и полетел прямо к обер-полицмейстеру...
– Боже мой! Боже мой! За что это такое несчастие? Будь я без руки или без ноги – все бы это лучше; будь я без ушей – скверно, однако ж все сноснее; но без носа человек – черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин, – просто возьми да и вышвырни за окошко!
Н.В. Гоголь. Нос

Ворота легких

Нос называют «воротами легких», именно отсюда начинается длинный извилистый дыхательный тракт, по которому непрерывно циркулирует вдыхаемый и выдыхаемый воздух.
Верхние дыхательные пути, к которым относится нос с околоносовыми пазухами, играют важную роль в оптимизации внешнего дыхания. Кроме того, система верхних дыхательных путей тесно взаимосвязана с органами слуха, мозгом, зрением, речью, пищеварительной и нервной системами, поэтому расстройство носового дыхания может вызывать серьезные нарушения в деятельности и этих систем.
Сложная система носа обеспечивает необходимую обработку вдыхаемого воздуха до его поступления в дыхательные пути. Воздух доводится до нужной температуры и влажности, специфические структуры слизистой носовой полости интенсивно очищают его от пылевых частиц, микробов, бактерий, газовых компонентов, чего не происходит при дыхании ртом.
Помимо дыхательной функции, нос и носовая полость имеют ряд других: носовая полость является мощным рецепторным полем, воздействующим на многие вегетативные функции, включая сосудистую систему, выполняет обонятельную и резонаторную функции.
Воздушная струя образует завихрения, механически раздражающие рецепторы слизистой оболочки носа. При выдохе воздуха химическое раздражение рецепторного аппарата носа влияет на регуляцию дыхания, регуляцию газов крови.
При раздражении слизистой оболочки носа происходят быстрое измене-ние в составе газов крови и регуляция количества кислорода. Так, например, при выключении носового дыхания у здоровых детей даже на 10 мин. начиная с 8-й минуты насыщение крови кислородом заметно снижается, а после переключения дыхания на носовое показатели постепенно возвращаются к норме.
Однако при дыхании через нос невозможно достичь предельных величин вентиляции легких, необходимых при интенсивной физической работе, поэтому при высоких нагрузках и выполнении большинства спортивных упражнений правильным является частое и глубокое дыхание через рот.
Затруднения носового дыхания объясняются особенностями строения верхних дыхательных путей, в том числе и носовой полости. Дыхательная система представляет собой сложную трубку с естественными сужениями в носу, гортани и бронхах: попав в полость носа, воздушная струя поднимается кверху, к носовому своду, затем через выступы раковины и узкие пространства движется по общему носовому ходу, после этого дугообразно опускается назад и вниз, направляясь в носоглоточную область, такой же путь, но в обратном направлении, воздушная струя осуществляет при выдохе.
В такой сложной трубке, как верхние дыхательные пути, нос и носовая полость, воздух может перемещаться не только по прямой (ламинарно, когда один слой воздуха как бы скользит по другому – неподвижному), но и завихряясь (турбулентно, когда слои воздуха завихряются, перемешиваясь и мешая продвижению друг друга). При носовом дыхании воздух проходит через большее количество непрямых и узких трубок, чем при дыхании ртом, поэтому он больше завихряется, и на движение воздуха при дыхании носом требуется больший расход энергии.
Верхние дыхательные пути ребенка уже, чем у взрослого. Носовая полость новорожденных недоразвита, для нее характерны узкие носовые отверстия и отсутствие придаточных пазух, которые формируются позже. Структурные особенности носовой полости затрудняют носовое дыхание детей, поэтому дети гораздо чаще дышат открытым ртом.
По мере взросления проходимость дыхательных путей улучшается, но у ребенка по ряду причин может формироваться привычка дышать ртом. Через некоторое время эта привычка закрепляется комплексом порочных условно-рефлекторных связей с участием высших отделов центральной нервной системы. Чем дольше человек дышит ртом, тем более устойчивой становится привычка и тем труднее от нее избавиться.

Закройте рот!

Расстройство носового дыхания может вызывать целый ряд нарушений здоровья и физического развития. Прежде всего нарушается газообмен (количество кислорода в крови уменьшается на 25–30%); уменьшается количество воздуха, поступающего в грудную клетку; возникают застойные явления в грудной полости и верхних дыхательных путях; деформируется грудная клетка, повышается риск простудных заболеваний.
Дыхание ртом ведет к недостаточному физическому развитию в целом и общим тяжелым расстройствам здоровья, в числе которых: расстройства кровообращения (гипертония, застойные явления в черепной полости, расстройство памяти и др.), изменения состава крови (уменьшение гемоглобина, сахара и кальция, нарушение кислотно-щелочного баланса крови и др.); нарушения нервной системы; расстройства и понижение слуха, подверженность заболеваниям среднего и внутреннего уха; нарушения зрения и подверженность заболеваниям глаз; расстройства пищеварения и работы внутренних органов; недостатки в развитии речи (косноязычие, гнусавость и др.); притупление обоняния.
Особо следует выделить то, что при затрудненном носовом дыхании происходят серьезные морфо-функциональные изменения костно-мышечного аппарата, а именно – нарушение нормального положения носовой перегородки и искажение формы нижней челюсти, неправильное развитие твердого нёба и зубов. Постоянное дыхание ртом ведет к неправильному развитию мышц лица, в частности, к отвисанию нижней губы, сглаживанию носогубных складок и появлению «вытянутого лица», к однообразной, бедной мимике.

Факторы правильного дыхания

Умелое владение правильным дыханием, мимикой и речью необходимы ребенку, чтобы быть успешным. Какие же факторы обусловливают развитие и поддержание этих функций? К таковым относятся генетический, онтогенетический, социальный, бытовой, биомеханический, психологический, социальный, физиологический... Эти факторы влияют на развитие мышц, принимающих участие в формировании правильного дыхания, речи и мимики.
Генетический фактор стоит в списке первым не случайно, ведь еще до рождения в человеке заложены топография дыхательных мышц, унаследованная от родителей, а также код максимального объема легких, строения носовой и ротовой полостей, молекулярный состав слизистых оболочек... Родившись, ребенок уже имеет наклонность к высокому, достаточному или низкому уровню развития дыхательных мышц.
Почти одновременно с генетическим вступает в действие онтогенетический фактор: развитие органов и систем организма в процессе роста и жизни человека. Онтогенез дыхательной системы очень интересен. Развитие костного аппарата человека – формирование хрящей и костей носовой полости, грудной клетки и ребер – обусловливает развитие мышц, участвующих в дыхании, речи и мимике, а затем уже мышцы, а точнее их топография, начинают оказывать воздействие на строение костного аппарата, а также на характеристики дыхания.
С рождения ребенок подвергается воздействию социального фактора: наблюдает и повторяет движения дыхательных, речевых и мимических мышц окружающих людей, в первую очередь родителей (глубина и частота дыхания, способ дыхания в различных эмоциональных состояниях, включенность в дыхание тех или иных групп мышц в различных состояниях).
Бытовой, или биомеханический, фактор – это влияние бытовых условий на развитие дыхательных, речевых и мимических мышц. К таковым относятся позы, принимаемые в течение дня, и время, проведенное в таких позах; виды деятельности в течение дня и время, затраченное на них. Некоторые мышечные группы активно тренируются из-за ежедневной интенсивной активности и удачного биомеханического расположения. При нагрузке они производят движение против направления силы тяжести или перемещают части тела значительной массы, тем самым получая возможность тренировки в быту и, таким образом, укрепляясь. Большинство же рассматриваемых мышц находятся в неблагоприятных с биомеханической точки зрения условиях.
Физиологический фактор подразумевает реакцию дыхательных, речевых и мимических мышц на физическую нагрузку, включение этих мышц в физическую нагрузку различной интенсивности, последовательность их включения в работу, а также то, насколько экономна работа данных мышц, то есть какую энергию они затрачивают на выполнение одной и той же работы. У одних детей эти мышцы работают более экономно, у других – менее, и это определяет их утомляемость.
Психологический фактор подразумевает связь психотипа ребенка с типом его дыхания, речевой активности и проявлением эмоциональной выразительности, что определяет топографию рабочих мышц и их развитие, которое может стать как благоприятным, так и неблагоприятным. Ученые установили, что каждая эмоция и мысль человека отражается в мышечном усилии, поэтому одни дыхательные, речевые и мимические мышцы, часто участвующие в эмоциональной реакции, развиваются и приучаются быть активными, а другие могут вообще не использоваться и поэтому не обладают достаточной работоспособностью. Этот фактор можно назвать психосоциальным, ведь социум оказывает огромное влияние на формирование психотипа ребенка.

Моя методика

Учитывая все, сказанное выше, я сочла необходимым создать комплекс упражнений для укрепления и развития мышц лица, чтобы повысить функциональные возможности дыхательной системы, улучшить работу сердечно-сосудистой системы, стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, а также улучшить его коммуникативные навыки.
Авторская методика решает
следующие задачи:
– содействие формированию и закреплению носового дыхания;
– укрепление мышц, смыкающих рот и поднимающих нижнюю челюсть, и снятие тонуса с мышц, размыкающих рот и опускающих нижнюю челюсть;
– повышение экономичности работы мышц лица, принимающих участие в процессе дыхания;
– профилактика и устранение застойных явлений в области носа и носовых пазух;
– повышение тонуса мышц, находящихся вблизи органов зрения и слуха;
– содействие формированию правильного скелета лица; содействие развитию речевых мышц для улучшения речи;
– развитие мимических мышц;
– стабилизация психоэмоционального состояния;
– получение знаний о мышцах лица, их действии и участии в дыхании, формировании правильного дыхания, речи и мимической выразительности;
– формирование понятий о правильном дыхании;
– формирование умения выполнять упражнения комплекса самостоятельно.
Авторская методика включает выполнение упражнений для всех мышц, расположенных на лице, а также мышц, расположенных на шее и принимающих участие в дыхании как ртом, так и носом. Физические упражнения можно выполнять как на уроке физической культуры в начале основной ее части, так и в течение дня и на дополнительных спортивных занятиях.
Эффективность методики была подтверждена многочисленными исследованиями.

Продолжение следует


ЛИТЕРАТУРА

1. Анатомия и физиология человека // Ксенофонтова В.В. и др. – М., 1997. – С. 161.
2. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – С. 384.
3. Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте. – 2-е изд. / Под ред. Иванова С.М. – М., 1983. – С. 400.
4. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических институтов / Под ред. Волкова Л.С. – М., 1995. – Книга 2. – С. 147.
5. Лубышева Л.И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – С. 121.
6. Овчаренко Л.М. Биоэкономика здорового образа жизни. – СПб.: ИД «Весь», 2003. – С. 288.
7. Физиология человека: Учебник в двух томах. Т. 1. Покровский В.М., Коротько Г.Ф., Кобрин В.И. и др. / Под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф. – М., 2002. – С. 448.

Анна Беляева