Одна из важных проблем детской неврологии – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Дети, страдающие этим заболеванием, с трудом концентрируют внимание, плохо контролируют свое поведение, не могут долго заниматься каким-либо делом. Но у этих детей, как правило, отсутствует умственная отсталость.
XXI век – эпоха информационных технологий. Она ставит перед школьным образованием новую задачу: подготовить учеников к жизни и работе в высокоразвитой информационной среде. С 2005 г. Национальным фондом подготовки кадров был запущен проект Информатизации системы образования (ИСО), одной из задач которого является создание условий для активного использования информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в работе школы.
Как эффективнее использовать информационные технологии в обучении детей, страдающих СДВГ?
Первые признаки гиперактивности наблюдаются у детей в 6–7 лет, в подростковом возрасте дефекты внимания сохраняются, но гиперактивность исчезает и нередко сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждения.
Как таких детей подготовить к жизни в современном обществе?
Программа работы с такими учащимися в нашей школе проходит в два этапа.
1-й этап (для учащихся 10–14 лет) – развитие внимания и сосредоточенности с помощью логических компьютерных и ролевых игр. Перед ребенком ставится задача: создать проект, отражающий его интересы и стремления, используя при этом различные информационные технологии (сюда входит и работа в офисных программах, графических пакетах, звуковых редакторах).
Так как дети с данным заболеванием быстро утомляются и у них пропадает интерес к происходящему, учителю помогает в работе с такими учениками смена форм деятельности.
Практика показывает, что, работая над проектами, гиперактивные дети проявляют целеустремленную активность. У них повышается самооценка.
2-й этап (для учащихся 15–17 лет) – адаптация в современном обществе.
На базе МОУ «Малиновская средняя общеобразовательная школа» в 2005 г. была открыта Академия информационных технологий Microsoft. Дети изучают курс «Я могу работать в современном офисе». Обучение строится на сотрудничестве, включает деловые и ролевые игры.
Таким образом, работа с гиперактивными детьми проводится комплексно по трем направлениям: развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения); отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; контроль гнева и вспыльчивости. Педагог использует «мощное оружие» современности – информационные технологии – и в то же время развивает личность, способную действовать в современном информационном обществе.
|