Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2007

Коллеги

Юные волонтеры Белгородчины

Одним из важных условий утверждения в обществе ценностей здорового образа жизни являются рост числа подростков и молодых людей, стремящихся к сохранению и улучшению своего собственного здоровья, а также включение несовершеннолетних в творческую деятельность по пропаганде ценности здоровья среди сверстников

Организаторы волонтерского движения, основанного на принципе бескорыстной, сознательной, добровольной работы на благо других людей, часто сталкиваются с проблемой мотивации учащейся молодежи к этому виду деятельности. Опыт Белгородской области показывает, что развитие подросткового и молодежного социального проектирования в сфере пропаганды здорового образа жизни может стать стимулом для учащихся на самоорганизацию в волонтерские группы.
Проведение ежегодной акции «Школьники за здоровый образ жизни» стало традицией на Белгородчине. Акция организована областным управлением образования и науки и включена в перечень мероприятий региональной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005–2007 годы». Начиная с 2003 г. школьники области участвуют в конкурсе программ и проектов, направленных на активизацию антинаркотического просвещения, пропаганду здорового образа жизни. Согласно положению в конкурсе принимают участие команды подростков в возрасте 11–16 лет общеобразовательных учреждений области, учреждений дополнительного образования детей, а также детских и молодежных общественных организаций, заинтересованных в том, чтобы внести свой вклад в оздоровление общества, города, села, образовательного учреждения, создание условий для пропаганды здорового образа жизни, профилактики негативного поведения в среде детей и подростков.
Взрослые (педагоги ОУ, лидеры детских общественных организаций и объединений) принимают участие в акции на правах консультантов, экспертов, членов жюри.
Конкурс проходит в два этапа: на уровне муниципального района отбираются лучшие проекты, которые затем участвуют в заочном отборе второго областного этапа, где 10 лучших работ учащихся представляются на суд жюри. В очном соревновании проектных групп определяются победители конкурса.
Анализ результатов конкурса и разработанных школьниками проектов и программ позволяет сделать вывод, что с каждым годом растет число волонтерских групп, участвующих в конкурсе, и, как правило, проекты, созданные волонтерами, получают высокую оценку экспертов и выходят в финал.
За четыре года проведения акции выросли культура проектной деятельности детей и подростков, самостоятельность на разных этапах проектирования. Замечено: когда педагоги – кураторы проекта больше доверяют своим воспитанникам, мотивируют подростков на проявление творческой инициативы, учитывают потребности и возможности возраста учащихся, рождаются интересные и оригинальные идеи. Таким был в 2003 г. проект десятиклассников Алексеевской средней школы № 5, в котором ребята предлагали организовать клуб для подростков с целью расширения психологической грамотности учащихся, оказания им практической помощи в самопознании и самовоспитании.
В проекте 2005 г. волонтерская группа Ладомировской школы Ровеньского района предлагала решение проблемы здорового досуга детей через привлечение родителей и общественности к организации интересных для учащихся детских объединений.
Обоснованностью и продуманностью отличался проект волонтеров Ржевской средней школы по созданию зеленого уголка релаксации.
Волонтеры Дмитриевской средней школы Ракитянского района в целях укрепления здоровья школьников спроектировали ученическую службу здоровья.
Свобода творчества, социальная активность и ориентация на здоровье позволили волонтерам Шебекинского района представить в финале конкурса 2006 г. оригинальные проектные идеи.
Известно, что на Белгородчине осуществляется программа по оздоровлению детей с правом ежедневно бесплатно выпить стакан молока. Но намерения взрослых не всегда совпадают с желанием ребенка. В проекте «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!» инициативная группа МОУ «СОШ № 2 г. Шебекино» предложила ряд идей по распространению полезной привычки среди сверстников. Проект «Время выбрало нас» представила волонтерская группа из Новотаволжанской СОШ Шебекинского района. Эти ребята разработали проект по формированию волонтерского отряда «Учителя здоровья».
Заслуживает внимания работа добровольцев МОУ «Ладомировская СОШ Ровеньского района». Свой проект «ЭКО – ЗОЖ» под девизом «От экологии среды – к экологии души!» школьники представили с такой искренностью и непринужденностью, что и взрослым, и сверстникам тут же захотелось присоединиться к их инициативе.
Нестандартно к теме конкурса подошли волонтеры МОУ «Должанская СОШ Вейделевского района». Они решили создать школьный телеканал по пропаганде здорового образа жизни среди сверстников. Была и еще одна цель у ребят, надеявшихся получить в качестве приза современную видеокамеру, без которой невозможна работа настоящих журналистов. Но в процессе работы над проектом добровольцы нашли поддержку родителей, общественности, и к финалу акции у них уже было все необходимое для реализации.
В целом можно отметить, что подростки и молодежь, объединяясь в проектные группы, разворачивают активную деятельность, выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своей школе или ближайшем социальном окружении. При этом совместная деятельность учащихся и взрослых приобретает такой характер, который позволяет достигать социально позитивных и личностно значимых для подростка результатов на основе роста его самоуважения.
Как свидетельствует анализ, эффективность деятельности волонтерских объединений школьников и студентов, пропагандирующих ЗОЖ в Белгородской области, зависит от ряда обстоятельств.
И прежде всего это – просвещение и обучение педагогов и специалистов, работающих с детьми, подростками и молодежью, оказание им методической и консультационной помощи. Причем обучение должно помочь формированию у педагогов профессиональной позиции в отношении здоровьеориентированной деятельности и повышению их информационного, методического и технологического потенциала для осуществления такой работы.
В 2005 г. при Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов создан Центр сопровождения профилактики злоупотребления психоактивными веществами. В обучающие программы института включен блок организационно- методического сопровождения волонтерского движения учащихся по антинаркотической пропаганде. Как показал результат опроса, 96% педагогов из 250 прошедших обучение по программам центра готовы применить полученные знания и навыки в своей работе.
Чтобы привлечь подростков и молодежь к проблеме своего здоровья, недостаточно одного желания взрослых. Необходимы организационная, финансовая, информационная, эмоциональная поддержка и сопровождение зарождающихся позитивных инициатив. Такую поддержку нашли, например, школьники Старого Оскола в лице работников МОУ «Центр психолого­медико- социального сопровождения». Благодаря работе компетентных специалистов волонтерские группы созданы в школах № 40, 6, 30, 26, 28 Старого Оскола. Опыт работы этих школ был представлен на областном семинаре «Подростковое волонтерское движение как направление работы по профилактике приобщения детей и подростков к психоактивным веществам и по пропаганде здорового образа жизни в образовательной среде города Старого Оскола».
Волонтерская группа студентов учреждений среднего профессионального образования г. Белгорода была создана при детском подростковом отделении областного наркологического диспансера. Под кураторством главного врача отделения Л.А. Дворниченко молодые люди занимаются первичной профилактикой злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде.
Начиная с 2005 года в рамках регионального эксперимента развивается сеть школ здоровья Белгородской области (научный руководитель – профессор В.Н. Ирхин), что обеспечивает благоприятные условия для развития в них волонтерских групп учащихся. Нормативной базой деятельности таких групп выступает «Положение об организации школьного отряда волонтеров ЗОЖ», которое включает следующие блоки:

I. Назначение и цели школьного отряда волонтеров ЗОЖ.
1. Школьный отряд волонтеров здорового образа жизни создается с целью включения учащихся в процесс усвоения и воспроиз--вод­ства ценностей ЗОЖ, создания благоприятных условий для адаптации подрастающего поколения к социуму и удовлетворения базисных потребностей личности в социально значимой, общественно полезной деятельности.
2. Задачами отряда волонтеров ЗОЖ являются:
– пропаганда ЗОЖ и повышение уровня культуры здоровья участников педагогического процесса;
– профилактика болезней учащихся и отклонений в поведении школьников от норм ЗОЖ;
– оказание помощи руководству образовательного учреждения, педагогам, специалистам школьных служб (медикам, психологам, социальным работникам) в обеспечении здоровья учащихся и учителей;
– взаимодействие со всеми заинтересованными лицами и организациями в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников.

II. Ведущие принципы деятельности волонтеров ЗОЖ.
Волонтеры ЗОЖ в практической деятельно-сти руководствуются следующими основными принципами:
– здоровьецентризм, объединяющий в себе принципы сохранения, укрепления (наращивания), формирования (знаний, умений, мотивации) здоровья человека и предполагающий ориентацию участников педагогического процесса на здоровье как базисную ценность и один из ведущих результатов деятельности;
– добровольность;
– уважение личного достоинства, культуры, мировоззрения, национальной и религиозной принадлежности человека;
– демократизм и солидарность;
– взаимопомощь, отзывчивость, партнерство, оказание безвозмездной помощи.

Вместе с тем в образовательной среде Белгородской области сложилась противоречивая ситуация, когда добровольческое движение ЗОЖ само нуждается в помощи. Для дальнейшего его развития необходима продуманная региональная программа, основанная на демократических, гуманистических принципах, поддержанная органами управления.
Учитывая то обстоятельство, что в ходе рассмотренного вида социального проектирования молодой человек становится активным творческим субъектом, сам начинает формировать здоровьесозидающие ситуации и создавать соответствующее жизненное пространство, представляется возможным организовать совместную деятельность волонтерских групп области для разработки проекта реализации такой программы. Необходимые предпосылки для этого в регионе есть.

Светлана Кожухова