Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2007

Из первых рук

Дефицит витаминов и денег

Тема школьного питания стала популярной. Ей посвящают телевизионные и радиопередачи, ее обсуждают на страницах журналов и газет. И не случайно этот вопрос находится на контроле у президента.
В конце марта в Казани прошла первая Всероссийская межведомственная научно-практическая конференция «Школьное питание: доступность, качество, организация»

Представители администрации Президента РФ, депутаты Государственной думы РФ, ведущие ученые, работники сферы социального питания, образования, здравоохранения, бизнесмены из 52 регионов обсуждали стратегию и тактику реорганизации системы школьного питания на основе новейших технологий.

Каждому возрасту – свое

Рациональное питание – это основа здоровья. Где ребенок может получить правильно сбалансированное питание? В семье? К сожалению, из-за низкого уровня доходов значительной части населения и отсутствия культуры питания – не всегда. Эту задачу должны решить образовательные учреждения – детские сады, школы, ПТУ.
Директор НИИ питания РАМН академик Виктор Тутельян на конференции рассказал, что хроническими заболеваниями страдают две трети детей до 14 лет. Алиментарно зависимые заболевания развиваются у школьников на фоне определенных социальных и физиологических процессов. Малыши испытывают большую нагрузку во время адаптации к школе, подростки 11–14 лет переживают бурный физиологический рост, старшеклассники переутомляются из-за повышенной учебной нагрузки, страдают гиподинамией и, увы, имеют вредные привычки. Каждому возрасту необходимо свое питание. Например, в период гормональной перестройки рекомендуются продукты с низким гликемическим индексом. Чрезмерное употребление кондитерских изделий, газированных напитков извращает вкус, закладывает элементы будущего ожирения, диабета.
А у нас меню школьных столовых составляется из расчета стоимости продуктов, обеспечение детей необходимыми веществами не учитывается. В школьных завтраках и обедах много углеводов, но недостаточно витаминов и микроэлементов – их дефицит у школьников составляет 40–50%. Дефицит фтора вызывает кариес, дефицит йода – гипотериоз, недостаток кальция нарушает развитие костей и нервной системы…
Медики разработали программу адресной помощи школьникам по следующим критериям: если вес ребенка ниже стандарта на 1 SD*, рост ниже стандарта на 1 SD, гемоглобин и ферритин ниже возрастной нормы, если ребенок часто болеет ОРВИ или имеет хронические заболевания, то он должен получать дотации на питание.
«Свыше 40% выпускников школ не годны к прохождению службы в армии», – доложил Гарий Столяров из Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны РФ. Особенно плохие показатели здоровья у мальчиков Сибирского, Дальневосточного и Приморского округов. Причиной отвода служат в основном заболевания, связанные с недостаточным питанием, – низкий вес отмечен почти у каждого второго юноши.
Что же касается материальной составляющей, то, по данным директора Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ Алины Левитской, износ технологического оборудования в школьных столовых составляет 80–90%, и обновление идет крайне медленно. До 1 января 2005 г. законодательством предусматривалась выплата на питание в размере 1,5 рубля на одного учащегося в день. В настоящее время в федеральном бюджете дотации на питание не предусмотрены. Эти расходы взяли на себя региональные и местные бюджеты. Экономическое положение регионов различается, поэтому и доплаты варьируются от 1 (одного!) рубля до 85 рублей (как в Ямало-Ненецком округе). В целом по стране их получают от 40 до 55% учащихся.

Опыт регионов

С ситуацией в Санкт-Петербурге присутствующих ознакомила начальник управления социального питания Наталья Петрова. В Северной столице в 2000 году приняли закон о школьном питании, причем с 2006 года привязали стоимость питания (39 руб. 70 коп.) к прожиточному минимуму. Доплаты получают дети из многодетных и малообеспеченных семей, учащиеся спортивных и коррекционных школ, кадеты, инвалиды. Все школьники младших классов завтракают бесплатно. Следующие категории, которые местные власти намерены «подтягивать», – учащиеся ПТУ и старшеклассники. Правительство Петербурга приняло постановление, четко регламентирующее ассортимент школьных буфетов. Законодательно запрещены: мороженое, газированные напитки, БАДы с тонизирующим действием, чипсы, сухарики… Во всех школах города используется только йодированная соль. Но этого все равно недостаточно. Последние исследования выявили среднюю степень дефицита йода в 15 районах города. К сожалению, предложенные школьникам салаты из морской капусты, содержащей не только йод, но и целый набор полезных микроэлементов, не пользуются у детей популярностью.
В 83% городских школ работают столовые-доготовочные. На оснащение пищеблоков в 2007 г. выделено 230 млн рублей.
В Кемеровской области 88% учеников получают в школе питание, в том числе горячее – 68%. Завтрак стоит 15 рублей. Дети из многодетных и малообеспеченных городских семей (20% от всех учащихся) получают дотацию 6 рублей. В почве и воде Кемеровской области мало полезных микроэлементов, поэтому местным жителям, особенно детям, необходимы обогащенные продукты. В школьных столовых используется только йодированная соль. С 2005 г. в рамках программы «Школьное молоко» учащиеся 1–4-х классов, кадеты, несовершеннолетние осужденные в колониях бесплатно получают витаминизированное молоко. С этого года в рацион школьников включены хлеб с микроэлементами, витаминизированные кисломолочные продукты и колбаски.
Для того чтобы полностью исключить употребление детьми водопроводной воды, вводится программа «Чистая вода». Школы будут обеспечены кулерами, бутилированной водой.

Из 447 образовательных учреждений Ярославской области только 14 малокомплектных школ не обеспечены питанием. В 2006 г. принят закон об улучшении питания школьников, выделены деньги из областного бюджета. В Рыбинске оборудована базовая столовая полного цикла, которая снабжает готовой едой 38 школ. Дотации на завтраки в городах (Ярославле и Рыбинске) и селах разные: 18 рублей и 2–10 рублей соответственно. В сельских школах кормят до 90% ребят, но в меню в основном капуста да картошка, выращенные на пришкольных участках, ну и макароны, купленные на дотацию.

Дмитрий Ноженко – заместитель министра торговли, питания и услуг Свердловской области – сообщил на конференции, что в 2006 г. из об-ластного бюджета было выделено 1,2 млрд рублей на бесплатное питание для учащихся начальных классов, сирот, детей из малообеспеченных и многодетных семей. Школьники 5–11-х классов получают питание за счет родительских средств с учетом компенсации в размере 2,5 рубля на одного учащегося в день.
В 90% школ имеются столовые, в 9% работают буфеты. Для учащихся малокомплектных сельских школ (1% от общего количества школ) питание организовано в близлежащих столовых или в детских садах, часть детей питается дома.
С 2003 г. в области действует единая технология приготовления пищи в школьных столовых. В рацион школьников включены блюда, богатые витаминами, с овощными и фруктовыми добавками; дети получают витаминный напиток «Золотой шар», разработанный Институтом питания РАМН; йодированную соль, хлебобулочные изделия, обогащенные витаминами, железом и кальцием.

Ашыгыз т?мле булсын! – Приятного аппетита!

Всех участников форума пригласили посетить школьные столовые Казани разного типа: дали возможность самим все увидеть и все попробовать.
Столовая-заготовочная лицея № 145 – это пищевой цех полного цикла с иностранным оборудованием. Повара готовят разнообразные мясные и рыбные блюда, салаты, выпечку, причем некоторые наиболее трудоемкие блюда, например голубцы, делают с вечера. Привычных плит нет, все готовится в пароконвектоматах – комбинированных пароварочных и жарочных шкафах. По словам технологов, продукты после кратковременной высокотермической обработки не теряют своих полезных свойств, что обычно происходит при длительном приготовлении на традиционном оборудовании. Затем готовые блюда подвергают шоковому охлаждению (за час температура доводится до +20С) и до отправки по объектам хранят в термобоксах при температуре +2…+60С. Салаты готовят в последнюю очередь. Завтраки, герметически упакованные в термопорты, в течение часа доставляются в школы муниципальным транспортом и там разогреваются. Эта базовая столовая ежедневно готовит до 6 тысяч порций и обеспечивает ими 15 школьных столовых.
В школе­гимназии № 37 столовая работает по принципу «ланч-бокс». Здесь не готовят, а только разогревают привезенную еду. Меню разрабатывают на неделю вперед, просчитывают, подают на него заявку. 3 повара и 2 кухонных работника управляют пароконвектоматами и посудомоечной машиной, варят компоты и заправляют салаты. Горячие завтраки едят все школьники младших классов и 70% учеников средних и старших классов.
Есть еще столовые-доготовочные, как в школе № 122. Пища готовится здесь, но из полуфабрикатов. Накануне учащиеся 1–5-х классов выбирают блюда из предложенного меню (три варианта), классный руководитель сдает заявки повару. Для 28% ребят завтрак бесплатный. Старшие школьники предпочитают «шведский стол». Стоят завтраки в таких школах 16 рублей. Дотация от муниципалитета – 3,5 рубля, остальное оплачивают родители.
Базовые столовые полного цикла работают в 36 школах города, столовые-доготовочные – в 112, столовые по системе «ланч-бокс» – в 30 школах. Единое городское меню, полностью соответствующее возрастным и физиологическим потребностям детей, утверждается на две недели вперед.
Мэр Казани Ильсур Метшин отметил, что для улучшения питания школьников сделано уже многое. На модернизацию оборудования школьных столовых потрачено 35 млн рублей, на установление питьевых фонтанчиков с фильтром во всех школах Казани (к маю 2007 года) выделено 3 млн рублей. Но это только часть того, что надо сделать. За год количество школьников, получающих горячее питание, увеличилось на 33%. «Мы можем учить и одевать детей по-разному, но хотя бы в школе они должны есть одинаково!» – убежден мэр. Треть всех школьников – дети из неполных или малообеспеченных семей, инвалиды. Городская дума приняла решение кормить их за счет местного бюджета.
Почти 40 тысяч детей в младших классах получают бесплатное молоко.

Общий итог по стране подвела руководитель отдела Роспотребнадзора РФ Галина Яновская. В настоящее время в системе образовательных учреждений существует несколько форм организации горячего питания. Школьных столовых, работающих на сырье, – 54%, столовых-доготовочных, которые используют полуфабрикаты, – 15,2%, буфетов­раздаточных – 9%, буфетов – 10%. Вообще отсутствуют пищеблоки в 12% школ России.

Бизнес-план

В России 15 млн школьников, вместе с работниками в сфере образования – 20 млн человек. «Накормить их – задача отдельной отрасли экономики», – считает директор Института отраслевого питания Владимир Чернигов (Москва). Сейчас питание школьников не является областью эффективного бизнеса и прогрессивных методов организации производства; отсутствуют серьезные технологии управления, передовые квалифицированные кадры, инвестиционная привлекательность. Питание должно быть качественным, полноценным и безопасным, учитывать местные условия, при его приготовлении должны использоваться современные технологии, контроль, грамотная система управления. Нужно вернуть школьное питание на государственный уровень, сделать его доступным и всеобщим. Без изменения правового поля здесь не обойтись.

Что делать?

Участники конференции приняли резолюцию, в которой суммировали все выводы и предложения специалистов. Вот ее основные пункты.
— Организация школьного питания – госу-дар­ст-венное дело. Нужна единая целевая федеральная программа с функцией контроля, нормативной базой и улучшением материально­технического оснащения.
— Нужен федеральный закон о школьном питании. А пока можно выделить это направление как самостоятельное в рамках национального проекта «Образование».
— Необходимо внести поправки в Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Увеличить срок контрактов поставщиков школьного питания. Освободить муниципальные предприятия питания от участия в тендере или хотя бы проводить конкурсы раз в три года, а не ежегодно. Это отпугивает инвесторов.
— Инспектировать школьные столовые нужно каждые полгода, а не раз в 2–3 года, как сейчас. Систему контроля необходимо конкретизировать и дополнить лабораторным контролем, не ограничиваться органолептическим.
— Разработать технологию проведения мониторинга по содержанию в продуктах кальция и других необходимых и полезных для растущего организма веществ.
— Разработать нормативы питания детей с патологиями (аллергодерматозами, ОДА...).
— Решить вопросы организации питания в одном пищеблоке здоровых и больных детей.
— Принять нормативные акты типовых меню для детей 7–11 и 11–18 лет.
— Решить проблему питьевой воды.
— Ввести в базисный учебный план образовательных учреждений интегрированный курс «Правильное питание».

А как у них?

В США государственная программа школьного питания была принята в 1946 году, когда большое число юношей оказались не допущенными к военной службе из-за истощения в результате плохого питания. Программа преследует две цели: создание здоровой нации и увеличение употребления продуктов, производимых в США. Министерство сельского хозяйства каждый год закупает у фермеров продо­вольствие для школ на $1 млрд. «Мы предлагаем 140 видов продуктов питания: фрукты, овощи, мясо, рыбу, – рассказывает Стэнли С. Гарнетт из службы продовольствия и питания Министерства сельского хозяйства США. – Школьники могут сами выбирать меню». Остальная продукция закупается на рынках. Обед стоит $2,4. Сегодня бюджет страны предусматривает $2 на каждый обед, и ежегодно сумма пересматривается. Каждый штат добавляет свои средства. Дети из семей с низким уровнем дохода обедают бесплатно или платят за обед 40 центов. Два раза в год школы проводят инспекции по соблюдению норм безопасности питания.
Кроме национальной программы школьных обедов, действуют дополнительные программы: школьных завтраков (с 1975 г.), снеков после окончания уроков (с 1997 г.), свежих овощей и фруктов (с 2002 г.), по молоку, летнему питанию и другие.

Диетолог Лесли Велс, старший научный сотрудник Фонда школьного питания Министерства образования Великобритании, много лет проработала в школе и хорошо знакома с проблемой. Она считает, что британские дети мало занимаются спортом, увлекаются продуктами с повышенным содержанием сахаров и жиров. Если ситуацию не изменить, в 2020 году 30% английских мальчиков и 40% девочек будут страдать ожирением.
В 2006 году в Великобритании приняты новые стандарты школьного питания. Теперь детей в школе кормят зачастую лучше, чем дома. Английские школьники получают как минимум два вида фруктов в день, раз в 3 недели – жирную рыбу, количество мясных продуктов ограничено и полностью запрещена продажа сладкого.

* SD – стандартная девиация

Нина Семина