Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2007

Игровая площадка

Бодрость духа, грация и пластика

Известно, что так называемый переходный возраст (пубертатный период) существенно меняет отношение девочек к занятиям физической культурой. Физиологическая перестройка организма самым непосредственным образом отражается на психологических особенностях девочек. Еще вчера они активно играли с мальчишками- одноклассниками в подвижные игры, соревновались в эстафетах, с азартом боролись за возможность забить в ворота футбольный мяч. А что сегодня? То спортивную форму забудут, то именно перед уроком физкультуры заболит голова. На занятиях они теперь медлительны, даже жеманны, демонстративно стесняются выполнять сложные упражнения, играть в одной команде с мальчиками. Все это объяснимо и понятно педагогам, специалистам физического воспитания. Но этого мало.
Чтобы сохранить и поддержать интерес девочек к занятиям физическими упражнениями, сделать посещение уроков физкультуры радостным и полезным занятием, предлагаем использовать подвижные игры и эстафеты с элементами гимнастики, аэробики, волейбола, учитывающие психофизиологические особенности девочек 12–15 лет

«Музыкальные салки»

Задачи: развитие выразительности движений; совершенствование чувства ритма в игровых условиях.
В процессе игры водящая и участницы, убегающие от нее, должны подчиняться музыкальному ритму и темпу: замедлять или убыстрять шаги. Характер музыки в процессе игры меняется. Игроки и водящий могут использовать шаг галопа, приставной шаг с чередованием правым, левым боком, спиной вперед. Если убегающая участница не подчиняется ритму музыки, преподаватель должен поменять играющих ролями. Водящая, осалившая игрока не по правилам, продолжает водить.
Побеждает команда, игроки которой совершили меньше ошибок. Осаливание может происходить на определенном отрезке пути, после чего меняется водящий.

«Построй мост»

Задачи: закрепление акробатических элементов в игровой форме; развитие гибкости.
Соревнуются несколько команд по 4–6 девушек в каждой. Перед началом игры участницы вы-страиваются в колонны за линией старта. В пяти шагах от первой линии проводится вторая.
По сигналу преподавателя первая участница бежит до условленной отметки и выполняет упражнение «мост». После этого выбегает следующая участница и, проползая под мостом, «строит» второй мост за первым. Затем под двумя мостами проползает третья участница, за ней – четвертая и т.д. Последняя участница проползает самый длинный путь под мостом, а затем командует: «Встать!». Все участницы поднимаются, бегом устремляются к линии старта и строятся в колонны.
Правила: команда, первой выполнившая задание, объявляется победительницей.
Необходимо, чтобы игроки правильно выполняли и хорошо «держали» мост.

«Ленты – помпоны – мячи»

Задача: воспитание чувства ритма, координации и точности движений в игровых условиях.
Инвентарь: мячи, помпоны, ленты.
Участницы команд выполняют под музыку несложные упражнения. С одной стороны зала на скамейке лежат мячи, а с другой – помпоны и ленты. По сигналу учителя участницы должны подбежать к скамейке, взять мячи и выполнить с ними заранее обусловленные упражнения. По следующему сигналу участницы меняют мячи на ленты.
Правила: необходимо соблюдать точную по-следовательность упражнений. Выполнять только установленные комбинации.
За каждое нарушение назначается 1 штрафное очко. Побеждает команда, набравшая меньше штрафных очков.
Вместо сигнала можно использовать смену музыки.

«Ритмическая эстафета»

Задачи: развитие выразительности и пластичности движений; воспитание чувства ритма; закрепление техники танцевальных шагов в соревновательных условиях.
Инвентарь: булавы или набивные мячи.
Участницы делятся на команды по 6–8 человек и строятся за линией старта. Под определенную музыку первые номера команд выбегают вперед и, выполняя любой танцевальный шаг (полька, галоп и т.д.), обегают стойки, расположенные на 10–15 м от стартовой линии. Таким же образом они возвращаются обратно. После пересечения линии старта первой участницей выбегает вторая и совершает те же действия; и т.д.
Вариант игры: участницы могут разбиться на пары. В этом случае они парами, не разъединяя рук, продвигаются вперед, выполняя движения танца. В конце своего пути игроки проходят под руками следующей пары.
Правила: участницы должны на ходу подстраиваться под новую музыкальную мелодию, изменяя характер танцевальных шагов. Побеждает команда, сумевшая быстрее выполнить танцевальное задание и совершить меньше ошибок.
В ходе игры музыкальное сопровождение можно менять. При определении команды­победительницы необходимо учитывать быстроту и четкость выполнения танцевальных шагов.

Пионербол с двумя мячами

Команды из 6–8 игроков располагаются по разные стороны сетки, а игроки, стоящие ближе к углам пло­щадки, получают по мячу. По сигналу они перебрасывают свои мячи на сторону соперника. Задача каждой команды – поскорее избавиться от мяча и перебросить его обратно так, чтобы на стороне противника оказались одновременно два мяча. При этом мячи должны коснуться одновременно земли или рук игроков. В этом случае игра останавливается свистком, и команда, на площад-ке которой два мяча, проигрывает очко. Подачу начинают новые игроки. Партия длится до 10 очков, которые должна набрать одна из команд, после чего игроки меня-ются сторонами площадки и проводится вторая партия. В случае ничьей для выявления победителя назначается третья партия.
Судья следит за выполнением следующих правил. Если мяч брошен на сторону противника до сигнала, команда проигрывает очко; мячи, столкнувшиеся в воздухе, возвращаются для новой подачи. Мяч не должен пролетать под сеткой или приземляться (при начальной подаче или в ходе игры) за границами площадки противника. В этом случае команда проигрывает очко. Однако можно играть мячом, отскочившим от сетки в ходе розыгрыша мяча на площадке. Если мяч отскочил от сетки после подачи, игра останавливается и команда теряет очко.
Хорошо, если, помимо судьи, имеется еще счетчик очков, не участвующий в игре.

Марина Малыхина