Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2007

Нам пишут

Феномен игры в педагогике сотрудничества

Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие и социально-психологическая адаптация определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живет. Для детей 6–17 лет основная среда – это школа, где они проводят до 70% времени бодрствования. Всем из-вестно, насколько важны годы, проведенные ребенком в младшей школе. Именно в это время закладываются будущие успехи или, наоборот, неудачи образования. И благополучие школьников напрямую связано с их здоровьем. Комплекс школьных факторов риска оказывает влияние на рост, развитие и здоровье детей.
К числу таких факторов относятся:
– стрессовая тактика педагогических воздействий;
– интенсификация учебного процесса;
– несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей;
– нерациональная организация учебного процесса;
– недостаточный уровень знаний педагога о причинах и механизмах школьных трудностей.
Отрицательное воздействие школьных факторов риска усиливается тем, что они действуют комплексно, систематически и длительно в период интенсивного роста и развития ребенка, когда его организм особенно чувствителен к любым влияниям. А отсюда ухудшение здоровья, снижение эффективности обучения, нарушение нервно-психической сферы, связанное с постоянным ощущением неудач, эмоциональным и функциональным напряжением, повышенной тревожностью, страхами унижения, наказания и т.д.
Однако неуспеваемость часто рассматривается не как результат комплексного действия школьных факторов риска, а как неспособность ребенка к обучению при недостаточном старании, лени. А ведь более 90% детей, поступающих в первый класс, имеют высокую учебную мотивацию, хотят учиться в школе. Они стараются, остро переживают неудачи. К появлению первых трудностей учитель должен быть готов, должен адекватно реагировать на проблемы. Но всегда ли педагог ищет причину неудач ребенка в том, как организована его жизнь в школе? Если учебный процесс организован рационально, то нормальное развитие и здоровье школьника не нарушаются, а учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки не требуют от организма ребенка высокой физиологической цены, не вызывают чрезмерного напряжения и быстрого утомления. То есть ключевая проблема – не только «чему учить», но и «как учить», чтобы не навредить. И здесь на помощь приходит педагогика сотрудничества.
«Педагогика сотрудничества» – это технология гуманистической, терапевтической направленности. Она ставит в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечивает комфортные, бесконфликтные и безопасные условия ее развития, помогает создать благоприятный морально-психологический микроклимат в коллективе, так необходимый для работы с детьми.

Каждый ребенок – неповторимая личность. В ходе обучения, развития и воспитания педагог должен ориентироваться не только на возрастные возможности и особенности детей, но и на их индивидуальные качества, на индивидуальный уровень развития психических процессов, уровень усвоения программного материала. Для этого каждому учителю необходимо быть психологом в любой ситуации. Главная заповедь «Не навреди!» требует бережного отношения к ребенку, целенаправленного устранения внутренней напряженности и конфликтности в детском коллективе. Учитель, воздействуя на ученика, обязан исключить риск нанесения ему душевной травмы. А развивая творческий потенциал детей, не должен принижать способности ребенка. Моделирование ситуации успеха предполагает психологическую установку педагога: эмоционально принимать ребенка таким, каков он есть, и, не требуя от него большего, верить в возможность его роста. Допускается право ребенка на ошибку. Критика используется в форме самокритики: учитель приписывает себе ошибочное суждение, расхожее среди учеников, и подвергает это суждение критике; при этом показывает им, в чем заключается ошибка и как он ее изживает («Когда-то мне казалось...»; «Раньше я думала...»; «Я не совсем точно поставила вопрос...» и т.д.).
Такой стиль взаимоотношений не только воспитывает гуманистически ориентированную, гармонично развитую личность ребенка, но и укрепляет его психическое здоровье. А это, в свою очередь, помогает сформировать и межличностные отношения в коллективе в учебной и игровой деятельности.

Игровая деятельность вносит свой важный и ничем не заменимый вклад в поддержание оптимального двигательного режима младших школьников. В первую очередь основу игровой деятельности составляют коллективные игры. Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки снимают утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, и создают у детей состояние психофизиологического комфорта.
Физический и психический компоненты в играх любого вида тесно связаны: дети не только реализуют потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости – с одной стороны, а с другой – умению владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков.
Игра выполняет и терапевтическую функцию, учит преодолевать различные трудности, возникающие в иных видах жизнедеятельности. Выполняет игра и функцию коррекции – вносит позитивные изменения в структуру личностных показателей, а также социализации: включает в систему общественных отношений, помогает усвоить нормы человеческого общежития.
Значение игры невозможно переоценить. Феномен игры в том, что, оставаясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию. Игры помогают детям адаптироваться в различных ситуациях и укреплять здоровье.
Благотворно влияет на здоровье детей их сотрудничество в игровой деятельности не только вне урока, но и в ходе урока. Можно и нужно организовывать совместные действия детей, формировать их, время от времени менять состав группы, пересаживать детей, чтобы у них накапливался опыт общения, умения вести себя в малой группе и коллективе. Но часто учителя бывают настолько строги, что запрещают ученику в процессе работы над учебным материалом посоветоваться с товарищем по парте, попросить его помощи или помочь самому! А ведь наиболее эффективными являются те уроки, в процессе которых дети должны сами «дойти до истины» (найти способ решения задачи, проанализировать текст и т.д.). Сделать это вместе не только интереснее, но и более результативно. Дети будут стремиться к общению, а значит, к познанию.
Такая работа изменяет отношения между детьми, повышает статус каждого в классном коллективе, и дети овладевают навыками самоконтроля для сохранения физического и психического здоровья.

Вера Гражданцева