Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2007

Взгляд физиолога

Скажи мне, что ты ешь…

Питание не только определяет качество жизни, но и является условием роста и развития ребенка. Любая, особенно белковая и витаминная, недостаточность способна резко затормозить рост и развитие, а в наиболее тяжелых случаях даже привести к серьезным и неизлечимым недугам

 

В средствах массовой информации время от времени мелькают ужасающие цифры о бедственном состоянии здоровья детей, немыслимых школьных нагрузках… Как правило, такие публикации не основаны на реальных данных, потому что их просто нет. Исключением являются результаты недавно проведенного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования Минобрнауки РФ – таково его официальное название. Поскольку в ходе этого сложнейшего мероприятия было обследовано более 70 тысяч детей из 1259 школ 72 регионов России, а анализировали данные ведущие ученые в области детской физиологии и гигиены, материалам такого мониторинга можно доверять. Так вот, дети (1–2-х классов с помощью родителей, а 10- и 11-классники самостоятельно) заполняли анкету, в которой их спрашивали об условиях и образе жизни, в том числе о том, как они питаются. Вопросы в этой анкете были поставлены так, чтобы можно было оценить привычный, типичный стиль питания ребенка в семье и школе. Конечно, анкетный опрос не позволяет точно определить качественную структуру питания каждого ребенка и его количественную меру, однако косвенные вопросы помогают уяснить, страдают ли дети от недоедания и насколько питательным и полноценным является их рацион.
Оказалось, что 70% детей ежедневно получают полноценную белковую пищу (творог, сыр, яйца), а более половины (55%) каждый день едят мясо или рыбу, служащие необходимым «строительным материалом» для роста и развития нервной, мышечной и других важнейших тканей организма. Это – вполне обнадеживающий результат. Весьма значителен вклад в ежедневный рацион картофеля и овощей – источников углеводов, витаминов и микроэлементов. А вот потребление фруктов и соков – наиболее богатой витаминами пищи – нельзя считать достаточным: только 30% школьников имеют возможность получать эти продукты каждый день (рис. 1).

Рис. 1. Рейтинг продуктов

Таким образом, около 80% детей получают сбалансированный рацион питания. Беспокойство вызывает та часть популяции, которая потребляет животные белки (мясо, рыба, яйца, творог) и витамины (фрукты) 1 раз в неделю или еще реже. Чаще всего те дети, которые недополучают животный белок, лишены также и достаточного количества витаминизированной пищи. Это дети из семей с низким уровнем благосостояния, о чем мы судили по ответам на вопросы других блоков анкеты.
Если сравнить структуру ежедневного потребления продуктов у младших школьников и старшеклассников, то видно, что младшие едят заметно меньше молочных продуктов и овощей, хотя и больше фруктов и соков. Очевидно, что в этом сказывается недосмотр или недопонимание взрослых, ведь очень часто творог, сыр, овощи оказываются просто непривычными видами еды для малышей.
С помощью специального метода экспертной оценки мы рассчитали показатель полноценности питания, который учитывает как количество пищи, так и качество рациона. Более чем для трех четвертей детей полноценность питания оказалась высокой или умеренной. Это благополучная часть детской популяции. А вот следующие три группы составляют зону риска. Наибольшее беспокойство вызывают 7%, детей, относящихся к двум последним группам (рис. 2).

Рис. 2. Характеристика полноценности питания, учитывающая как количество, так и качество рациона школьников

Статья опубликована при поддержке компании "Грузчиков Сервис" в Краснодаре. Компания предлагает Вам услуги грузчиков от 130 рублей в час. Быстрый заказ грузчиков для переезда, доступные цены, возможность безналичного расчёта, материальная ответственность перед заказчиком. Узнать подробнее о компании и предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: kr.gruzchikov-service.ru/.

Дети последней группы, у которых выявлена недостаточность питания, отстают в темпах роста, имеют более низкий, чем их сверстники, рост и вес и уступают сверстникам в силе, быстроте и особенно в выносливости. Не исключено, что у части таких детей имеется и отставание в психическом и интеллектуальном развитии. Это касается только группы детей с «недостаточным» уровнем полноценности питания, которая охватывает около 2,5% школьников. Хотя в относительном выражении это небольшая цифра, но в масштабах страны она превращается в десятки тысяч детей.
У других детей, даже попавших в верхнюю часть зоны риска (с низкой полноценностью питания), такой связи нет. Это показывает, насколько сильны природные возможности приспособления даже у юного, неокрепшего организма. Но если жизнь таких возможностей не предоставляет вовсе, ситуация складывается трагически. Недостаток животного белка для растущего организма – это недоразвитые кости и мышцы, это торможение развития мозга, а вместе с ним психического и интеллектуального развития ребенка. Незаменимые аминокислоты, содержащиеся в мясе, рыбе и молочных продуктах, совершенно необходимы растущему организму, чтобы строить свое тело. В растительной пище некоторых незаменимых аминокислот нет, а организм человека сам не умеет их синтезировать.
В последнюю группу попали практически все дети-вегетарианцы, лишенные животного жира и белка. Возможно, их семьи оказались в особенно неблагоприятных экономических условиях, чтобы организовать нормальное питание детей. В этом случае необходимо, видимо, вмешательство служб социальной защиты для оказания помощи таким семьям. Но, видимо, есть и некоторое количество семей, исповедующих вегетарианство как принцип жизни. Для взрослого, сложившегося человека такое поведение – его личное дело, он вправе распоряжаться своим телом и духом в соответствии со своими представлениями о добре и справедливости. Но родители не имеют морального права вынуждать детей испытывать белковое голодание в угоду своим взглядам.

Другая важная сторона качества питания – регулярность. Каждому школьнику известно, что есть нужно 3–4 раза в день. Так вот, режим соблюдают около 60% детей, которые едят 3 раза в день или чаще, еще около 1/3 – «когда захотят», то есть без особого режима. Но около 4% детей питаются 1–2 раза в день, что категорически неправильно и очень вредно. При этом среди них довольно много 10-классников. Часто это сочетается с неполноценностью питания.
Нередко даже в благополучных семьях, где питание организовано хорошо, дети ведут себя своевольно и, например, отказываются от завтрака. В 1-м классе таких детей 5–6%, в 10-м классе – 7,5% мальчиков и 11% девочек. Это неправильный стиль поведения, означающий, что детей не научили принципам ра-ционального питания.
Режим питания первоклассников и десятиклассников различается. Десятиклассников, питающихся 1 раз в день, гораздо меньше, чем первоклассников, тогда как 2 раза в день – заметно больше. Среди первоклассников примерно поровну тех, кто ест 3 раза в день, чаще 3 раз и «когда захочет». Среди десятиклассников значительно меньше тех, кто регулярно питается чаще 3 раз, но зато около половины юношей и девушек питаются тогда, когда захотят. Значительная часть школьников утром не завтракает, причем это нарушение режима питания чаще наблюдается у девочек. С возрастом отказ от завтрака становится более распространенным явлением. Это плохой признак, свидетельствующий о формировании у части молодых людей неправильного стереотипа пищевого поведения. Такая хаотичность и бессистемность питания обычно плохо сказывается на работе желудочно-кишечного тракта. Известно (и данные мониторинга полностью это подтверждают), что заболевания органов пищеварительной системы у старшеклассников резко (на 30–40%) возрастают по сравнению с учащимися начальной школы. Одна из возможных причин такого положения – нерегулярность питания.
Как организовано питание в школах? Почти в каждой школе есть оборудованная столовая, хотя пищу готовят только в 81% школ, остальные получают ее готовой и в лучшем случае разогревают. Сравнительно небольшое число школ (22%) имеют свои подсобные хозяйства, снабжающие витаминами учащихся, в основном это сельские школы.
Но вот парадоксальный факт (рис. 3): несмотря на, казалось бы, сравнительно благоприятные условия для питания в школе, значительная часть школьников предпочитает не пользоваться услугами школьного общепита. Среди первоклассников примерно 1/3 завтракает в школе, а 2/3 завтракают дома. Однако, видимо, качество пищи в школе не слишком привлекательно, и к концу обучения таких, кто завтракает в школе, остается не более 5%. Та же тенденция характерна и для обеда. Абсолютное большинство (около 90%) младших школьников обедают в школьной столовой и еще 5–6% берут с собой еду из дома, тогда как среди старшеклассников становится много (примерно 1/3) таких, кто не ест в школе вообще, но и не приносит еду из дома, считая это неудобным, непрестижным.

Рис. 3. Как питаются школьники в течение учебного дня

Видимо, с одной стороны, нужна специальная просветительская работа, помогающая родителям и детям осознать необходимость регулярного питания. Все-таки болезни органов пищеварения относятся к той группе заболеваний, которые наиболее значимо увеличиваются за время обучения в школе. Но и отношение детей к школьному питанию свидетельствует о невысоком качестве предоставляемых услуг. Нужны меры, которые обеспечили бы повышение качества питания в школьных столовых.
Сегодняшняя ситуация с состоянием питания российских школьников вызывает тревогу по целому ряду причин. Во-первых, часть детей страдает от неполноценности рациона питания, причем в наиболее острых случаях это приводит к замедлению физического и функционального развития. Хотя доля таких детей сравнительно невелика, каждый подобный случай требует пристального внимания.
Во-вторых, дети и, видимо, их родители не проявляют грамотного, сознательного отношения к режиму питания. Между тем нарушение принципов рационального питания – верный путь к развитию желудочно-кишечных заболеваний. В-третьих, организация питания в школах оставляет желать лучшего, и многие дети (видимо, согласуя свои действия с родителями) избегают пользоваться услугами школьных столовых. Это также нарушает рациональный режим питания, учитывая, что учащиеся старших классов проводят в школе по 7–9 часов ежедневно.
Эта тревожная ситуация требует, с одной стороны, более внимательного отношения родителей к питанию их детей.
С другой стороны, законы правильного питания должны быть в центре внимания педагогов и воспитателей. Только общими усилиями можно сделать детей здоровыми.

Валентина Зайцева