Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2007

Из первых рук

Педагогическая весна

Март для сотрудников Издательского дома «Первое сентября» – не только начало весны, но и время встреч с читателями. В шестой раз в Московском городском доме учителя стартовал педагогический Марафон учебных предметов. По уже сложившейся традиции в первый день обсуждались возможности и проблемы управления образовательным учреждением, вопросы сохранения и укрепления здоровья школьников. И это не случайно. Ведь без рациональной, научно обоснованной системы работы школьной администрации сложно обеспечить детей качественным образованием, а если их здоровье ухудшается, сделать это еще труднее. Для тех, кто не смог побывать на всех мероприятиях – наш рассказ о самих интересных выступлениях

ЕГЭ – дело решенное

Особый интерес гостей вызвало выступление руководителя Департамента образования Москвы. Любовь Кезина рассказала о национальных проектах и грантах, профильном образовании, создании государственно-общественной системы управления образованием и о многом другом.
Информатизация – это обязательная составляющая современного образовательного учреждения. В 2008 г. в рамках национального проекта «Образование» все школы России будут подключены к Интернету (в Москве около ста школ, а также коррекционные учреждения пока не связаны со Всемирной паутиной). В следующем году планируется также создание образовательного портала, где будут выложены школьные программы по любому предмету. Учителю останется лишь зайти на сайт, чтобы получить всё необходимое для работы.
Еще одна возможность Интернета. В г. Зелено­граде разрабатывают модель школьной информатизации: родители смогут виртуально общаться с учителями, смотреть классный журнал, узнавать оценки ребенка, тему урока…
Изучать информатику необходимо уже с малышами, ведь в 9-м классе начинать поздно. Вообще­то дети разбираются в компьютерах лучше педагогов. Приносят в школу скачанные рефераты, зная, что учителя не видели их в Интернете. Правда, ситуация меняется. «Подкованный» педагог может принять такой «труд», только если ребенок понял тему и может ответить на все вопросы.
2007 год в Москве объявлен Годом ребенка. Работа во всех сферах, отраслях и городских структурах идет под этим девизом. Правительство столицы выделило 10 млрд рублей, в том числе 3 млрд 800 млн – на систему образования.
Без сомнения, здоровье детей – одна из основных проблем. Юрий Лужков считает, что 65 школ здоровья, уже работающих в Москве, недостаточно – это только одна треть от потребностей. Нужно создавать и развивать школы, которые учитывали бы новые медицинские технологии по профилактике здоровья детей. По словам мэра, «школа здоровья – это школа, совмещенная с поликлиникой».
Одно из направлений здоровьесберегающей педагогики – индивидуальный подход к каждому ученику. «Правильно работают те учителя, которые дают ребятам осуществлять их личные планы, – одобрила Кезина. – Двадцать два часа в неделю отводятся на изучение обязательных дисциплин, на остальные тринадцать часов школьники могут набрать предметы, которые им необходимы для поступления в вуз. И все довольны: родители – потому что не приходится тратить большие деньги на репетиторов, дети – потому что их не заставляют учить то, что не понадобится».
Школы полного дня (в Москве их больше 230) доказали свою состоятельность, что подтверждают постоянные экспертизы. В таких школах 80% учеников остаются на вторую половину дня, они посещают до 50 структур дополнительного образования: секции, студии, кружки... Ребятам там интересно. И еще плюс – единый учебный план на весь день: можно перенести какие­то уроки из первой половины дня во вторую и наоборот. Кроме того, все ребята независимо от благосостояния семьи получают бесплатные завтраки и обеды (из расчета 83 рубля в день на ребенка).
Не обошлось без вопросов по Единому госэкзамену. В Законе «Об образовании» 1992 г. записано, что оценивать знания учащихся должна комиссия, не зависящая от школы и от педагога, который учил ребенка. Именно так делается во всем мире. И у нас выпускников лицеев и гимназий оценивают независимые комиссии. Правитель-ство РФ постановило, что в 2009 году все учащиеся школ страны будут сдавать экзамены в форме ЕГЭ. В 2007 году для выпускников обязательна сдача ЕГЭ по русскому языку, а остальные предметы – по желанию. На будущий год к русскому языку присоединится математика. Такой постепенный переход даст школьникам возможность привыкнуть и затем чувствовать себя спокойно, сдавая все предметы. Кроме того, Единый экзамен можно сдавать в малой форме (после 9-го класса), а можно и не сдавать, но знания ребят будет оценивать независимая комиссия. Администрация школы и дети сами должны выбрать то, что им подходит.
«Президент поддержал ЕГЭ. И что бы мы ни говорили, это свершившийся факт. Поэтому наша задача – подготовить детей и учителей так, чтобы они могли справиться с ЕГЭ», -– закрыла тему глава департамента.

Такая нагрузка ведет к перегрузке

Если еще лет 5–7 назад не особенно гладкое (не такое, как валеология) словосочетание «здоровьесберегающие образовательные технологии» резало слух, то сейчас на всех конференциях по образованию выступление на эту тему становится обязательным. «К сожалению, суть идеи постепенно размывается, подразумевается и то, и другое…» – отмечает зав. кафедрой охраны здоровья АПКиППРО профессор Никита Смирнов. По его мнению, здоровьесберегающие технологии – это:
– во-первых, обучение культуре здоровья. Пока школа с этой работой не справляется. Говорим много, но воз и ныне там;
– второе направление представлено физкультурой и ОБЖ. Но в том виде, в каком эти предметы сейчас преподаются, они не выполняют свои функции и не реализуют нами ожидаемое;
– направление, которое только начинает формироваться, – интеграция профилактической медицины, педагогики и психологии в единое целое;
– и последнее, о чем чаще всего забывают, – профессиональное здоровье педагогов.
Несколько слов о здоровье детей. Медики считают, что две трети школьников больны, имея в виду в основном хронические заболевания. С точки зрения системы образования здоровых школьников – всего 10%. Почему такая разница в цифрах? Мы не учитываем пограничное состояние: и не больной (если без диагноза), и не здоровый. Таких детей около 30%, и что с ними будет дальше – зависит от школы. В 1-й класс здоровыми приходят 15% детей, к моменту выхода из школы таковых всего 5%. В определенной мере вина лежит на системе образования. Раньше четко разграничивали: дело медиков – лечить, а школы – учить. Сейчас становится понятно, что сохранение здоровья школьников – общая проблема.
Свою работу учителя часто называют «запихиванием знаний». Конечно, есть ребята, которым школьная программа вполне по силам. Но значительная часть учащихся страдает от перегрузок. Если сравнивать школы, например, Финляндии и России, то окажется: нагрузка на финских учеников намного меньше. Зато результаты тестов показывают, что по качеству образования Финляндия находится в первой тройке, а мы занимаем примерно 30-е место в мире.
Одна из причин – низкая эффективность педагогических технологий. Учитель, даже получивший приличное образование в вузе (что бывает далеко не всегда), придя в школу, оказывается неспособен к работе в реальных условиях, потому что его готовили обучать и воспитывать только здоровых детей. Общая подготовка учителей обязательно должна включать вопросы охраны здоровья.

Молодец! Ставлю «двенадцать»

О Центре образования № 1804 «Кожухово» знают все. Собственная система воспитания, особая атмосфера доверия во взаимоотношениях педагогов с детьми и между собой известны не только в России. За час, отведенный для выступления, невозможно рассказать обо всех программах и инновационных проектах в этой школе – только перечисление заняло бы гораздо больше времени. Однако напомним, что Центр – четырежды лауреат российского конкурса «Школа года», обладает несколькими дипломами «Школа мира», является Ассоциированной школой ЮНЕСКО.
Что касается здоровьесберегающих технологий, то результаты работы педагогов в этом направлении постоянно анализируются по четырем показателям: воспитание, интеллект, физическое здоровье, обучаемость детей.
В школе создана своя 12-балльная система оценок (закон позволяет это сделать), по которой оцениваются не только полученные учеником знания и умение их воспроизвести, но и творче-ство, инициатива, работа в коллективе.
Психологи установили, что эффективность усвоения материала повышается (иногда до 95%) в том случае, если человек кого-то обучает. «Ученик стремится применять более эффективные виды деятельности, помогать другим... Можно сказать, что из плоско-параллельной (ученик – учитель) евклидовой школы мы переходим к школе Лобачев-ского (взаимного усиления). Иная система оценок сразу дала серьезные результаты: интенсивность воспитания, развития и обучения значительно повысилась, – отметил научный руководитель ЦО «Кожухово», кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Института управления образованием РАО Андрей Курбатов. – С нашей точки зрения это единственная технология, которая позволяет полностью ликвидировать эффект дидактогении (заболевания у детей, причиной которых служат школьная программа, режим обучения). В скором времени с этим эффектом все встретятся вплотную, как с катастрофой. Количество необходимых знаний увеличивается, а 24 часа в сутках остаются. Ребенок получает объем информации, который не в силах переварить, и у него возникает стресс, ухудшается здоровье».
Педагоги, вышедшие из традиционных вузов, не способны работать коллективно: для географа математик как будто не существует, а физик не считается с учителем пения. Программы по различным дисциплинам совершенно не согласованы, и каждый педагог борется за первенство своего предмета.
В школе «Кожухово» провели социологическое исследование – учителям предложили ответить на два вопроса: «Содержание образования в целом приносит ученику пользу или наносит вред (имелась в виду перегрузка)? А по вашему предмету?». Самое удивительное, что на первый вопрос все ответили «вред», а на второй – «пользу». Просто коллективный демон, состоящий из отдельных ангелов! Конечно, надо учить и математике, и физике, и русскому, но не забывать о возможностях ребенка. Привести все к единому знаменателю позволяет иная система управления, уже отработанная в Центре.
Тем, кто хочет применить опыт «Кожухова», нужно иметь в виду, что ни одна технология не даст результата без авторского сопровождения. Антон Макаренко создал замечательную систему воспитания, а у кого еще так получилось? Нельзя сказать, что его система плоха, просто она трудноприменима в других обстоятельствах и с другими участниками.

Быть здоровым – круто!

Реклама преследует нас повсюду. С ее помощью производители товаров пытаются нами руководить при выборе одежды и продуктов питания, досуга и манеры общения. Как научить ребенка не поддаться призыву пойти за «Клинским», немедленно купить батончик «Mars» или еще что­то «модное», но совершенно ему не нужное, а иногда некачественное или даже вредное?
«Чтобы бороться с проблемой, ее надо сначала изучить», – уверены преподаватели Московского гуманитарного педагогического института (МГПИ) Елена Черепанова и кандидат педагогических наук Татьяна Леван.
К созданию рекламы привлекаются высоко-квалифицированные специалисты, которые могут «раскрутить» все. Маркетологи выбирают «объект», на который рассчитана реклама (женщины, мужчины, подростки...). Психологи предлагают образы, сюжеты и особый язык, деловой или сленг («круто!», «супер!», «прикол!»). Дизайнеры мастерски используют цвет, пропорции, расположение элементов, шрифт и другие приемы для точного попадания в цель.
Например, желтый цвет ассоциируется с весельем, белый – с чистотой и легкостью, черный означает престижность, стиль. А основная информация прочитывается начиная с левого верхнего угла и до правого нижнего, по букве Z. К участию в рекламе привлекаются известные личности, артисты, спортсмены – с их помощью проще перейти порог доверия.
Со старшеклассниками можно провести интерактивный урок на тему «Реклама и здоровье». После изучения азов построения рекламы (в качестве подсобного материала годятся любые журналы, плакаты и листовки) подростки занимаются творческой работой – создают антирекламу, рисуют, делают коллажи, сочиняют слоганы. Затем все это обсуждается, анализируется – и делаются выводы, как использовать полученные знания.
Подробно о том, как провести такое занятие, наши читатели смогут узнать в одном из ближайших выпусков брошюры (библиотечки «Первого сентября»).

Нина Семина