В качестве введения
Мы не случайно так назвали свою работу: ведь именно процесс общения – основа нашего взаимодействия с окружающим миром. И от того, насколько конструктивно мы умеем общаться с людьми, зависят не только наше эмоциональное состояние, наше здоровье, но и успехи в школе.
Проблема общения сложна и многомерна. За по-следние годы она стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются и философы, и социологи, и экономисты, и юристы, и педагоги. Подробно исследует феномен общения психология.
Мы не искали эту тему для своего проекта, случилось обратное – тема сама нашла нас, когда около года назад заметно осложнились отношения между одноклассниками и нам (членам кружка психологии) надо было искать выход... Таким выходом могла стать модель конструктивного общения, которая бы подходила именно сегодняшним девятиклассникам, соответствовала бы тому, во что действительно верит наше поколение. Поиск подобной модели и стал целью нашего исследования.
Сделав только первый шаг в исследовательской работе, мы можем, однако, утверждать, что существует главный фактор, объединяющий для большинства наших сверстников почти все составляющие конструктивного общения.
И об этом, самом важном, пишет российская поэтесса Т.Зумакулова.
Я не ловчу, пусть будет путь гористым,
Тернистым будет путь, но будет чистым.
Тебя я, жизнь, прошу лишь об одном:
Ты не лишай меня стыда и чести,
Не обучай ни хитрости, ни лести,
Поскольку мы единожды живем.
Казалось бы, эти романтические строки несовременны и сегодня, в наш жесткий и прагматичный век, век перевода многих жизненных ценностей на числительное, они прозвучат для большинства фальшью и диссонансом.
Но вот что произошло, когда, проводя анкетирование, мы предложили одноклассникам выбрать из 15 качеств личности пять, являющихся наиболее важными при выборе друзей. Наши сверстники, на первый взгляд прагматичные, лишенные романтизма скептики, выбрали – помимо лидирующего чувства юмора – надежность, искренность, честность и умение слушать. В то же время такое необходимое в сегодняшнем многообразном и противоречивом мире качество личности, как толерантность, считают значимым лишь двое из двадцати четырех ребят.
Современная психология рассматривает несколько составляющих многомерного понятия толерантности, мы же остановимся лишь на одной, которая в нашем родном русском языке обозначается близким по значению словом терпимость.
Вежливость –
это уважение к человеку
Нужно выслушать и принять человека таким,
каков он есть...
Лев Шестов
Общение – основа взаимодействия человека с окружающими людьми, без него не могло бы возникнуть, существовать и развиваться наше общество.
В процессе общения люди обмениваются результатами познания, опытом – научной, житейской, учебной информацией. Взаимодействуя, они решают вопросы совместного труда и отдыха; устанавливают единство идей, настроений, взглядов; достигают общности мыслей, переживаний... При общении передаются манеры, обычаи, стиль поведения, проявляются сплоченность и солидарность. Наконец, общение – существенный фактор сложного процесса развития личности.
Важнейшим элементом общения является слово. Но смысл сказанного передается не только его содержанием, но и тем, каким образом это делается. Тон нашего голоса зачастую воздействует на окружающих гораздо сильнее, чем мы предполагаем. Интонации выражают отношение к собеседнику.
Жесты, поза, мимика также имеют немаловажное значение в восприятии и понимании людьми друг друга. Еще до того, как собеседник начинает говорить, мы можем определить по его взгляду, позе, что этот человек недружелюбно настроен или, наоборот, готов вести дружеский разговор.
Причины непонимания между людьми могут быть разными, однако часто они кроются в неумении услышать ближнего. Вежливо объяснив свои намерения и соображения, мы чаще всего можем предотвратить множество недоразумений и конфликтов. Честность в разговоре с собеседником, уважение к нему несмотря на разногласия зачастую оказываются единственным выходом из конфликтной ситуации. «Вежливость есть символическое выражение уважения ко всякому человеку» (Н.А. Бердяев).
Нередко в общении мы допускаем обидные слова, оскорбительные прозвища, унизительные сравнения, что мешает взаимопониманию. И наоборот: знаки внимания, вежливость, уважительное отношение способствуют конструктивному общению. Здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините... – эти простые и доступные каждому слова обладают волшебной властью над нашим настроением. Очень хочется, чтобы они всегда присутствовали в общении и в школе, и дома, и в публичных местах.
Исходя из особенностей общения его функции в психологии делят на вербальные, невербальные, интерактивные и перцептивные. Вербальное общение – c помощью речи. Невербальное – жесты, мимика, пантомима; тональность и интонации голоса, громкость и быстрота речи, паузы; визуальное общение и прикосновение. Интерактивное общение – это выработка тактики и стратегии взаимодействия между людьми, организация различных видов совместной деятельности. Перцептивное – адекватное восприятие другого человека, умение проникнуть в его внутренний мир, почувствовать его эмоциональное состояние. Этими принятыми в психологии характеристиками мы хотели обозначить контуры и масштабность общения.
Но, помимо сухих научных терминов и определений, говоря о конструктивном общении, нельзя не вспомнить такие вечные истины, как библейская заповедь о том, что с другими следует поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой; как совет Лиса Маленькому принцу – быть в ответе за всех, кого приручил.
Ищем слабое звено
Как уже отмечалось во введении, работа над исследовательским проектом была начата потому, что в нашем классе осложнились отношения между одноклассниками – и мы, члены кружка психологии под руководством школьного педагога-психолога, решили нормализовать ситуацию, создав модель конструктивного общения.
Для этого было решено:
– проверить, насколько адекватно ребята оценивают собственное общение, отмечают ли они сами на субъективном уровне трудности взаимодействия со сверстниками, довольны ли психологическим климатом в классе;
– выявить, какие качества личности являются для них наиболее значимыми при выборе друзей, какие свойства наиболее ценны и привлекательны в человеке;
– обозначить наиболее частые причины дискомфорта общения в классе.
Такой подход позволял, помимо уже отмеченных целей, «высветить» слабое звено в нашей системе координат, шкале ценностей. Данные предварительного наблюдения показали, что большинство проблем общения в классе было связано с недостаточным уровнем развития у каждого из нас толерантности, неумением почувствовать потребности и интересы того, кто рядом. Это гипотеза нашего проекта. Что же касается методов исследования, то, как уже отмечалось во введении, ими стали анкетирование и наблюдение.
Итак, проведя два варианта анкетирования в 9-м «В» классе, мы смогли определить:
1. Как оценивают уровень трудности в общении со сверстниками наши одноклассники: отмечают ли они наличие проблем часто, иногда или очень редко?
2. Какие пять качеств личности из пятнадцати, в числе которых: бескорыстие, ум, доброта, искренность, смелость, терпимость, надежность, эрудиция, честность, чувство юмора, умение слушать, веселый нрав, находчивость, дружелюбие, аккуратность, – ребята считают наиболее ценными, ключевыми при выборе друзей?
Результаты анкетирования представлены в круговой диаграмме (рис. 1). Количественный анализ данных анкетирования показывает, что большая часть ребят отметила наличие трудностей в общении.
Рис. 1.
Что же касается качеств личности, определяющих выбор друзей, то после лидирующего чувства юмора ими оказались надежность, искренность, честность и умение слушать (рис. 2). Наименьшее значение ребята придают эрудиции. В числе аутсайдеров, как и предполагалось, оказалось такое важное для общения качество, как терпимость (толерантность): его отметили только два человека из всего класса. А ведь именно это качество позволяет принимать окружающих даже в тех случаях, когда их система координат не совпадает с нашей; проявлять терпимость к слабостям и инакомыслию до тех пор, пока они не вступают в противоречие с нормами права или морально-этическими принципами, принятыми в цивилизованном обществе.
Рис. 2.
Мы не случайно обращаем ваше внимание на рисунок 3, где изображена приводящая нас в растерянность и неприятно удивляющая «одинаковость» лиц и униформы. Представьте на минуту, каким скучным и унылым стал бы наш прекрасный и «разноцветный» мир людей, если бы все мы и внешне, и внутренне были совершенно одинаковы.
Рис. 3.
Мы говорим «да!» гармонии и единству мира людей в его многообразии, мы говорим «нет!» черно-белому восприятию окружающих. Толерантность сегодня – это настоятельная необходимость не только конструктивного общения, но и гражданского мира. Нельзя забывать, что «другой», живущий рядом, имеет право придерживаться других взглядов и мнений или просто быть чем-то не похожим на нас.
Надо помнить, что «другие» – это мы, только в разные моменты нашей жизни, на разных ее этапах, разных географических широтах. Каждый может стать и не понятым, и отверженным, закрываясь от враждебного ему мира.
Анализ ежедневных письменных отчетов из дневника наблюдений, проводимых в течение двух месяцев, показывает, что 87% причин, приводящих к дискомфорту в общении одноклассников, так или иначе связаны с неумением и нежеланием принять мнение других при несовпадении точек зрения.
Встревожило нас и то, что представленные в анкетном меню «ум» и «эрудицию» одноклассники явно недооценили.
А теперь хорошая новость. Вопреки пессимистиче-ским заключениям о том, что наше поколение состоит из «выменявших чудо на число», холодных прагматиков и скептиков, наиболее ценными для нас качествами личности остаются не только чувство юмора, но и надежность, искренность, честность.
Таким образом, можно сделать вывод, что по крайней мере со шкалой ценностей у нас почти все в порядке, а что касается толерантности, то ей мы обязательно научимся!
Модель
конструктивного
общения
Основываясь на результатах исследования и изучении современной литературы по психологии, мы составили несколько рекомендаций:
– Общаясь, попытайся сохранять позитивный настрой и дружелюбие даже с теми, кто с твоей точки зрения не является «самым достойным». Улыбка в большинстве случаев будет тебе незаменимым помощником.
– Научись чувствовать боль другого человека, учитывать его интересы и мотивы, даже если они далеки от собственных. Умей видеть ситуацию глазами того, кто рядом. В качестве примера рассмотрим знакомый многим рисунок с двойственным изображением (рис. 4). В зависимости от особенностей восприятия на нем можно увидеть и молодую элегантную красавицу, и сердитую старуху с крючковатым носом. Запомни их обеих как метафору того, что почти на любую проблему можно (и стоит) смотреть с разных точек зрения.
– Уважай мнение собеседника, принципы и предпочтения окружающих и в том случае, если их система координат не вполне совпадает с твоей. Проявляй терпимость к слабостям и инакомыслию окружающих до тех пор, пока они не вступают в противоречие с нормами морали и права.
– Не забывай, что наши сверстники главными при дружеском общении считают чувство юмора, надежность, искренность, честность и умение слушать. Если ты будешь искренним и честным человеком, надежным другом, научишься слышать собеседника и не терять чувство юмора даже в самых сложных ситуациях, то у тебя будет много настоящих друзей и, как мы обещали в названии проекта, все в жизни получится.
– Ну и самое главное: что бы ни случилось, постарайся оставаться человеком, независимо от обстоятельств поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой…
Рис. 4.
Статья подготовлена при поддержке компании «А-СТРОЙ». Париться в бане - это старинный обычай, помогавший нашим предкам оставаться чистыми и опрятными. Если вы решили приобрести качественный и надежный хамам, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «А-СТРОЙ». На сайте, расположенном по адресу www.unki.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, оформить заказ на строительство турецкой бани по выгодной цене. В компании «А-СТРОЙ» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом строительства и монтажа.
|