Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2007

Нам пишут

Программа оздоровления сирот

Наш детский дом – муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – открылся в 1996 г. в поселке Фанерный завод Вологодской области. В нем проживают 35 воспитанников. Осенью прошлого года их обследовали специалисты Череповецкого центра психолого-медико-социального сопровождения. Было выявлено, что большинство детей нуждаются в психолого-педагогической поддержке: троим дошкольникам были рекомендованы коррекционно-развивающие занятия с дефектологом, логопедом, психологом в условиях детского дома; 15 воспитанников школьного возраста нуждаются в специализированной помощи дефектолога, логопеда. Шестеро воспитанников уже обучаются по программе школы VIII вида.
Из 35 воспитанников детского дома только 6 являются круглыми сиротами, остальные – социальные сироты. В детский дом они поступают без навыков санитарии и гигиены, много детей с хроническими заболеваниями, с негативным социальным опытом, и у них отсутствуют полезные привычки.
В 2005 г. коллектив МОУ «Детский дом» разработал программу психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников «Навыки жизни», которая включает следующие направления работы:
– трудовое воспитание;
– здоровый образ жизни;
– познай и воспитай себя сам;
– я семьянин.

Особое место в этой программе занимает раздел «Здоровый образ жизни».
В детском доме созданы определенные условия для формирования здорового образа жизни:
организационные (за здоровьем детей наблюдают три медицинские сестры и врач-педиатр, работающие в детском доме, а также специалисты ЦРБ пос. Кадуй. Постоянно сотрудничаем с детской городской больницей г. Череповца и областной детской больницей г. Вологды. В детском доме существует медицинский кабинет, соответствующий всем нормам СанПиНов; процедурный кабинет; физиокабинет; кабинет психолога);
санитарно-гигиенические (благоприятная экологическая среда – детский дом расположен в сельской местности; четкий распорядок дня; двигательная активность; соблюдение правил личной гигиены; достаточное пространство для ребенка; достаточные физические, зрительные и слуховые связи между ребенком и воспитателем; необходимое естественное и искусственное освещение; допустимый уровень шума и вибрации; необходимые средства защиты от вредных воздействий (индивидуальные подходы при физической нагрузке);
психолого-педагогические (режим дня – -привычка жить по определенным биоритмам);
эстетические условия (гармония цвета, звуков и запахов, красота природного пейзажа, эстетичность мебели, предметов обихода...).
Профилактическая и лечебно-оздоровительная работа начинается с оценки результатов медицинских осмотров, которые проводятся в нашем учреждении 2 раза в год.
Комплексная оценка состояния здоровья детей проводится с использованием шести основных критериев:
1) отклонения в онтогенезе (генеалогический, социальный, акушерско-биологический анамнез);
2) физическое развитие;
3) нервно-психическое развитие;
4) резистентность и реактивность организма;
5) функциональное состояние органов и систем;
6) наличие хронических заболеваний, врожденных пороков развития.
На основании заключения делаются рекомендации:
1) по режиму дня;
2) по питанию (стол и индивидуальные особенности питания);
3) по физическому воспитанию и закаливанию (медицинская группа для занятий физкультурой и группа по закаливанию);
4) по задачам воспитания и обучения;
5) по профилактике пограничных состояний или коррекции выявленных отклонений (мебель, гимнастика для глаз, ЛФК, массаж);
6) по вакцинации;
7) по диспансеризации;
8) определение группы здоровья.
Проводятся мероприятия, направленные на предупреждение перекрестного инфицирования, утомления и совершенствование приспособительных механизмов. К ним относятся: оздоровление часто болеющих детей с помощью лекарственных трав, кислородных коктейлей с лекарственными добавками, физиотерапевтических процедур, массажа, гимнастики с элементами лечебной физкультуры.
Дети получают сбалансированное диетическое питание; в меню присутствуют кисломолочные продукты; проводится ежемесячный анализ калорийности пищи; для приготовления блюд используется йодированная соль, к столу подаются овощи и зелень со своего приусадебного участка.
Немаловажную роль в проведении оздоровления детей и подростков играет режим дня, который строится с учетом особенностей образовательного процесса и оздоровительной работы дифференцированно для дошкольников и школьников. В дошкольной группе предусмотрен обязательный дневной сон.
Большое внимание уделяется двигательной активности детей: это – проведение утренней гимнастики, физкультминутки, занятия в физкультурно-оздоровительном комплексе, тренажерном зале, в спортивном уголке в группе мальчиков.
Следующим этапом оздоровительной работы является закаливание детей: хождение по влажным дорожкам босиком, проветривание помещений, сон при открытых форточках, купание летом в реке, игры на свежем воздухе, походы... Немаловажным этапом оздоровления детей в современных условиях являются своевременная вакцинация, профилактика респираторных заболеваний с применением экстракта элеутерококка, интерферона, фитотерапии (чеснок, лимон, лекарственные травы), кварцевание комнат, ионизация воздуха, использование аппарата РИКТА.
Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план оздоровления.
Приведу пример индивидуальной программы оздоровления ребенка с учетом его состояния здоровья.
Паша К., 14 лет.
Физическое развитие: дисгармоничное, дефицит массы тела 1-й степени при среднем росте.
Нервно-психическое развитие: 3-я группа.
Резистентность: хорошая.
Диагноз: ОПЦНС, легкая умственная отсталость, синдром расторможенности, нарушение внимания, психопатологическое развитие личности с расс-тройством поведения. Нарушение осанки. Варикоцеле слева. Инвалид детства.
Группа здоровья: 4.
Рекомендации:
1) режим общий;
2) стол № 15 с богатым содержанием белковой пищи;
3) занятия в школе по индивидуальной программе;
4) занятия с психологом;
5) физкультурная группа – подготовительная, исключение занятий тяжелой атлетикой;
6) группа закаливания – 1-я;
7) осмотр педиатра – 1 раз в 6 месяцев;
8) осмотр психиатра – ежеквартально;
9) плановое лечение у хирурга;
10) профилактические прививки соответственно национальному календарю.
Индивидуальная программа оздоровления и профилактики нервных срывов:
1) январь – витамины «Вечерние» – 20 дней, аминокислота – глицерин – 30 дней;
2) февраль–март – плановая госпитализация в ГУЗ ВОПБ;
3) апрель – фитотерапия – 1 месяц (валериана, пустырник, хмель), ЛФК – 1 месяц;
4) май – витамины группы В – 20 дней по схеме, кальций-D3 никомед – 1 таблетка 2 раза в день;
5) июнь – пикамилон – 2 таблетки 3 раза в день; неулептил по схеме – 1 месяц;
6) июль–август – оздоровление по общей схеме;
7) сентябрь – схема оздоровления для предупреждения нервных срывов аппаратом РИКТА; витамины группы И;
8) октябрь – оперативное лечение у хирурга; грандоксин – 1 таблетка 2 раза в день;
9) ноябрь – фитотерапия – 20 дней; ароматерапия – 20 дней;
10) декабрь – плановая госпитализация в ГУЗ ВОПБ.
Благодаря индивидуальным программам оздоровления с учетом физических, нервно-психических, соматических состояний нам удалось добиться снижения заболеваемости вирусными заболеваниями, уменьшить количество нервных срывов и улучшить эмоциональное и психическое состояние наших подопечных.

Юлия Морозова