Давно известно, что одной
из форм существования
материи является движение. Медики, руководствуясь
этим принципом, вывели:
«Движение – это жизнь».
Все это знают и принимают,
но жизнь вносит свои
коррективы, меняющие
установленные формулы
и истины.
За любовь к комфорту, точнее сказать, за свою лень людям приходится
расплачиваться здоровьем
Уже с раннего детства родители стараются обучать своих детей азам науки и говорят им: «Сядь, послушай; сядь, нарисуй; сядь, напиши…». К сожалению, мы, взрослые, забываем о том, что это положение для ребенка неестественное, и тем самым игнорируем психофизиологические законы развития детского организма. Разве может кто-то сказать, что уставал в детстве, бегая с утра и до вечера во дворе? Бегали – и чувствовали мы себя при этом счастливыми и здоровыми.
Движение, прямохождение, прямостояние – это выработанная эволюционным путем «телесная вертикаль» человеческого существования.
Вмешиваясь в природу, мы неминуемо вторгаемся в очень ранимую область здоровья и наносим ему вред.
Исследования показали, что сидячий образ жизни – фактор риска и причина возникновения многих болезней (зрения, сердца, психики, опорно-двигательного аппарата, иммунной системы, урологических заболеваний у мальчиков и гинекологических у девочек).
Современные детские сады и школы не приспособлены к тому, чтобы создать условия для обучения детей в режиме чередования положений стоя – сидя – лежа. У учеников нет выбора физиологически выверенных рабочих положений, и на протяжении сидячего процесса обучения они портят здоровье и копят болезни.
Хотя альтернатива есть – смена «динамических поз» при обучении. Мы должны приучать детей с раннего возраста работать в режиме «стоя – сидя – лежа». И приспособление для этого давно известно – конторка.
История конторок отслеживается со времен зарождения капитализма. Мелких чиновников, которые в огромной комнате находились в большом количестве и работали стоя за конторками, называли конторщиками.
За конторками работали и многие известные люди в XVIII–XIX веках.
Активным пропагандистом конторок в нынешнее время в нашей стране стал Владимир Филиппович Базарный. По его инициативе методика работы за конторкой была изучена авторитетными учеными –офтальмологами, педиатрами и ортопедами. И в 2001 году департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России признал реанимированную технологию полезной и дал разрешение на ее использование.
Практика показывает, что дети приходят в школу уже со сформировавшейся привычкой работать сидя, а следовательно, с неправильной осанкой.
Детские сады при подготовке к школе, в старших группах на развивающих занятиях тоже перешли к сидячему режиму обучения. Поэтому детей приходится переучивать, то есть формировать заново привычку работать в «телесной вертикали».
Для этого ребенок должен получить возможность самостоятельно постоять за конторкой столько времени, сколько ему комфортно. Зафиксировав это время, нужно постепенно стремиться к его увеличению. Только ребенок может и должен определить, сколько ему следует стоять за конторкой, а сколько – посидеть за столом. Задача школы и родителей в том, чтобы предоставить ребенку свободу выбора! Это принципиальная позиция, так как важен сам факт периодической смены поз. Чем чаще ребенок меняет положение, тем естественней он себя чувствует.
Со временем мышцы ног и спины укрепляются, и работа стоя делается потребностью.
Наиболее оптимальным режимом на начальном этапе адаптации детей к динамическим позам «стоя – сидя» становится чередование положений через каждые 15 минут. На этом этапе важно не допустить нахождение ребенка в стоячем положении за конторкой более 25 минут.
Для детей с «засиженной» осанкой одних конторок мало. Им необходимо увеличить время для подвижных игр на свежем воздухе (например, на стадионе во время дополнительных часов релаксации – как минимум 2 часа в неделю, помимо уроков физической культуры).
Некоторые родители опасаются, что во время работы за конторкой может развиться плоскостопие. Опасения скептиков напрасны, так как плоскостопие – результат ослабления мышц стопы, которые не удерживают вес человека. Это происходит, как правило, при сидячем образе жизни. Кроме того, у человека конструкция стопы такова, что систематическое давление на пяточную кость способствует формированию «рессорной» (дугообразной) формы стопы.
Медики, особенно ортопеды, заметили, что правильно сформированная в детстве стопа эффективно воздействует на функционирование внутренних органов, а у девочек – на формирование костей таза, что играет важную роль при родах.
Работа за конторкой плодотворно влияет и на зрение, так как рабочий угол 15–17° является более эффективным для глаз, чем горизонтальная поверхность. Этот факт был проверен и одобрен НИИ глазных болезней им. Гельмгольца.
У работы за конторкой есть ряд особенностей, на которые должны обращать внимание учителя и родители.
Во-первых, конторка должна соответствовать росту ребенка.
Подбирается она следующим образом: ближний верхний край должен находиться на уровне грудной клетки в районе солнечного сплетения. Этот ориентир, конечно, приблизительный (базовый), так как если ребенок при этой высоте во время письма склоняется, то вся поверхность конторки постепенно поднимается до тех пор, пока ребенок не примет вертикальное положение. При закреплении «телесной вертикали» высоту конторки можно постепенно опускать до исходного уровня.
Во-вторых, угол наклона столешницы должен быть 15–17°.
В-третьих, стоять рекомендуется в хлопчатобумажных носочках. А лучше босиком, на массажных ковриках, изготовленных из естественных материалов (из соломы, хлопка, с нашитыми пуговицами, небольшими шариками и т.д.). Стоять на резиновых ковриках и линолеуме недопустимо!
Школа рассматривает вопрос перехода с режима динамической позы «стоя – сидя» на режим «стоя – сидя – лежа». Для этого необходим ковер, на который на 3–5 минут ребенок сможет прилечь. При этом должны быть исключены попытки читать, писать, рисовать лежа.
Таким образом, ребенок будет развиваться в своей естественной физиологической телесности.
Переход должен быть постепенным: от 15 минут работы за конторкой до выработки привычки постоянно работать за конторкой стоя.
Это немного настораживает учителей и пугает директоров школ: где взять такое количество конторок вместе с сидячими местами? Где взять столько денег и столько пространства? (Уместится ли это все в классе?) Но, согласитесь, это проблемы не детей, а взрослых. Сейчас появились универсальные одноместные конторки (гидравлические), которые можно опускать до уровня парты и поднимать до конторки.
Приобретение конторок для каждого ученика неминуемо сломает стереотип рассаживания детей по рядам, что придаст новый импульс развитию учебно-воспитательного процесса. И это еще один плюс. Мы обязаны создать условия для здорового развития каждого ребенка.
|