Слова Н.М. Амосова о том, что «здоровье необходимо, это базис счастья», сегодня актуальны как никогда. Действительно, больной человек не может быть счастлив. А как хотелось бы, чтобы наши дети росли физически здоровыми, интеллектуально развитыми, жизнерадостными и счастливыми! Поэтому, решая главную задачу школы – качества образования, непременно нужно помнить об укреплении здоровья
Школа должна обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья в период обучения, содействовать формированию у него необходимых знаний, умений, навыков здорового образа жизни, научить применять полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающая деятельность проводится по следующим направлениям:
I. Социально-психологическая работа учителя начинается с ознакомления с медицинскими картами учащихся класса. Далее – опрос и беседа с родителями о наследственности в семье, здоровье и привычках детей. На родительских собраниях проводится «родительский всеобуч», где рассматривается необходимость соблюдения режима дня, правильного питания, закаливания и т.д. С учениками ведется индивидуальная работа в виде доверительной беседы, рассказа, совета учителя.
II. Учебная работа строится следующим образом:
1. Дифференцированный подход, разноуровневое обучение и контроль на основе педагогической диагностики с учетом потребностей ученика.
2. Оценка результатов не абсолютная, а относительная. Не сравнивать детей друг с другом, а сравнивать то, что сделал ребенок сегодня, с его вчерашними достижениями.
3. Система поощрений за работу на уроке: право свободного выбора домашнего задания, его вариативность.
4. Использование наглядного материала, облегчающего восприятие программного (стенды, схемы, таблицы, «опоры», иллюстрации).
5. Закрепление изученного материала через дидактические игры, позволяющие учиться с интересом, удовольствием и без напряжения.
6. Проведение на каждом уроке игровых физкультминуток, зрительной, мимической, дыхательной гимнастики, рефлексии.
III. Внеклассная работа включает меро-приятия спортивнооздоровительные и санитарнопросветительские. Учащиеся класса занимаются в спортивных секциях и кружках, участвуют в Днях здоровья, ежедневных зарядках и прогулках в группе продленного дня. Каждый год красочно оформляется «Паспорт здоровья класса», проводятся конкурсы рисунков и санбюллетеней на тему «Как здоровым быть?», встречи с медицинскими работниками, а также олимпиады, праздники, повышающие внимание учащихся к своему здоровью.
Приводим разработку урока для 2–3-х классов, посвященного проблеме, которая широко обсуждается на самых разных уровнях.
Урок «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Тема: «Как сохранить свое здоровье?»
Цели:
1. Обобщить знания учащихся 2–3-х классов (урок проводился в актовом зале для нескольких параллельных классов) о необходимости сохранения здоровья.
2. Расширить представления детей о возможных способах улучшения своего физического состояния.
3. Стимулировать стремление учащихся к занятиям спортом.
4. Оказать помощь семье в формировании здорового образа жизни.
5. Развивать навыки личной гигиены и аккуратности.
6. Помочь шире представить окружающий мир.
7. Формировать оптимистические взгляды на жизнь и свои возможности.
Тип урока: обобщающий.
Форма: нетрадиционный урок, урок-праздник.
Учитель: Какие бы споры и дискуссии о здоровье ни возникали в обществе, в одном все согласны: здоровье – главное богатство, это неоспоримо. Здесь сошлись мнения ученых и рядовых граждан, взрослых и детей. Вести здоровый образ жизни необходимо всю жизнь, а с самых ранних лет нужно научиться быть здоровым. Сегодня мы собрались на необычное занятие – оно посвящено здоровью. На уроке математики мы учимся мыслить и считать, на уроке русского языка – мыслить и быть грамотными, а на уроке здоровья учимся думать и быть здоровыми. Как на любом уроке, нужно быть внимательными, и тогда вы услышите полезное для себя.
Итак, мы начинаем.
1-й ученик:
Мы пришли на праздник наш,
Чтобы не лениться,
На вопросы отвечать,
Петь, играть, умнеть, взрослеть.
2-й ученик:
Мы умеем думать,
Мы умеем размышлять:
Что полезно для здоровья,
То и будем выбирать!
Учитель: Чтобы быть здоровыми, нужно выполнять ряд правил. Сегодня мы эти правила повторим.
(Мальчики и девочки хором поочередно проговаривают правила.)
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ.
Девочки:
Соблюдай режим!
Мальчики:
Занимайся спортом!
Звучит песня «Без спорта нам нельзя» (муз. З.Л. Компанейца, слова М.Садовского).
Учитель: Перед занятиями спортом необходим медицинский осмотр.
Встаньте (залу), приготовьтесь к осмотру врача.
(Входит девочка в костюме врача.)
Врач:
Все дышите! Не дышите!
Все в порядке! Отдохните!
Вверх руки поднимите!..
Превосходно! Опустите!
Наклонитесь! Разогнитесь!
Встаньте прямо!
Улыбнитесь!
Врач – учителю:
Да, осмотром я доволен.
Из ребят никто не болен.
Каждый весел и здоров
И к занятиям готов!
(Стук в дверь.)
Учитель: Кто стучится? (Входит Мишка.) Здравствуй, Мишенька! Ты пришел к нам на урок, а почему грустный?
Мишка:
Я немного толстоват.
Я немного косолап.
Но, поверьте мне, ребята,
В этом я не виноват!
Ученик:
А скажи, Мишутка, нам:
Чем ты занят по утрам?
Расскажи нам по порядку:
Долго делаешь зарядку?
Спортом занимаешься?
Водою обливаешься?
Мишка (качая головой):
Нет! Зарядкуто, ребята,
Я не делал никогда.
Закаляться страшно, братцы,
Ведь холодная вода!
Может, средство есть такое,
Чтобы сильным, ловким стать,
От других не отставать?
Ученик:
Есть такое средство, есть!
В кровати долго не валяться,
Физкультурой заниматься,
Бегать, прыгать и скакать,
Душ холодный принимать.
Мишка (чешет затылок):
Ойой-ой! Мне не суметь!
Я же всетаки медведь!
Ученик:
Ничего не бойся, Мишка,
Ты медведь, а не трусишка.
Рядом с нами ты вставай,
Все за нами повторяй.
(Зарядка для всего зала. Проводит ученик в спортивной форме.)
Все хором:
Здоровье в порядке –
Спасибо зарядке!
Ученик:
Нам зарядкой заниматься
Очень-очень нравится.
Все, кому рекорды снятся,
Спортом увлекаются.
Будем мы на радость маме
С детства закаленными.
Скоро вырастем и сами
Станем чемпионами.
Все хором:
Чтоб расти и закаляться –
Будем спортом заниматься!
(Акробатическое выступление ученицы, занимающейся в Школе олимпийского резерва.)
Учитель: Есть еще одна возможность оздоравливать свой организм – это массаж. Приготовьте ваши ладошки. (Залу.) Повторяйте за мной! Потерли ладошки. Ладошки «замочком» – разгибание. А теперь уделяем внимание каждому пальчику, каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, а мизинец помогает работе сердца. (Делается массаж каждого пальца.) Встряхните руками, словно сбрасываете с них капельки воды.
А теперь – ВТОРОЕ ПРАВИЛО ЗДОРОВЬЯ.
Все хором: Чистота – залог здоровья!
Ученики по очереди:
1. Гигиена и здоровье,
Спорт, закаливание, труд,
Травы, овощи и фрукты
Рука об руку идут.
2. Льется чистая водица.
Мы умеем сами мыться.
Зубную пасту мы берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
3. Все собаки знают Ваню
И рычат издалека:
Он обходится без бани,
Он отвык от гребешка.
Никогда в его кармане
Носового нет платка.
Тротуар ему не нужен!
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.
Он портфель нести не хочет –
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок,
Из штанины выдран клок.
Мне, признаться, непонятно:
Что он сделал?
Где он был?
Как на лбу возникли пятна?
Кто он, этот ученик?
Учитель: А вы догадались, как можно назвать этого ученика?
Дети: Неряха, грязнуля.
Учитель: А среди вас нет таких? А вот таких случайно?
(Два ученика исполняют частушки.)
Поленился утром Вова
Причесаться гребешком.
Подошла к нему корова,
Причесала языком.
Всем знаком грязнуля Ваня.
Он не любит мыться в бане.
Плачет в бане он всегда:
«Ой, горячая вода!».
И холодной он боится –
По утрам не хочет мыться.
Снова плачет он тогда:
«Ой, холодная вода!».
Я под краном руки мыл,
А лицо помыть забыл.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой позор!».
Чище в доме убирай,
Тряпкой влажной пыль стирай.
Чтобы это не забыть,
Надо снова повторить.
Помни лозунг ты такой:
«Руки мой перед едой».
Чтобы это не забыть,
Надо снова повторить.
Учитель: Чтобы быть аккуратными, нужно подружиться с предметами личной гигиены. Какими? Угадывайте.
Гладко, душисто,
Моет чисто.
Нужно, чтоб у каждого было…
(Мыло)
Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу попрыгала,
Всю грязь повыгнала.
(Зубная щетка)
Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос.
(Носовой платок)
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою –
Что это такое?
(Полотенце)
Целых двадцать зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.
(Расческа)
Дождик теплый и густой,
Этот дождик непростой.
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.
(Душ)
(Входит ученица.)
Ученица: Нам пришло письмо. (Протягивает конверт.)
Учитель: От кого? Непонятно. Давайте прочитаем его и догадаемся, кто его написал.
Ученица читает письмо (стихотворение Ю.Тувима):
Я прошу вас: мойте чаще ваши уши и лицо.
Все равно, какой водою: кипяченой, ключевою,
Из реки, иль из колодца, или просто дождевой.
Нужно мыться непременно утром,
вечером и днем.
Перед каждою едою, после сна и перед сном
Тритесь губкой и мочалкой,
потерпите – не беда!
И чернила, и варенье смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети, оченьочень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чище –
я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто. До свиданья...
Мойдодыр (договаривают дети).
Учитель: Вы заслужили отдых.
(Проводит речевую физкультминутку со всеми присутствующими):
Ученик. В понедельник я купался (изображаем плавание),
А во вторник – рисовал (изображаем рисование),
В среду – долго умывался («умываемся»),
А в четверг – в футбол играл (бег на месте),
В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем),
Очень долго танцевал (кружимся на месте),
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал (хлопки в ладоши).
Учитель: ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО ЗДОРОВЬЯ.
Все хором: Для здоровья нам нужна полноценная еда!
Ученик: Человеку нужно есть, чтобы встать
и чтобы сесть,
Чтоб расти и кувыркаться, песни петь,
дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться и при этом не болеть –
Нужно правильно питаться
с самых юных лет уметь!
Сценка «Про девочку, которая плохо кушала» (С.Михалков).
Юля плохо кушает, никого не слушает.
– Съешь яичко, Юлечка!
– Не хочу, мамулечка!
– Съешь с колбаской бутерброд!
Прикрывает Юля рот.
– Супик?
– Нет.
– Котлетку?
– Нет.
Стынет Юлечкин обед.
– Что с тобою, Юлечка?
– Ничего, мамулечка.
– Сделай, доченька, глоточек, проглоти еще кусочек, пожалей нас, Юлечка.
– Не могу, мамулечка!
Учитель: Заботится Юлечка о своем здоровье? (Ответы детей). Вы сказали, что нам нужна полноценная еда. Проверим, разбираетесь ли вы в этом вопросе. Сейчас проведем игру «Полезно – вредно». Я называю продукт, а вы отвечаете, полезно или вредно его употреблять.
Есть овощи и фрукты.
Пить соки.
Питаться чипсами.
Есть суп во время обеда.
Есть много сладостей.
Постоянно грызть семечки и орехи.
Есть рыбу.
Употреблять часто острую, соленую и кислую пищу.
Пить молоко.
Все хором: А сейчас – рекламная пауза!
(Выходит ученик с пакетом молока.)
Ученик: Пейте, дети, молоко, будете здоровы! (Наливает молоко в стакан и с удовольствием выпивает его.)
Учитель: Перед подведением итога нашего урока предлагаю отдохнуть, расслабиться, успокоиться.
Релаксация. Слова учителя на фоне CD-записи «Пробуждение леса» с диска «В гармонии с природой».
Учитель: Напряжение улетело...
И расслаблено все тело...
Будто мы лежим на травке...
На зеленой мягкой травке...
Греет солнышко сейчас...
Руки теплые у нас...
Дышится легко... Ровно... Глубоко...
Губы чуть приоткрываются...
Все чудесно расслабляются...
Нам понятно, что такое состояние покоя...
А теперь подводим итог «УРОКА ЗДОРОВЬЯ». Как сохранить свое здоровье?
Ученики поочередно:
– Соблюдать режим!
– Заниматься спортом!
– Закаляться!
– Правильно питаться!
– Соблюдать правила личной гигиены!
– Выполнять правила безопасности!
Звучит песня «Физкультура» (муз. Ю.Чичкова, слова О.Петровой)
Учитель: Молодцы! Теперь вам можно присвоить звание знатоков здорового образа жизни.
Знатоки – гостям:
Желаем вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
главнейшее условие.
Пусть каждый день
и каждый час вам новое добудет,
Пусть умным будет ум у вас,
а сердце добрым будет.
Все хором: В путь-дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!
Весь подобранный для нетрадиционного урока материал соответствует возрастным особенностям детей и сочетается с практическими приемами поддержания здоровья детского организма. Все присутствующие в зале были не просто зрителями, но и активными участниками.
При проведении подобных мероприятий надо пользоваться возможностью максимального вовлечения учащихся и родителей в активную деятельность по сохранению собственного здоровья.
|