Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2007

Медкабинет

Организация школьного питания

НИИ ПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК ПРОВЕЛ МАСШТАБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В РЕГИОНАХ РФ: КАК СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ?

Общее число школьников в возрасте 6–18 лет, изученных в ходе исследования, составило около 17 млн.
Охват учащихся горячим школьным питанием составляет в среднем 60% для начальных классов и 42% для средних и старших классов. Бесплатное питание получают около 36% детей. В 45% регионов бесплатным питанием обеспечены менее 25% и в 45% регионов – от 25 до 75% учащихся. Готовят питание для школ столовые сырьевые и доготовочные, 34% из обследованных школ самостоятельно организуют питание детей. Стоимость школьного питания в различных регионах РФ составляет от 9 до 115% от стоимости потребительской корзины.
Для выявления связи между распространенностью алиментарно зависимой патологии и организацией школьного питания из 82 регионов было отобрано четыре, различных по степени охвата учащихся питанием в школе.
И эта связь явно прослеживается. Максимальный рост распространенности болезней органов пищеварения у старшеклассников наблюдается в Красноярском крае (на 61,3% за три года), где охват горячим питанием составляет 35,5%, а минимальный – в г. Санкт-Петербурге (рост заболеваемости на 2,2% за три года), где охват горячим питанием составляет 60%.
Для сравнительного изучения показателей хронической заболеваемости, физического развития (вес, рост) и фактического питания в московских шко-лах с различными формами организации питания был выбран 731 школьник из девяти общеобразовательных школ Москвы.
Изучение фактического питания проведено с по-мощью метода 24-часового воспроизведения с использованием Альбома фотографий продуктов и блюд, разработанного в Институте питания РАМН. Данные о заболеваемости детей получены из школьных медицинских карт (форма № 026у).
Физическое развитие школьников изучено антропометрическим методом с использованием центильных шкал и метода Z-скор.
Оказалось, что суточное потребление белков учениками первых классов было в норме во всех школах, кроме школ с «бортовым» питанием. Причем наибольшее число детей, у которых потребление белка соответствует нормам, зарегистрировано в школах «Здоровье» как со столовыми-доготовочными, так и с буфетами-раздаточными. А вот среди пятиклассников доля детей, получавших недостаточно белка, была значительной. Наибольшее число таких детей зарегистрировано в школах с «бортовым» питанием, а наименьшее – в школах с буфетами-раздаточными и школах «Здоровье» со столовыми-доготовочными.
Важно подчеркнуть, что чем больше вклад школьного питания в удовлетворение суточной потребности ребенка в пищевых веществах и энергии, тем больше доля школьников с нормальным уровнем потребления веществ и энергии.
Анализ антропометрических показателей учеников первых и пятых классов показал, что в целом состояние физического развития московских школьников удовлетворительное. В то же время среди первоклассников выше, чем среди пятиклассников, доля детей с избыточным весом, а среди пятиклассников больше, чем среди первоклассников, детей с дефицитом веса и негармоничным развитием, что, возможно, отражает влияние неблагоприятных условий обучения и питания в школе.
В обычных школах со столовыми-доготовочными оказалось больше детей с низким ростом и дефицитом веса. В школах с «бортовым» питанием было много детей с низким весом при нормальном росте, то есть с нарушением гармоничного развития.
В школах «Здоровье» со столовыми-доготовочными не было детей со сниженными показателями физического развития, тогда как в школах «Здоровье» с буфетами-раздаточными такие дети были. Заслуживает особого внимания факт выявления в этих школах и детей с излишним весом.
Анализ структуры общей хронической заболеваемости московских школьников первых и пятых классов показал, что болезни желудочно-кишечного тракта находятся на третьем месте (8%), уступая лишь заболеваниям костно-мышечной системы (27,8%) и органов дыхания (13%). Распространенность желудочно-кишечных заболеваний среди учащихся обычных школ со столовыми-доготовочными составила 4,8%, среди учащихся школ с буфетами-раздаточными – 9,8% в школах «Здоровье» и 11% в обычных школах; частота алиментарно зависимых заболеваний в школах с «бортовым» питанием также составила 11%. Среди учащихся школ «Здоровье» со столовыми-доготовочными за время обучения в школе не было зарегистрировано ни одного случая развития желудочно-кишечного заболевания.

Из этого можно сделать выводы:
– неправильно организованное школьное питание приводит к росту желудочно-кишечных заболеваний у детей и к нарушениям в их физическом развитии;
– школьные завтраки по питательности удовлетворяют потребности первоклассников, но не пятиклассников;
– наиболее правильное питание получают дети школ «Здоровье» со столовыми-доготовочными;
– вреднее всего оказалось «бортовое» питание.

Игорь Конь