Каждый год 7 апреля мир отмечает День здоровья. Как появился этот праздник, какими событиями он сопровождается? Какие меры по укреплению здоровья детей предусмотрены в нашей стране? На эти и другие вопросы отвечает директор НИИ гигиены детей и подростков РАМН, председатель Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья профессор В.Р. КУЧМА
Владислав Ремирович, с чем связано появление этой даты во всемирном календаре?
Весной 1948 года был принят устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), и с тех пор ежегодно 7 апреля международное сообщество обсуждает глобальные проблемы в области здравоохранения. Тема дня в 2007 году – международная безопасность, а цель – побудить правительства, организации и деловое сообщество больше инвестировать в здравоохранение.
Международная безопасность в области здравоохранения – это защита от болезней, которые могут привести к эпидемиям (например, птичьего гриппа); профилактика ВИЧ/СПИДа, выход из гуманитарных кризисов и решение других проблем, пагубно сказывающихся на людях, обществе и экономике во всем мире. С июня 2007 года вводятся международные медико-санитарные правила (ММСП), что будет способствовать отработке механизмов оповещения о вспышках болезней и ответных действиях на национальном и международном уровне.
А что делается в рамках нашего национального проекта «Здоровье»?
Сделаны только первые шаги: деньги вложены в оплату труда терапевтов, оборудование поликлиник, «скорой помощи». Но ситуацию улучшили для тех, кто уже заболел. А наиболее оправданными были бы инвестиции в профилактику: в профилактические программы для детей в организованных коллективах. И не только в школах, но и в колледжах, профессиональных училищах.
Сейчас в разных инстанциях обсуждаются два поручения президента РФ: об улучшении школьного здравоохранения и школьного питания. Есть вероятность положительных изменений, но есть и опасность «заболтать» проблему, доложить, что все уже предусмотрено в национальном проекте, и тем самым снять вопросы с контроля президента. Срок на рассмотрение вопроса об улучшении школьного питания продлен до 15 мая. А проект по школьному здравоохранению возвращен на доработку.
В рамках национального проекта есть пункт о профилактической работе с детьми. Что в него входит?
По большому счету только вакцинопрофилактика. Принят новый национальный календарь прививок на 2007 год. Это хорошо, но пока мы в этом отстаем даже от бывших братских республик. Все, как всегда, упирается в деньги.
Как ведется физкультурно-оздоровительная работа?
Сейчас Минздравсоцразвития РФ и Роспотребнадзор предлагают вернуться к нормативам ГТО, которые буквально соответствуют количественным показателям 80–90-х годов прошлого столетия. Разработчики этого предложения совершенно серьезно считают, что сдача норм ГТО (готов к труду и защите Отечества) не потребует никаких вложений. Зачем тратить деньги на создание и развитие спортивной базы в школах и по месту жительства, когда можно всех построить и запротоколировать, кто дальше бросит мячик, кто быстрее пробежит кросс, а кто и умрет на лыжне?
Сотрудники нашего института провели исследование и сделали заключение по программе ГТО. Учитывая ухудшение состояния здоровья и физического развития сегодняшних детей и подростков, предлагаемые нормативы не соответствуют функциональным возможностям современных школьников. Дети просто не смогут выполнить тестовые задания или это закончится для них весьма плачевно. Вспомните несколько несчастных случаев со смертельным исходом во время кроссов, школьных соревнований, уроков физкультуры!
Дети с удовольствием бегают и прыгают, но при условии свободы выбора. Дедовские методы воспитания – всем метать гранаты, всем взбираться по канату или прыгать через коня определенное количество раз и с нужным результатом – будут ими отвергнуты. Предлагаемый комплекс ГТО не учитывает демократических изменений, которые произошли в жизни страны; не соответствует модернизации системы образования на основе учета индивидуальных особенностей и интересов учащихся; его невозможно внедрить без развития материальнотехнической базы физической культуры. Общий вывод: такой комплекс не обеспечит здорового и гармоничного развития подрастающего поколения.
Что предлагаете вы?
Нужна целевая программа развития массовой оздоровительной физкультуры. Ребенок должен иметь возможность выбора: хочешь добиться высоких результатов, – тренируйся серьезно, хочешь просто активно двигаться – занимайся волейболом, футболом и пр. Нужно оборудовать спортивные площадки по месту жительства, зимой заливать на них лед. Причем не огромные комплексы, а небольшие спортивные объекты свободного доступа во дворах. Но лучше всего привлекать детей в школьные секции.
А кто будет с ними заниматься?
Это еще один больной вопрос. Ученые Института возрастной физиологии недавно привели удручающую статистику: физруков в школах катастрофически не хватает. Кто только не ведет уроки физкультуры – учителя физики, химии и т.п. Им совершенно в другом объеме преподавали возрастную физиологию, да и методиками проведения уроков физкультуры они не владеют. Пока не будет необходимой материальной базы и специально подготовленных кадров, не будет никакого толка от трех уроков физкультуры в неделю или ежедневного динамического часа, прописанных в СанПиНах.
Предусматривает ли новый стандарт образования, который сегодня еще разрабатывается, развитие школьной материальной базы?
Да, в одном из разделов будут изложены гигиенические требования и условия для реализации стандарта. Авторы предполагают, что это будет федеральный проект, т.е. все материальные условия должны будут обеспечиваться федеральными властями.
Что такое школьное здравоохранение?
Это профилактическая работа с детьми. Оздоровительные программы, дозирование нагрузок, рационально составленное расписание уроков, двигательная активность. Все это должно находиться под контролем школьных врачей. Но таковых в школах практически нет. А оборудование медкабинетов? Ну, нельзя же в XXI веке работать только с градусником и ростомером! На последнем съезде российских педиатров в феврале этого года коллеги из Ярославля предложили разделить функции участковых и школьных врачей: пусть в поликлинике лечат уже больных детей, а в школе занимаются профилактикой. К сожалению, предложение не было принято, ведь по закону об образовании за медицинскую работу, которая ведется в школе, платит школа.
Планируется ли все здоровьесберегающие школьные программы привести к единому стандарту на уровне страны?
Здоровьесберегающих программ много, и они разные. Директора школ обычно вводят у себя те, о которых слышали. Допустим, модно не курить, – можно сделать территорию школы зоной, свободной от курения, у детей стало падать зрение – вводится соответствующая профилактическая программа. Иногда получается даже профессионально, но зачастую все делается хаотично. Черты осмысленности появляются в «школах здоровья». Нужно создать систему оздоровительной профилактической работы, обоснованную научно и обеспеченную методиками, материальной базой и кадрами.
Давайте вернемся к Дню здоровья. Какие мероприятия готовятся в нашей стране?
Обычно на телевидении представители министерств и ведомств ведут дискуссии, в школах проводятся специальные уроки и праздники, подводятся итоги работы в «школах здоровья». Но хотелось бы, чтобы в этот день средства массовой информации с помощью медиков убедили население, что здоровьем нужно заниматься всегда, а не только раз в году.
|