Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2007

Образ жизни

Для геймеров и их родителей

Компьютеризация нашей жизни давно стала привычной и принесла с собой наряду с пользой немало проблем. Относится это и к компьютерным играм – тем более что ими в основном увлекаются дети и подростки. В обществе все больше распространяется мнение о том, что они опасны для психики ребенка: развивают в нем агрессивность, сужают круг интересов, обедняют эмоциональную сферу

 

 

Кто прав?

Вот, например, японские исследователи из университета Тохоку сообщили о негативном влиянии компьютерных игр на детскую психику. По их данным, компьютерные игры повышают в детях склонность к насилию, затормаживая развитие мозга. Тесты показали, что у детей, игравших в компьютерные игры, стимулировались только те части мозга, которые отвечали за зрение и мышечную моторику. А та часть мозга, которая помогает человеку контролировать свои негативные эмоции, вообще при игре не стимулировалась.
А Европейская ассоциация производителей компьютерных игр (ELSPA) опубликовала сообщение, в котором приводятся совершенно противоположные данные, полученные британскими исследователями из университета Центрального Ланкашира и Манчестерского университета.
Согласно сведениям, полученным в ходе сравнительного тестирования геймеров во время игровых турниров и их сверстников, увлекающихся спортом, ученые установили, что обе группы испытывают схожие уровни активности, концентрации и увлеченности. Практически одинаковым оказался и психологический эффект от компьютерных игр и занятий спортом. Никаких причин, чтобы говорить о компьютерных играх как источнике асоциального поведения подростков, их повышенной жестокости и причине замедленного умственного развития, британские исследователи не обнаружили.
Таким образом, ELSPA надеется утвердить свою точку зрения на компьютерные игры как на средства, помогающие физическому и умственному развитию детей и процессу их социализации.

Виртуальный реализм

Многие мамы и папы спокойно относятся к тому, что у их двухлетнего отпрыска есть своя, и немаленькая, коллекция дисков и он с упоением играет у монитора. А доктора, между прочим, утверждают, что до пяти лет ребенка вообще нельзя подпускать к компьютеру – вредно для здоровья. Но, кажется, компромисс найден. Недавние исследования доказали, что нижняя возрастная планка для маленьких геймеров – три года – вполне допустима. Ведь ребенок смотрит мультики, поэтому, если он будет по 15 минут дважды в неделю играть, можно не беспокоиться. Именно время – определяющий фактор безопасности. Кстати, с пяти до семи лет время игры можно увеличить до 20 минут, а с восьми – уже до получаса. А в какие игры будем играть?

Для маленьких «чайников»

Чтобы получать истинное удовольствие от игры, нужно по-свойски обращаться с мышкой и клавиатурой, поэтому первые виртуальные игры ребенка чрезвычайно просты: он быстро запоминает, на какую клавишу нажать и где щелкнуть курсором, чтобы добиться нужного действия на дисплее. Кстати, это отличный тренинг для зрительно-моторной координации. Играя вместе с забавными зверушками или знакомыми героями сказок и мультиков, ребенок учится раскрашивать, рисовать, запоминает цвета, получает первые представления о форме, объеме и т.п. Игры развивают смекалку, воображение, заставляют быстро принимать решения. Программы построены по принципу «поработал – отдохнул»: задачки перемежаются играми, фрагментами «мультиков», песенками, стихами; есть игры с физкультпаузами (занятия проводит забавный герой), караоке, флеш-песенками. Специалисты советуют обратить внимание и на такой момент: оснащена ли программа встроенным таймером? Это дает возможность мамам и папам контролировать время игры, а ребенок без бурных протестов готов смириться с тем, что его железный друг «устал» и хочет «отдохнуть».
Существуют «автономные» игры и «сериалы». Например, первые диски коллекций «Несерьезные уроки» или «Развивай-ка» рассчитаны на детей от двух до четырех лет. Это «раскраски», уроки рисования, логические задачки. Играя, малыш запоминает названия животных, предметов и пр. А дальше игры, входящие в серии, «растут» вместе с ребенком: усложняются задания, увеличивается объем информации, дети знакомятся с основными понятиями цвета, формы и объема, узнают много нового об окружающем мире.
Виртуальные сериалы хороши тем, что, встречаясь с уже знакомыми персонажами, ребенок не напрягаясь входит в игровую среду, он более сосредоточен, быстрее воспринимает информацию и выполняет задания.

Обучение как развлечение

С пяти-шести лет ребенку подойдут игры, развивающие навыки, необходимые в школе: сложение, вычитание, чтение, распознавание музыкальных звуков, а также тренирующие память, быстроту реакции и внимание («Маленькие драконы», сериалы «Несерьезные уроки», «Лего» и др.). В основе игр лежит принцип положительных стимулов: сделав что-то не так, маленький геймер получит объяснения и помощь от веселых героев игры, чтобы в следующий раз ему было легче принять правильное решение. Ребенок может выбирать задания разных уровней сложности, что приучает его к самостоятельности. Детям, которые активно играют, намного легче адаптироваться в школе, считают многие педагоги, так как они более уверены в себе и собранны, умеют сопоставлять, анализировать, думать.

Do you speak English?

Среди обучающих есть особая группа игр, с помощью которых малыш начинает учиться языкам: английскому, немецкому, французскому. Уроки иностранного ведут герои любимых мультиков и сказок, например, мышка Миа, забавный пес Клиффорд и другие. Вместе с ними малыш попадает в захватывающие переделки, решает веселые задачки, на лету схватывает отдельные слова и целые фразы, запоминает буквы. А детям, у которых уже есть начальные знания, можно купить более сложные игры, во время которых ребенок погружается в языковую среду, осваивает азы грамматики. Важный момент: такие игры часто озвучиваются носителями языка, поэтому малыш изначально настраивается на правильное произношение, интонации. А динамичная фабула игры, захватывая ребенка, вызывает у него активный интерес к языку, что в будущем облегчает процесс обучения.

Шутеры в сторону!

Многие дети в семь-восемь лет играют на компьютере не хуже мамы с папой. Например, в «шутеры» (где можно серьезно пострелять) или «экшн» (а-ля боевики) и прочие взрослые жанровые игры. Ничего хорошего в этом нет – нешуточные страсти, которые ребенок переживает у монитора, со временем могут привести к так называемой компьютерной зависимости: игра затягивает, как наркотик, и родителям порой приходится обращаться за помощью к психологам. Конечно, детям нужны игры с острым сюжетом, захватывающими приключениями – непоседе они дают возможность выпустить пар, а ребенку, у которого есть проблемы с быстротой реакции, помогают концентрировать внимание. Но игры должны соответствовать возрасту. Ученые Института человека РАН, изучавшие влияние компьютерных игр на психику детей, пришли к выводу, что мозг семилетнего ребенка еще не настроен на защиту от виртуальной агрессии и жестокости, поэтому взрослые игры могут нанести ему серьезные эмоциональные и психические травмы. Специалисты советуют подбирать детям игры с элементами жанра «квест» (от английского «поиск») или «аркады» («приключения»). Для старших это могут быть серии о тролле Кузе или «Кибершпионы» – с веселыми приключениями и хитроумными состязаниями, развивающие находчивость и сообразительность, диски по мотивам замечательных диснеевских фильмов: «В поисках Немо», «Король-лев. Гордость Симбы», а для малышей –«Дональд Дак. Утиные истории», «Тигра и Винни-Пух» и другие.

Вред или польза?

С 80-х годов прошлого века в средствах массовой информации появляется много сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. Среди основных обвинений – зависимость, которая выражается в психопатологических симптомах: неспособности подростка переключаться на другие развлечения, чувстве мнимого превосходства над окружающими, оскудении эмоциональной сферы и т.д. Некоторые компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение, возвеличивание войны и насилия, экстремизм.
В качестве негативных последствий указывают сужение круга интересов подростка, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности. Занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводят к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. Негативную картину дополняют соматические нарушения (снижение остроты зрения, быстрая утомляемость и др.), которые, как полагают, – прямое следствие «компьютеризации» свободного времени подростков.
Приведенные выше мнения не только высказываются в СМИ, но и находят поддержку в научном сообществе. Названные проблемы сделали необходимым исследования, которые могли бы выявить особенности подростков, проводящих много времени за компьютерными играми.
Исследование пользователей 9–16 лет в течение 5 месяцев показало, что введение компьютерных игр в структуру увлечений изменяет предпочтения других видов досуговой активности и их интенсивность лишь на несколько недель; затем в течение трех месяцев у большинства пользователей восстанавливается прежняя структура хобби. Интересен и другой результат, который опровергает расхожее мнение: у игроков в компьютерные игры по сравнению с их сверстниками наблюдается более адаптивное социальное поведение. У подростков не обнаружили и серьезных нарушений психической деятельности или симптомов «компьютерной» зависимости. Однако есть данные о переутомлении, боли в ногах (у игроков с компьютерными автоматами), боли в кистях рук (от судорожного сжимания джойстика), рези в глазах, общей возбужденности, трудности с засыпанием.
В западном обществе одна из центральных тем психологических исследований – проблема агрессивности несовершеннолетних и связанных с ней правонарушений. Но данные многочисленных работ на эту тему свидетельствуют о том, что игры с агрессивным содержанием способны стимулировать агрессивность только у детей младшего школьного возраста (6–9 лет). Так же влияют на детей телепрограммы и рекламные ролики с элементами насилия.
Тем не менее накопленные эмпирические данные и результаты проведенного исследования не позволяют говорить об однозначно негативных влияниях компьютерных игр на психику детей и подростков.

Запретить нельзя разрешить

Неумеренное использование компьютерных игр может приводить к психопатологическим симптомам.
Правда, подобные феномены наблюдаются лишь у одной десятой части исследуемых. Очевидно, что в группе патологических игроков налицо явная «передозировка» игры как терапевтического средства. Логично предположить, что использование ее в разумных пределах может дать положительный эффект.
Для любого возраста существуют, как известно, определенные временные нормы, и придерживаться их надо неукоснительно. Но те, для кого компьютерные игры – источник средств к существованию (производители игр, авторы геймерских изданий, повествующих о пользе компьютерных игр, владельцы компьютерных клубов), утверждают совершенно обратное. Просто каждый из них заинтересован в развитии своего бизнеса и пытается добиться успеха любыми доступными ему способами.
Можно долго рассуждать на тему пользы и вреда компьютерных игр. И все-таки самое смешное кроется в том, что сами игры не обладают ни признаком вредности, ни признаком полезности, точно так же как и любой другой предмет. Ведь ножом можно отрезать лимон, а можно и зарезать старушку. И почему-то еще никому не пришло в голову запретить ножи. Дело не в предметах, а в том, как, кем и с какой целью они используются.
Безусловно, родителям надо более внимательно относиться к тому, чем занимается их ребенок вообще, и к тому, в какие игры он играет, в частности. Вред и польза компьютерных игр являются одним из тех вопросов, на которые невозможно дать однозначный ответ. Очевидно одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и гибельно, а что идет на пользу.

Ольга Бондаренко ;
Николай Демьянов ;
Артем Харыбин