Три пути у человека, чтобы разумно поступать:
первый, самый благородный – размышление;
второй, самый легкий – под-ражание;
третий, самый горький – опыт.
Конфуций
Большинство современных молодых людей до обидного несерьезно относятся к выбору профессии. Особенно это касается подростков, пользующихся многочисленными, но порой мало обоснованными критериями для определения будущего рода занятий.
Человеку надо выбрать ту профессию, которая позволит ему раскрыть глубинные задатки, пережить радость самовыражения и обрести полноту самореализации.
Именно в профессиональной сфере человек встречается с тем спектром проблем, задач и вопросов, к разрешению которых именно он готов лучше других и характер которых, в свою очередь, служит идеальной средой для его душевного развития. Только в соответствующей его способностям и наклонностям профессиональной деятельности человек способен успешно раскрыть различные стороны собственной индивидуальности и обрести ничем не заменимый опыт, питающий растущую человеческую душу. И если профессия избрана правильно, то радость творческого труда естественным образом содействует укреплению иммунитета к самым различным заболеваниям и совершенствованию психического состояния.
Мир профессий относительно изменчив, текуч (профессии возникают, дробятся, объединяются, отмирают). Ускоряющийся бег времени вызывает к жизни все новые и новые профессии, лишая смысла прежний род занятий и порождая совершенно непредсказуемые формы творческой деятельности. Можно быть музыкантом, занимаясь финансовыми операциями, а можно быть администратором, посвящая годы профессиональной карьеры занятиям медициной. Можно быть цветоводом в создании компьютерных программ, но можно остаться сварщиком в делах педагогики.
Человек есть не только то, что он воспринимает и потребляет. Человек есть и то, что он делает и как делает. Ни на минуту не следует забывать, сколь каждый из нас неповторим.
Взрослым – педагогам, психологам, родителям, подсказывающим молодому человеку, какой жизненный путь выбрать, нужно помнить, что ошибка взрослого стоит очень дорого – это несостоявшаяся, не реализовавшая себя личность, не сложившаяся судьба.
Слово «профессия» (profession) происходит от лат. profiteor – «объявлять своим делом», что осмысливалось, по-видимому, как «объявлять другим о своем деле, занятии, специальности».
Профессия – это такое занятие, которому надо специально учиться. Профессия – это исторически возникшие, необходимые обществу формы деятельности, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.
В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, одобренной Минобрнауки РФ и Российской академией образования, в 10-х классах вводится профильное обучение.
Реализация идеи профильности ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного определения профилирующего направления собственной деятельности.
Важность подготовки к этому ответственному выбору – профиля обучения, а в перспективе и будущей профессии – определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе, представляющей собой комплекс программ и мероприятий и являющейся системой педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности относительно избираемых учащимися профилирующих направлений будущего обучения, что, по сути, позволяет учащемуся осознанно совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависят и успешность обучения в старших классах, и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.
Очевидно, что основная школа должна активно включиться в процесс проведения системной, целена-правленной, опережающей работы по освоению учеником основной школы самого механизма принятия решения, «поля возможностей и ответственности» (Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, 2002).
Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является организация курсов по выбору.
Основная функция таких курсов – проф-ориентационная. Вводимая в школах система профильного обучения поставила перед педагогами и руководителями образования задачу совмещения профориентационной работы с предметным обучением. Успешное ее решение по-зволит преодолеть рассогласова-ние знаний по отдельным образовательным дисциплинам и оторванность этих знаний от реальной жизни и от ученика.
Предпрофильная подготовка и профильное обучение дадут возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности школьника, особенно в период перехода его из ученичества во взрослость.
Принципы
предпрофильной подготовки
1) Вариативность и свобода выбора учащимися предпрофильных курсов.
2) Индивидуализация учебного процесса, обеспеченная с помощью обучения в малых группах и по индивидуальным учебным планам.
3) Активность школьников.
4) Открытость.
5) Занятия на курсах в том режиме, который более целесообразен для успешного прохождения программы.
6) Широкое использование различных инновационных подходов: КСО, метода проектов, модульной технологии, исследовательских методов и др.
Для изучения представлений учащихся о предпрофильных курсах и изменений по организации данной работы можно использовать анкету для опроса учащегося.
АНКЕТА ДЛЯ ОПРОСА УЧАЩЕГОСЯ
СШ №_______ Класс______________
Пол (мужской, женский)
1. Какие курсы по выбору вы бы хотели посещать? Отметьте в анкете все названия выбранных курсов. Помните, что объем курсовой подготовки не должен в совокупности превышать … часа. (Предлагается примерный перечень элективных курсов или названий направлений.)
2. Готовы ли вы в процессе предпрофильного обучения посещать другие образовательные учреждения?
2.1. Да, если тема курсов мне интересна.
2.2. Да, но если это недалеко от дома.
2.3. Да, но только в этой школе, в которой я смогу затем получить профильную подготовку.
2.4. Да, если не будет никаких других возможностей.
2.5. Нет, предпочитаю учиться только в своей школе.
2.6. Другое.
3. Какой режим занятий является для вас наиболее предпочтительным?
3.1. Занятия в первую смену в течение учебной недели.
3.2. Занятия во вторую смену после уроков.
3.3. Занятия в субботу.
3.4. Регулярные занятия 1 день в неделю.
3.5. Специальные сессии – 2–3 раза в год.
3.6. Занятия дома в форме дистанционного обучения.
3.7. Другое.
4. Какая методика предпрофильного обучения была бы для вас наиболее желательна?
4.1. Уроки, традиционные учебные занятия.
4.2. Подготовка и защита проектов, рефератов, курсовых работ.
4.3. Проведение исследований, экспериментов.
4.4. Обучение в практической деятельности на предприятиях и в различных организациях.
4.5. Коллективная система обучения вместе с учащимися 10–11-х классов.
4.6. Индивидуальные консультации с преподавателем, психологом.
4.7. Тренинги.
4.8. Анализ ситуаций.
4.9. Другое.
5. Что может помешать вам посещать выбранные курсы?
5.1. Нахождение курсов далеко от дома, неудобно добираться до места проведения курсов.
5.2. Проведение курсов в неудобное время.
5.3. Неинтересная программа курсов.
5.4. Неудовлетворенность качеством преподавания.
5.5. Был сделан неправильный выбор.
5.6. Другое.
6. Предполагаемый профиль обучения в старших классах. (Указать профили.)
В организации предпрофильной подготовки старшеклассников участвуют многие специалисты. В приведенной ниже схеме, ориентированной на реализацию собственных возможностей личности учащегося, его самостоятельность и активную позицию, показаны возможные направления участия психолога, классного руководителя, социального педагога в психолого-педагогическом сопровождении предпрофильного обучения девятиклассников.
Модель психолого-педагогического сопровождения
предпрофильного обучения старшеклассников
Цель: формирование и развитие у учащихся старших классов навыков самостоятельного, осознанного выбора и принятия решения, включая выбор профильного класса, досуговое и профессиональное самоопределение.
Психолог: исследование типичных интересов и склонностей старшеклассников (познание себя и мира профессий, эмоциональная поддержка).
Классный руководитель: знакомство учащихся с возможными вариантами образовательного маршрута.
Социальный педагог: проведение мероприятий информационно-диагностического и просветительского характера.
СХЕМА
№ п/п |
Содержание работы |
Психолог |
Кл. рук. |
Соц. педагог |
1 |
Построение индивидуального, личностного профессионального плана |
|
|
|
2 |
Диагностика интересов, склонностей, потребностей, возможностей учащихся |
|
- |
- |
3 |
Сбор информации об интересах, склонностях, потребностях учащихся, их мотивации |
- |
|
|
4 |
Соотнесение индивидуальных потребностей, склонностей
с возможностями
|
|
|
|
5 |
Диагностика мотивации, самооценки |
|
- |
- |
6 |
Изучение коммуникативных умений и навыков, способности к общению, лидерских установок |
|
|
|
7 |
Изучение способности к саморегуляции |
|
- |
- |
8 |
Изучение темперамента, характера |
|
- |
- |
9 |
Выявление творческого потенциала личности |
|
- |
- |
10 |
Обработка и анализ результатов диагностических исследований |
|
- |
- |
11 |
Обработка и анализ анкетирования учащихся и родителей |
|
|
|
12 |
Информирование учащихся и родителей о результатах исследования, анкетирования |
|
|
|
13 |
Индивидуальное консультирование учащихся
и их родителей
|
|
|
|
14 |
Информирование учащихся и родителей о возможностях профильного и предпрофильного обучения |
- |
|
|
15 |
Обработка и анализ информации, поступающей
от различных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и профессионального обучения, обладающих ресурсами для проведения предпрофильного и профильного обучения
|
- |
|
|
16 |
Помощь в организации «портфолио» |
|
|
|
17 |
Участие в классных часах, родительских собраниях – общих и классных |
|
- |
|
18 |
Организация и проведение тематических родительских собраний |
- |
|
- |
19 |
Организация и проведение занятий (индивидуальных, групповых, фронтальных) |
|
|
|
20 |
Подготовка буклетов с информацией для учащихся |
- |
|
|
21 |
Подготовка информационных мероприятий |
- |
|
|
Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов – это комплексная подготовка девятиклассников к жизненно важному выбору. Учащийся должен получить информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы и принять ответственное решение. Девятиклассники, конечно, могут и ошибиться в выборе, но эта ошибка легко исправима, ибо поможет им более точно выбрать профиль в старшей школе.
|