Медики отметили рост среди учащихся заболеваний, в формировании которых свою роль играют школьные факторы риска. Наряду с традиционными факторами, включающими гиподинамию, психоэмоциональное напряжение и школьный стресс, а также длительные статические нагрузки и нерациональное питание, появился ряд новых, обусловленных внедрением в учебный процесс информационных технологий и компьютерных средств обучения (КСО), в том числе электронных учебников.
К особенностям КСО следует отнести сложность зрительного восприятия информации с экрана компьютера; отсутствие постоянного контроля за режимом работы с КСО и специальных требований, регламентирующих оформление информации на экране компьютера и способы ее предъявления.
Гигиенические аспекты, связанные с особенностями этих проблем, мало изучены. В данном исследовании проанализировано 12 электронных учебников издательств «Просвещение» и «Дрофа». Гигиеническая оценка проведена по параметрам, влияющим на удобочитаемость текстов, – «яркостным» показателям, кеглю и гарнитуре шрифта, цвету знаков и фона, количеству знаков в текстах единовременного прочтения.
Результаты: абсолютные показатели яркости не соответствуют гигиеническим требованиям в половине случаев измерений. Превышение допустимой неравномерности яркости более чем в 2 раза отмечено в 88% случаев, при этом почти в 20% случаев допустимая неравномерность превышена в 8 и более раз.
Электронные страницы одного учебника имеют более чем 20 вариантов оформления. Многообразие цветов знаковой информации достигает 9 на электронной странице.
Количество применяемых гарнитур в некоторых электронных учебниках равняется 3–4, что в сочетании с различными начертаниями и кеглем шрифтов (10–14 пунктов) увеличивает их зрительную множественность.
Объемы текстов единовременного прочтения в рамках одной электронной страницы составляют от 50 до 1500 знаков.
Выявленные особенности оформления электронной информации свидетельствуют о визуальноагрессивном характере современных КСО.
В исследованиях приняли участие школьники 3-, 6–7-х и 9-х классов.
Статья подготовлена при поддержке компании «Комплект». Если Вы решили приобрести качественную и надежную металлическую мебель, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Комплект». Перейдя по ссылке: «стеллажи металлические разборные полочные», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать металлическую мебель по выгодным ценам. В компании «Комплект» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы в сфере изготовления металлической мебели для офисов.
В средних и старших классах компьютеры были ос-нащены дисплеями на ЭЛТ, в начальной школе – жидкокристаллическими.
Использование жидкокристаллических дисплеев снижает зрительную нагрузку по сравнению с дисплеями на основе ЭЛТ, что можно объяснить отсутствием пульсации жидкокристаллических экранов.
Проведена гигиеническая оценка трех вариантов оформления текстов на экране. Контролем служила текстовая информация на бумажном листе.
В качестве критериального использовался комплексный показатель (КП), учитывающий производительность и качество процесса чтения информации с экрана и с листа.
Установлено, что степень утомления при чтении информации с экрана по показателю КП выше по сравнению с бумажным носителем в средних классах на 20–26%, в старших классах – на 26–38%. Наихудшие показатели выявлены при черных знаках на белом фоне. Разница утомления учащихся начальной школы по сравнению с чтением информации с экрана и с бумажного листа составляет 70%, что свидетельствует о высокой чувствительности детей этой возрастной группы к негативному влиянию процесса чтения с экрана.
Полученные результаты позволили установить гигиенические требования к безопасному использованию КСО.
1. Оптимальные условия чтения информации с экрана дисплеев обеспечиваются при использовании двух цветов различной длины волн при уровне яркости экрана в пределах 35–120 кд/м2 и суммарной (отрицательной и положительной) неравномерности распределения яркости по экрану не более 40%.
2. Оптимальными являются следующие сочетания цветов: синие знаки на желтом фоне, желтые знаки на синем фоне, красные знаки на зеленом фоне, черные знаки на зеленом фоне.
3. Преимущество при передаче текстовой информации следует отдавать негативному изображению: светлые рубленые знаки полужирного начертания на темном фоне.
Но лучше всего для зрительного восприятия изображение белых знаков на синем фоне.
4. Для передачи текстовой информации на экране дисплея на основе ЭЛТ не следует использовать белый, черный и красный фон, а также черный и красный фон на экранах жидкокристаллических дисплеев.
5. Объемы текстовой информации в рамках одной электронной страницы не должны превышать 50 знаков при рубленых шрифтах размером 14 пунктов в КСО для начальной школы; 150 знаков при использовании шрифтов размером 12 пунктов и 200 знаков при использовании рубленых шрифтов для средней и старшей школы.
6. Для передачи текстовой информации в КСО не допускаются использование шрифтов узкого начертания, использование в рамках одной электронной страницы более 4 цветов различной длины волн (без учета иллюстраций), использование более 4 вариантов шрифтового оформления в рамках одного электронного учебника, использование бегущей строки как по вертикали, так и по горизонтали экрана.
Безопасность эксплуатации КСО во многом зависит также от организации рабочего места, поскольку несоответствие функциональных параметров рабочего места гигиеническим требованиям может негативно сказаться на работоспособности, функциональном состоянии организма школьников и на состоянии их здоровья.
Основным фактором, определяющим рабочее место учащегося, является ученическая мебель. Гигиеническая оценка соответствия функциональных параметров рабочего места ростовозрастным характеристикам учащихся начальной школы подтвердила предположение о неудовлетворительном оборудовании учебной мебелью и наличии недостатков в ее использовании.
Из 57 обследованных классов только в пяти от 90 до 100% детей обеспечены столом и стулом, соответствующими их росту. В шести классах процент детей, обеспеченных соответствующей мебелью, составил от 26 до 75%. В 46 классах менее четверти учащихся обеспечены учебной мебелью, соответствующей их ростовозрастным особенностями, причем в 30 классах нет ни одного ребенка, обеспеченного рабочим местом с соответствующими его росту столом и стулом. В наихудшем положении находятся первоклассники – в большей части классов нет ни одного рабочего места, оборудованного в соответствии с ростом ребенка.
Распределение классов начальной школы по уровням интегрального показателя позволило установить, что 1-й уровень интегрального показателя (наиболее благоприятный) установлен в 7,0% помещений, 6-й (наихудший) – в 64,9%. Наибольшая доля учебных помещений с установленным 6-м уровнем интегрального показателя отмечалась среди 1-х классов (82,4%), наименьшая – в 4-х (36,4%).
Одним из способов модернизации ученического рабочего места является применение накладного сиденья. Данное сиденье представляет собой две параллельные плоскости, соединенные шарниром.
Использование сиденья непосредственно в учебном процессе позволяет тренировать и укреплять глубокие мышцы спины, что способствует профилактике нарушений осанки и деформаций позвоночника у детей.
Однако использование новых видов ученической мебели без гигиенической оценки может нанести вред здоровью учащихся. Предварительные исследования накладного сиденья позволили установить, что в режиме дефицита времени и навязанного ритма учебной деятельности, наиболее часто отмечаемых на уроках, дети не контролируют свою позу и принимают такие положения, которые не безопасны для их здоровья. Предпочтение отдается позам, в которых дети сидят с выраженным искривленным положением позвоночника. В «равновесном» положении мышцы спины быстро устают – и учащиеся стараются расслабить их путем изменения положения тела с сильным кифозированием позвоночника во всех его отделах.
В настоящее время необходимо обозначить проблему разнообразия школьной мебели, разработать методические подходы, оценить безопасность новых ее видов и дать гигиеническое обоснование наиболее оптимальных вариантов использования.
|