Рост числа ослабленных и больных детей-школьников
обусловлен многими факторами. Один из них – слабая
подготовленность специалистов, обучающих детей основам
физической культуры, медицины и гигиены
Контингент специальной группы
По уровню здоровья и физической подготовленности дети подразделяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Контингент специальной медицинской группы, по данным Ассоциации специалистов кинезотерапии и спортивной медицины, составляет сегодня 15–20% от числа учащихся средних общеобразовательных школ Москвы и других городов РФ.
Для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ), важно:
1) укрепление здоровья, правильное физическое развитие и закаливание организма;
2) повышение функциональных возможностей, которое позволило бы осуществить переход в подготовительную и основную медицинские группы;
3) овладение спортивно-прикладными двигательными навыками, необходимыми для полноценного жизнеобеспечения, занятий физическим трудом и службы в армии;
4) формирование устойчивых положительных интересов и мотивов к регулярным занятиям физической культурой;
5) овладение техникой само- и взаимопомощи в экстремальных жизненных ситуациях.
Комплектование СМГ имеет ряд особенностей. Оно должно проводиться каждый учебный год заново на основе учета возраста, показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса у школьников. Списки групп составляются к концу учебного года по данным углубленных медицинских обследований, проведенных в апреле–мае текущего года, визируются школьными врачами и печатями детских лечебных учреждений. Наполняемость группы составляет в среднем 8–10 человек на одного преподавателя.
При комплектовании контингента СМГ рекомендуется выделять две подгруппы: А и Б. Это, как показывает практика, обеспечивает дифференцированный подход к процессу оздоровления и повышает эффективность физкультурных занятий.
Подгруппа А. Дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, их перевод в основную (подготовительную) группу после нескольких лет занятий вполне возможен.
Подгруппа Б. Дети, имеющие органические трудно обратимые изменения в состоянии органов и систем. Для них главной и вполне достижимой целью занятий должен стать переход в подгруппу А.
Планы уроков для детей разного возраста
Основной формой физического воспитания учеников из СМГ являются занятия оздоровительной гимнастикой (ОГ), проводимые 2–3 раза в неделю по 30–45 минут. Лучше всего включать их в расписание на стыке смен или 6-м уроком при односменных занятиях в школе. Не следует сдваивать уроки ОГ, так как это значительно увеличивает физическую нагрузку.
Занятия должны быть построены по схеме: подготовительная, основная, заключительная части. Занятие СМГ не отличается от обычных уроков физического воспитания, но имеет свои принципиальные особенности.
Подготовительная часть длится 7–12 минут и состоит из общеразвивающих гимнастических упражнений, проводимых в медленном и среднем темпе, в чередовании с дыхательными упражнениями. Нагрузка повышается постепенно путем выполнения упражнений для различных мышечных групп и увеличения числа повторений каждого движения. Упражнения выполняются из исходных положений – стоя, сидя. Не следует давать много новых упражнений, поскольку это затрудняет период врабатывания.
Основная часть, продолжающаяся 15–23 минуты, предусматривает развитие адаптивных возможностей организма детей, овладение ими спортивно-прикладными двигательными навыками и развитие физических качеств: гибкости, силы, быстроты, выносливости, ловкости. Уровень физической нагрузки важно повышать своевременно, чтобы не упустить наиболее благоприятный период – середину учебного года. Характер нагрузок должен быть универсальным. Нерационально, например, наращивать силу детей в ущерб развитию быстроты, ловкости, координации движений.
В заключительной части занятия оздоровительной гимнастикой (3–5 мин.) выполняются упражнения, восстанавливающие организм после интенсивной физической нагрузки: спокойная ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и внимание. Подводя итоги занятия, преподаватель должен дать детям индивидуальные задания на дом.
Построение занятий проводится с учетом возрастных особенностей детей. Чаще в школьной программе приходится довольствоваться созданием трех возрастных групп: 7–11, 12–14, 15–17 лет, для каждой из которых методика проведения занятий имеет свои особенности. Приведем примеры содержания оздоровительных уроков для учащихся 1–4-х, 5–7-х и 8–11-х классов.
Занятие
специальной медицинской группы для школьников 1–4-х классов
Подготовительная часть. Построение. Объяснение задач урока. Подсчет пульса и частоты дыхания. Уточнение самочувствия. Медленная ходьба с изменением направления движения. Ходьба в полуприседе и в приседе. Быстрая ходьба. Бег в среднем темпе 30–60 секунд. Быстрая ходьба с постепенным замедлением темпа и с выполнением простых дыхательных упражнений. Построение для выполнения простых общеразвивающих упражнений.
Упражнение 1. «Кролики и великаны»
И.п. – о.с. 1–2 – полуприсед; 3–4 – встать, подняться на носки, руки вверх. Выполнять 6–8 раз.
Упражнение 2. «Азбука Морзе»
И.п. – руки на поясе. 1 – руки вперед; 2 – руки вверх; 3 – руки в стороны; 4 – и.п. Повторять 6–8 раз.
Упражнение 3. «Часы»
И.п. – руки на поясе. Наклоны в стороны на каждый счет с речитативом «Тик-так, тик-так, целый день вот так». Повторять 12 раз.
Упражнение 4. «Хлопки»
И.п. – о.с. 1 – поднять левую ногу, согнутую в колене, и сделать хлопок под ней; 2 – и.п.; 3–4 – то же с хлопком под правой ногой. Повторять 10–12 раз.
Упражнение 5. «Маятник»
И.п. – руки согнуты в локтях. 1 – наклон вперед; 2 – и.п.; 3 – наклон назад; 4 – и.п. Повторять 6–8 раз.
Упражнение 6. «Дотянись до неба»
И.п. – руки на поясе. 1 – шаг правой ногой в сторону; 2 – подняться на носки, руки вверх; 3 – опуститься на всю ступню, руки на пояс; 4 – и.п.; 5–8 – то же шагом левой ноги. Повторять 4–6 раз.
Упражнение 7. «Море волнуется»
И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх, кисти опущены. 1 – встать на пятки, кисти вверх; 2 – встать на носки, кисти вниз. Повторять 6–8 раз.
Медленная, спокойная ходьба.
Основная часть. Выполнение каждым занимающимся индивидуального комплекса гимнастических упражнений, рекомендованного при конкретном заболевании. Простые упражнения на гимнастической стенке; спокойная ходьба, дыхательные упражнения. Метание малых мячей на меткость и дальность.
Подвижные игры
1. «Перемена мест» (ловкость). Участники располагаются произвольно на площадке в начерченных небольших кругах. У водящего круга нет. По сигналу преподавателя участники меняются местами, а водящий старается захватить себе любой круг. Оставшийся без места становится водящим.
2. «Белые медведи» (ловкость, выносливость). Двое водящих берутся за руки, а свободными руками стараются запятнать бегающих детей. Те, кого запятнали, присоединяются к водящим, образуя тройки, четверки и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока последний не присоединится к водящим.
Спортивные игры. Спокойная ходьба, дыхательные упражнения.
Заключительная часть. Подсчет пульса, частоты дыхания. Подведение итогов урока, задание на дом. Организованный уход с места занятий.
Занятие специальной медицинской группы для школьников 5–7-х классов
Подготовительная часть. Построение. Объяснение задач урока. Подсчет пульса и частоты дыхания. Уточнение самочувствия. Ходьба с изменением скорости. Бег 2 минуты в среднем темпе. Быстрая ходьба с постепенным замедлением темпа и выполнением дыхательных упражнений. Построение для выполнения простых общеразвивающих упражнений.
Упражнение 1. С гимнастической палкой
И.п. – ноги врозь, палка в опущенных руках. 1–2 – подняться на носки, палку вверх – вдох; 3–4 – и.п. – выдох. Выполнять 6–8 раз.
Упражнение 2. С гимнастической палкой
И.п. – ноги врозь, палка в опущенных руках. 1 – палку вверх – назад; 2 – и.п. Повторять 10–12 раз.
Упражнение 3. С гимнастической палкой
И.п. – ноги врозь, руки на поясе, палка на полу. Прыжки через палку вперед – назад. 15–25 прыжков.
Упражнение 4
И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – наклон вправо, руки скользят по туловищу: правая вниз, левая вверх к подмышке; 2 – и.п.; 3–4 – то же влево со сменой положения рук. Повторять 6–8 раз.
Упражнение 5
И.п. – стойка ноги врозь. 1 – присед, руки на колени (пятки не отрывать от пола); 2 – и.п. Повторять 10–15 раз.
Упражнение 6
И.п. – руки на поясе. 1–2 – отводя правую ногу в сторону, руки в стороны, удержать равновесие; 3–4 – и.п.; 5–8 – то же на другой ноге. Повторять 6–8 раз.
Упражнение 7
И.п. – упор, присев. 1 – встать, руки в стороны ладонями вверх, правую ногу вперед на пятку; 2 – и.п.; 3–4 – то же другой ногой. Повторять 8–10 раз.
Упражнение 8
И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклоны вперед, ладонями достать пол; 2 – и.п. Повторять 10–12 раз.
Упражнение 9
И.п. – руки на поясе. Прыжки на месте. 16–20 прыжков.
Дыхательные упражнения. Спокойная ходьба по залу.
Основная часть. Выполнение каждым занимающимся индивидуального комплекса гимнастических упражнений. Упражнения в парах. Лазание по канату. Упражнения на гимнастической стенке. Ходьба на месте и в движении на носках, руки в стороны, удерживая на голове груз (мешочек с песком). Спортивные игры (баскетбол, гандбол, волейбол и др.).
Подвижные игры
1. «Удочка» (ловкость). Играющие образуют круг. Преподаватель в центре круга на высоте голени крутит веревку, через которую играющие перепрыгивают.
2. «Мяч ловцу». На разных сторонах площадки чертятся 2 круга, в которых находятся ловцы. Игроки команд, передавая мяч друг другу, стараются перекинуть его своим ловцам.
3. Эстафета «Увернись от мяча». Играют 3 команды, которые располагаются на краях и в середине площадки. Игроки крайних команд стараются волейбольным мячом попасть в игроков средней команды.
Спокойная ходьба с выполнением дыхательных упражнений.
Заключительная часть. Построение. Подсчет пульса, частоты дыхания. Уточнение самочувствия. Подведение итогов урока, задание на дом. Организованный уход с места занятий.
Занятие специальной медицинской группы для школьников 8–11-х классов
Подготовительная часть. Построение. Объяснение задач урока. Подсчет пульса и частоты дыхания. Уточнение самочувствия. Ходьба с ускорением. Бег в среднем темпе 5–8 минут. Быстрая ходьба с постепенным замедлением темпа.
Построение для выполнения простых общеразвивающих упражнений во время ходьбы.
Упражнение 1. На восстановление дыхания
На два шага руки через стороны вверх, подняться на носки – вдох, на следующие два шага – руки через стороны вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Выполнять 8–10 раз.
Упражнение 2. На восстановление дыхания
Из исходного положения руки вниз, в замок, ладонями наружу, на два шага – руки вверх, прогнуться. На следующие два шага – опустить руки. Повторять 8–10 раз.
Упражнение 3
Из положения руки за голову на каждый шаг пружинящие наклоны вперед. Повторять 8–10 раз.
Упражнение 4
Из положения руки в стороны, шагом левой – вперед, выпад с поворотом туловища влево, шагом правой – выпад вперед с поворотом туловища вправо. Повторять 6–8 раз.
Упражнение 5. С короткой скакалкой
И.п. – сложенная вдвое скакалка внизу. 1 – разводя руки в стороны и растягивая скакалку, поднять ее вверх, правую ногу назад на носок – вдох. 2 – растягивая скакалку, опустить ее за голову, приставить правую ногу – выдох. 3 – скакалку вверх, левую ногу назад на носок – вдох. 4 – и.п. – выдох. Повторять 6–8 раз.
Упражнение 6. С короткой скакалкой
И.п. – скакалка, сложенная вдвое перед грудью. 1 – скакалка вверх, наклон назад. 2 – наклон вперед, прогнувшись. 3 – присед, скакалку вперед. 4 – и.п. Повторять 6–8 раз.
Упражнения в парах
Упражнение 7
И.п. – стоя спиной друг к другу, сцепив поднятые вверх руки. Поочередные наклоны вперед. Повторять 8–10 раз.
Упражнение 8
И.п. – стоя лицом друг к другу, опираясь ладонями в ладони. Поочередные сгибания и распрямления рук с преодолением сопротивления, оказываемого друг другу. Повторять 15–20 раз.
Упражнение 9
И.п. – стоя лицом друг к другу, руки вниз. Поднимание и опускание рук с преодолением сопротивления, оказываемого партнером. Повторять 8–10 раз.
Медленная ходьба. Дыхательные упражнения.
Основная часть. Выполнение индивидуальных комплексов гимнастических упражнений. Упражнения с легкими гантелями (1–3 кг), на тренажерах.
Спортивные игры.Лазание по канату. Упражнения на гимнастической стенке.
Подвижные игры
1. Эстафета линейная. Команды выстраиваются у линии, обозначающей место старта. По сигналу первые игроки команд бегут до условной отметки и обратно, передают эстафетную палочку вторым игрокам своей команды, которые выполняют те же задания, и т.д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Эстафета может проводиться:
а) с увеличенным расстоянием пробежек;
б) на коньках, на лыжах;
в) на лыжах с палками, без палок.
2. Встречная эстафета. Играющие каждой команды делятся пополам и выстраиваются на разных сторонах площадки. По сигналу первые игроки бегут и передают палочку впереди стоящим игрокам своей команды, которые несут палочку обратно, и т.д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
3. Эстафета с переноской предметов. Проводится, как и линейная эстафета.
Предметы (мячи, кегли и т.д.) в количестве от 2 до 5 можно переносить по отдельности или все вместе.
Ходьба по залу. Выполнение дыхательных упражнений.
Заключительная часть. Построение. Подсчет пульса, частоты дыхания. Уточнение самочувствия. Подведение итогов урока, задание на дом. Организованный уход с места занятий.
При каких болезнях что полезно
По сложившейся практике в основной части занятий выполняются главным образом свободные, корригирующие и дыхательные упражнения. Широко используются упражнения с гимнастическими снарядами (гантелями, палками, мячами, обручами, эспандерами, булавами, скакалками, флажками и т.п.) и на гимнастических снарядах (гимнастических стенках, скамьях, стульях, канатах, бревнах и т.п.). Избирательно, с учетом патологии опорно-двигательного аппарата, выполняются упражнения на вытяжение (растяжение), с сопротивлением и на расслабление. Основное внимание уделяется формированию правильной осанкив покое и при сменах положения тела, правильной походкив различном темпе (от очень медленного до быстрого) и рациональной технике бега. Занятия должны включать движения, основанные на безусловных рефлексах (ползание, лазание, метание и ловля).
Особое значение имеют дыхательные упражнения. Только при рациональном дыхании достигается максимальный эффект от занятий ОГ. Обучать различным видам дыхания (верхне-, средне-, нижнегрудному и полному)следует как в статических положениях, так и во время движения. При выполнении упражнений, способствующих расширению грудной клетки, удлиняется фаза вдоха. Основная группа дыхательных упражнений, однако, направлена на тренировку фазы выдоха. После выполнения таких упражнений, как смешанные висы, упоры, особо следует обращать внимание на полный и своевременный выдох.
Дыхательные упражнения можно использовать как средства, снижающие нагрузку. Их соотношение с общеразвивающими упражнениями может быть 1:2, 1:3, 1:4, 1:5 в зависимости от состояния здоровья занимающихся.
Следует отметить, что детям, имеющим отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы (неактивные фазы ревматизма и миокардита, вегетососудистая дистония и др.), противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Им рекомендуются общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц, но прежде всего – мелкие и средние (кисти и стопы, голени и предплечья, шеи и лица, груди и живота). Используются ходьба, дозированный бег в медленном темпе, однократная продолжительность которых постепенно увеличивается от нескольких секунд до 2,5–3 минут. Важнейшее значение имеют упражнения на тренировку внимания и управляемой релаксации.
Детям с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, гайморит и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. Необходимо больше внимания уделять дыхательным упражнениям, способствующим тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Удлинению фазы выдоха помогают упражнения, выполняемые на выдохе через рот с одновременным произношением гласных (а, у, е, и, о) и согласных (р, ж, ш, щ, з, с) звуков или их сочетаний (например, бре, бры, бру и т.п.). Эти упражнения надо выполнять в течение всего учебного года и дома, в перерывах между домашними заданиями и в часы досуга.
К специальным следует отнести дыхательные упражнения, выполняемые поочередно через правую и левую ноздрю, в затрудненных исходных положениях, а также с использованием реабилитационных устройств (тренажер Фролова и др.). Младшим школьникам можно рекомендовать дыхательные упражнения, содержащие элемент состязательности, что вызывает у детей желание заниматься самостоятельно в свободное время.
Дыхательные упражнения имеют первостепенное значение и при занятиях с детьми, страдающими эндокринной патологией (ожирение, сахарный диабет, гипофизарно-надпочечниковая недостаточность и др.).
Детям с обнаруженными нарушениями желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь, колит, холецистит и др.) рекомендуется на занятиях увеличивать число статических упражнений для мышц живота и нижних конечностей, выполняемых в медленном темпе с паузами релаксации. Для них, так же как и для детей с нарушениями мочеполовой системы, рекомендуется увеличить число упражнений, выполняемых, лежа на коврике на полу и в антиортостатических позах.
Детям с заболеванием органов зрения также рекомендуются специальные упражнения на тренировку глазных и глазодвигательных мышц, ограничение прыжковых элементов и резких изменений положения тела.
Музыкальное сопровождение занятий – одна из задач, решить которую помогают вкус, чувство меры и музыкальность преподавателя. Выполняемые в ритме музыки упражнения обладают, как правило, более сильным отвлекающим и одновременно более быстрым стимулирующим действием, чем выполнение упражнений в «классическом режиме» команд преподавателя. Музыка стимулирует центральную нервную систему и создает позитивный эмоциональный настрой у занимающихся.
По нашим наблюдениям, повышают эффективность занятий СМГ и увеличивают у детей интерес к урокам следующие новшества. Бег на короткие дистанции (25–30 м), чередующийся с ускоренной ходьбой, разнообразные подвижные игры, а также элементы танцетерапии и циркового искусства (жонглирование, эквилибр, пантомима и др.), развивающие пластичность и тонкую координацию. Следует практиковать и введение в программу уроков упражнений из комплексов восточных оздоровительных гимнастик (хатха-йога).
Нельзя недооценивать значение занятий с ослабленными и больными школьниками на открытом воздухе. Тренировка метеоустойчивости этих детей – одна из главных задач преподавателя физического воспитания. Необходимо следить за соответствием одежды и обуви занимающихся погодным условиям, избегать длительных объяснений как в холодную, так и в жаркую погоду, ограничиваясь краткими указаниями и командами.
ОГ не исчерпывает все формы занятий с детьми СМГ. Исходя из возможности школы и подготовленности ее преподавательского состава в программы физического воспитания больных и ослабленных детей могут также включаться подвижные игры, плавание, легкая атлетика, танцы, театрально-цирковая пластика, восточная оздоровительная гимнастика, ходьба на лыжах, катание на коньках и велосипедах, райт-терапия… Они рассматриваются с позиций медицины как вполне определенные формы двигательной терапии (кинезотерапии). Всех детей также нужно обучать навыкам водного, воздушного и солнечного закаливания, основам гигиенического массажа и самомассажа.
Более детальные методики использования средств физической культуры должны периодически обсуждаться на совместных совещаниях школьных врачей, специалистов кинезотерапии и преподавателей физической культуры, проводимых на базах врачебно-физкультурных диспансеров. При планировании программ на учебный год должны учитываться местные климатические условия и характер двигательной культуры взрослого населения.
Как лечить компьютерный синдром
Образ жизни детей, их ежедневные занятия и увлечения формируют их общий двигательный стереотип. Недостаток двигательной активности приводит в настоящее время к формированию дополнительных форм патологии. Ярким примером такой патологии является так называемая компьютерная болезнь.
Многочасовое сидение у экрана компьютера без пауз и активного отдыха приводит к постепенному ухудшению двигательных функций, что проявляется в прогрессирующем нарушении осанки, расстройствах походки и координации. У таких детей пропадает интерес к подвижным играм, занятиям спортом и танцами. Отмечаются быстрое снижение остроты зрения и способности к длительной концентрации внимания. Одновременно наблюдается целый спектр невротических проявлений: повышенная раздражительность, вялость, апатия, головные боли, эмоциональная неустойчивость. Компьютерный синдром существенно усиливает и осложняет течение основных форм патологии у детей, отнесенных к СМГ.
Для снятия утомления, связанного с работой на компьютере, рекомендуется проводить дополнительные занятия ОГ не менее 1–2 раз в неделю. Средняя продолжительность – 25–30 минут.
Ниже приведен примерный комплекс упражнений ОГ для детей с выраженными проявлениями компьютерной болезни. Упражнения этого комплекса решают следующие задачи:
1) предупреждение общего психофизиологического переутомления;
2) улучшение общего и местного кровообращения;
3) укрепление глазодвигательных и глазных мышц;
4) повышение способности к расслаблению мышц и концентрации внимания;
5) развитие общей координации движений и содружественных движений глазных мышц.
Примерный комплекс упражнений
при компьютерной болезни
у школьников
1. Различные виды ходьбы в медленном и среднем темпе. Выполнять 2 минуты.
2. И.п. – стоя, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки вверх над головой – вдох и, расслабленно потряхивая ими, опустить – выдох. Повторять 4–6 раз.
3. И.п. – то же, в руках 2–3 теннисных мяча. Жонглирование мячами. Выполнять 2 минуты.
4. И.п. – то же, в руках резиновый мяч. Ударить мячом о пол, быстро повернуться кругом через правую сторону и поймать мяч. То же через левую сторону. Повторять 2–4 раза в каждую сторону.
5. И.п. – то же, руки на поясе. Прогнуться назад, свести лопатки и локти – вдох, вернуться в исходное положение – выдох. Повторять 3–4 раза.
6. И.п. – стоя на гимнастической скамейке (или на одной половице на полу), руки в стороны, глаза закрыть. Ходьба по скамейке (или по прямой) с закрытыми глазами – 10–20 шагов (контролировать осанку).
7. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках сзади на уровне лопаток. Повороты одновременно головы и туловища без остановки справа налево и наоборот. Повторять по 4 раза в каждую сторону.
8. И.п. – то же, руки с палкой опущены вниз. Поднять палку вверх над головой – вдох, опустить правый конец палки к правому колену, поворачивая туловище направо, – выдох. То же к левому колену. Повторять по 2 раза в каждую сторону.
9. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнять прыжки: опускаясь на всю стопу, ноги врозь и вместе – 6 раз, прыжки: одна нога впереди, другая сзади, меняя положение ног, – 6 раз, прыжки ноги скрестно, меняя положение ног, – 6 раз, прыжки на носках – 6 раз.
10. И.п. – то же. 1 – согнуть в локте левую руку, 2 – правую, 3 – вытянуть вверх над головой правую руку, 4 – левую, 5 – согнуть в локте правую руку, 6 – левую, 7 – опустить правую руку, 8 – левую. Повторять с ускорением 2–4 раза.
11. И.п. – то же, правая рука на груди, левая на животе. Выпятить живот – вдох, втянуть живот – выдох. Повторить 3 раза.
12. Обычная ходьба, руки расслаблены и опущены вниз. Темп средний, медленный. Дыхание свободное. Выполнять 1,5 минуты.
13. И.п. – стоя. Смотреть прямо перед собой 2–3 секунды. Держа палец правой руки на расстоянии 25–30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3–5 сек.; опустить руку. Повторять 10–12 раз.
14. И.п. – стоя. Вытянуть вперед руку, смотреть на кончик пальца, расположенный по средней линии лица; медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторять 6–8 раз.
15. И.п. – стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25–30 см от глаз, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3–5 сек.; прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3–5 сек.; убрать ладонь, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3–5 сек.; поставить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25–30 см от глаз, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3–5 сек.; прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3–5 сек.; убрать ладонь, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3–5 секунд. Повторять 5–6 раз.
16. И.п. – стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец согнутой руки справа налево и, не меняя положения головы, следить за пальцем, медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и при неподвижной голове следить за пальцем. Повторять 10–12 раз.
17. И.п. – сидя. Быстро моргать в течение 1 мин. (с перерывами).
18. И.п. – сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок, голова неподвижна. Повторять 8–10 раз.
19. И.п. – сидя. Медленные круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении. Повторять 4–6 раз.
20. И.п. – сидя. Указательными пальцами фиксировать кожу надбровных дуг. Медленно закрывать глаза, удерживая пальцами кожу надбровных дуг. Повторять 8–10 раз.
21. И.п. – сидя. Второй, третий и четвертый пальцы рук положить так, чтобы второй палец находился у наружного угла глаза, третий – на середине верхнего края орбиты и четвертый – у внутреннего угла глаза. Медленно закрыть глаза. Пальцы оказывают этому небольшое сопротивление. Повторять 8–10 раз.
22. И.п. – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко обоих глаз, спустя 1–2 сек. снять пальцы с век. Повторять 3–4 раза.
23. Последовательно смотреть сначала вдаль через окно, затем переводить взгляд на карандаш в вытянутой вперед руке и далее продолжать фиксировать взглядом карандаш, приближая его постепенно на расстояние около 10 см. Повторять 4–6 раз.
24. Свободная ходьба, потягивания, выполнение дыхательных упражнений. Выполнять 1,5–2 минуты.
Следим за нагрузками
При проведении занятий в специальной медицинской группе необходимо придерживаться принципа индивидуального подхода.Формальная диагностика, недооценка скрытых потенциальных возможностей и степени пластичности детского организма часто приводят к необоснованному отстранению детей от занятий ФК, что не только вызывает у них психологический срыв, но и формирует стереотип поведения «хронического больного».
Детский организм пластичен, легко адаптируется к новым требованиям внешней среды и способен кардинально менять характер протекающих обменных процессов. Двигательный режим детей не должен быть «щадящим», иначе не будут реализовываться компенсаторные возможности организма. И в то же время дети должны получить четкие психологические установки на развитие в себе способности к самоконтролю и самокоррекции, а также на готовность к экстремальным нагрузкам.
Для успешного решения этих задач педагог должен владеть некоторыми медицинскими знаниями, в том числе оценивать степень утомления не только по внешним признакам и жалобам детей, но и на основании простых функциональных проб. Именно педагоги должны активизировать работу врачей, побуждать их к тестированию двигательных способностей детей и к психологическим исследованиям.
Во время уроков физкультуры преподаватель должен уметь контролировать нагрузки по пульсу, дыханию, внешним признакам утомления. При этом следует учитывать, что при одних и тех же упражнениях у девочек пульс на 5–10 ударов в минуту чаще, чем у мальчиков. Игровая форма проведения занятий, элементы соревнований увеличивают частоту пульса на 15–20 и более ударов в минуту даже спустя 3–5 минут. Для достижения тренировочного эффекта (что особенно важно) требуется поддержание нагрузки в середине урока на высоте пульса 70–75% от максимально допустимого для данного ребенка.
По данным российских исследователей, для подгруппы А средняя величина тренирующего пульса колеблется от 125–140 уд./мин. в начале четверти до 140–160 уд./мин. к концу четверти, а для подгруппы Б средняя величина тренирующего пульса изменяется от 115–120 уд./мин. в начале до 125–140 уд./мин. в конце учебного года.
Во время врачебно-педагогических наблюдений не только определяется адекватность физической нагрузки функциональным возможностям занимающихся, но и оценивается качество урока, то есть соответствие его педагогическим принципам – чередования нагрузки для различных мышечных групп, постепенности возрастания и снижения нагрузки, достижения достаточной моторной плотности (в норме она должна составлять не менее 60–75% времени урока). Важными факторами являются также благоприятный эмоциональный фон, привлекательность и эстетичность проведения каждого занятия.
Первые признаки утомления проявляются не только показателями пульса и частоты дыхания. Визуальные признаки (изменение цвета кожи, избыточная потливость, нарушения координации движений и др.) разграничиваются физиологами на три степени (приложение 1).
В условиях врачебного кабинета школы врачи могут проводить более тщательное исследование физической работоспособности детей с помощью пробы Мартине и гарвардского степ-теста.
Проба Мартине. В положении сидя подсчитывается пульс, затем за 30 секунд испытуемый выполняет 20 приседаний, поднимая руки вперед и сохраняя туловище прямым. После приседаний снова подсчитывается пульс. Увеличение ЧСС не более чем на 30% свидетельствует об отличном состоянии сердечно-сосудистой системы, на 31–55% – об удовлетворительном, на 75% иболее – о ее неудовлетворительном состоянии.
Гарвардский степ-тест также отличается методической простотой и доступностью выполнения. Во время тестирования ребенку предлагается совершать подъемы на ступеньку с частотой 30 раз в минуту.Высота ступеньки и время восхождения зависят от пола, возраста и роста испытуемого. Темп движения – 120 в минуту – задается метрономом. Подъем и спуск состоят из 4 движений, каждому из которых будет соответствовать удар метронома: 1 – поставить на ступеньку одну ногу, 2 – другую, 3 – поставить на пол ногу, с которой начинали восхождение, 4 – поставить на пол другую ногу. После окончания физической нагрузки испытуемый отдыхает сидя. Начиная со второй минуты у него трижды подсчитывают ЧСС за 30 секунд. Первый отсчет начинают на 60-й секунде отдыха, потом на 120-й и последний – на 180-й секунде.
Результаты тестирования выражаются в условных единицах, называемых индексом гарвардского степ-теста (ИГСТ), и рассчитываются по формуле:
ИГСТ = 100Т /2 (Р1 + Р2 + Р3),
где Т – фактическое время выполнения нагрузки (в секундах);
Р1, Р2, Р3 – число сердечных сокращений за первые, вторые и третьи 30 секунд соответственно.
Умножение на 2 переводит значение пульса за 30 сек. в значение пульса в минуту; умножение на 100 в числителе нужно для получения целого значения ИГСТ. Показатель ИГСТ, равный 90 и выше, говорит об отличной подготовке; 80–89 – о хорошей, 64–79 – выше средней, 55–63 – ниже средней, ниже 55 – о плохой подготовке.
Для определения резервных возможностей организма детей следует определять их гипоксическую устойчивость, т.е. способность длительное время задерживать дыхание на вдохе (проба Штанге: в норме более 40 секунд) и на выдохе (проба Генчи: в норме больше 25 секунд).
Важно также оценивать состояние гибкости позвоночника и суставов, быстроты и координации движений на основе принятых в практике школьного физического воспитания моторных проб.
Данные медицинских обследований будут иметь большее значение, если врач и преподаватель смогут в динамике вести наблюдение за ростом функциональных показателей занимающихся. Для этого мы предложили специальную учетную форму – «Карта физического здоровья детей и подростков», которую рекомендуем прилагать к историям индивидуального развития ребенка (приложение 2).
Карта включает, помимо принятых показателей физического развития (рост, вес и т.д.) и физической подготовленности (выносливость, ловкость и т.д.), также разделы, в которых врачи указывают рекомендуемые формы занятий физической культурой и спортом. Она вполне приемлема и для учета физической подготовленности детей подготовительной и основной групп.
Роль врачебно-физкультурных диспансеров
Обеспечение надлежащего врачебного и педагогического контроля за физическим воспитанием школьников из специальных медицинских групп возможно лишь при взаимопонимании и взаимодействии департаментов народного образования и здравоохранения. Организационно- методическую и практическую работу по профилактике заболеваемости и контролю за динамикой восстановления физической работоспособности больных детей должны возглавлять врачебно- физкультурные диспансеры.
В современных условиях врачебно-физкультурные диспансеры обязаны стать действенными лечебно-консультационными и методическими центрами, координирующими деятельность учебных учреждений и детских поликлиник.
Приоритетными направлениями их деятельности будут:
– врачебно-педагогический контроль за проведением традиционных уроков физического воспитания, подбором индивидуальных, дифференцированных форм двигательной терапии для занимающихся;
– разработка, совершенствование и внедрение в практику новых, оригинальных, доступных методик физической культуры и критериев контроля за занимающимися;
– санитарно-просветительская деятельность.
На базе врачебно-физкультурных диспансеров могут быть организованы постоянно действующие семинары для медработников и преподавателей физической культуры. Примерная тематика семинаров предложена Ассоциацией специалистов по кинезотерапии и спортивной медицине.
Медицинским работникам школ необходимо постоянно проводить с родителями и детьми индивидуальные и коллективные беседы о роли двигательной культуры и основах здорового образа жизни людей. Важно обеспечить учащихся комплексами упражнений в форме физкультурных пауз (физкультминуток), которые они могут выполнять дома во время приготовления уроков или работы за компьютером.
Следует рекомендовать школьным коллективам чаще приглашать на открытые уроки СМГ родителей и демонстрировать им на конкретных примерах рост физической подготовленности детей.
Показательные уроки и спортивные праздники могут также стать мощным побудительным фактором для самостоятельных занятий детей дома, а со временем – с учетом их возможностей, склонностей и интересов – и к самостоятельным занятиям различными формами физической культуры и спорта.
Приложение 1
Признаки утомления на уроке физической культуры
Утомление
(признаки) |
Небольшое –
I степень |
Значительное
(большое) –
II степень |
Резкое
(очень большое) –
III степень |
Окраска
кожи лица |
Небольшое
покраснение |
Значительное покраснение |
Резкое, часто неравномерное покраснение, бледность или синюшность |
Потливость |
Пот на лице,
шее, ступнях |
Пот в области плечевого пояса и туловища |
Появление налета соли на одежде и висках |
Дыхание |
Учащенное,
до 23–25 дыханий в минуту |
Учащенное, свыше 25–27 дыханий в минуту. Смешанный тип дыхания |
Резко учащенное, поверхностное, через рот, отдельные глубокие вдохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием (одышка) |
Движение |
Бодрая походка, точное выполнение команд
инструктора |
Неуверенный шаг, покачивание, сбои при выполнении координационных упражнений |
Покачивание, отставание от группы в движении, резко выраженное нарушение координации |
Внимание |
Хорошее |
Неточность в выполнении команды, ошибки при перемене направления |
Замедленное выполнение команды, воспринимается только громкая команда |
Самочувствие |
Жалоб нет |
Жалобы на усталость, боль в ногах, сердцебиение, одышку |
Головная боль, тошнота, нежелание продолжать занятие |
Приложение 2
Карта физического здоровья детей и подростков
Ф.И.О._____________________________________ Дата рождения_________________
№ п/п |
Показатели |
Возраст |
4-5 лет |
6-7 лет |
8-9 лет |
10-11 лет |
12-13 лет |
14-15 лет |
16-17 лет |
1 |
Масса тела |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Длина тела |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Телосложение (наличие деформаций) |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Осанка |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Жизненная емкость легких |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Задержка дыхания
на вдохе |
|
|
|
|
|
|
|
на выдохе |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Гибкость |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Устойчивость в равновесии |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Быстрота |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Сила
кисти (правой/левой) |
|
|
|
|
|
|
|
мышц спины |
|
|
|
|
|
|
|
мышц брюшного пресса |
|
|
|
|
|
|
|
Выносливость |
|
|
|
|
|
|
|
вид физической нагрузки |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
PS1 – PS2 – PS3 |
|
|
|
|
|
|
|
AD1 – AD2 – AD3 |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Уровень физического здоровья (в баллах) |
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Рекомендуемые формы физической культуры |
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Рекомендуемые виды спорта |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Медицинская группа |
|
|
|
|
|
|
|
|