Рисунок Ирины Глухих, 15 лет
Средняя общеобразовательная школа № 73 г. Кирова в следующем учебном году будет отмечать свое 70-летие. Особенностью коллектива всегда остается стремление к изучению и освоению нового. Отличает школу и нераздельность образовательного и воспитательного процессов, в силу чего, находясь в закрытом микрорайоне, школа стала его воспитательным центром. Два года назад коллектив начал разрабатывать социальный проект по профилактике употребления ПАВ, цель которого – cоздание воспитательной программы, помогающей решать реальные проблемы обучающихся, накопление опыта правильного выбора при решении сложых жизненных ситуаций.
Задачи:
·обучить педагогов – участников проекта приемам и методам, способствующим реализации цели;
·создать работающую программу и описать ее методически через деятельность классных руководителей;
·найти социальных партнеров из числа учреждений, организаций, центров и союзов, которые по долгу службы или по призванию могли бы содействовать реализации проекта.
Это долгосрочный актуальный проект, предполагающий, что с выполнением цели 1-го этапа должна применяться технология наращивания – выход на семью, социум.
Не секрет, что в ряде развитых стран общество тратит большие средства на профилактику среди детей от 5 до 15 лет.
В России в последние 5 лет к данной проблеме приковано общее внимание: принята концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, разработано много рабочих программ.
Отмечено, что за последние годы у детей исчез защитный страх по отношению к первой пробе. Поэтому детско-подростковая среда выбрана объектом ранней антинаркотической профилактики. Комплексная основа профилактики включает весь педагогический корпус (учителя, воспитатели, психологи, социальные педагоги, семья, окружение, правоохранительные органы). Есть регионы, где болезнь становится эпидемией, и опыт показал, что на первый рубеж выходит школа – она становится системообразующим звеном в объединении различных усилий по профилактике употребления ПАВ. Первым рубежом, но не главной ответственной за данные проблемы, ибо каждый участник имеет свою долю ответственности. Школа ведет первичную профилактику с теми, кто еще не сталкивался с проблемой употребления, и переходит от информационного подхода профилактики к психосоциальному (деятельностному).
В школе составлена программа профилактики первого года, по 16–18 занятий на каждый класс с учетом возрастных особенностей. Главными задачами, которые проходят во всех возрастных группах, являются:
·идея здоровья как главной ценности человека;
·умение познать себя, свое окружение, ладить друг с другом, распознавать опасности, обращаться к взрослым за помощью в разрешении проблем;
·умение противостоять групповому давлению, говорить «нет», активно защищаться, делать правильный выбор.
В целом программа формирует позитивные навыки жизни без вредных привычек, навык ассертивного, уверенного поведения, раскрывает резерв ресурсов личности, умеющей справляться с проблемами без ПАВ.
Пример программы для 7-го класса
(цели и задачи)
Занятие 1. Представление программы. Ознакомление с задачами и правилами работы в группе по данной программе.
Установление контакта с учениками; создание доверительной атмосферы; достижение взаимопонимания для эффективной реализации программы.
Занятие 2. «Человек и психоактивные вещества».
Активизация знаний, полученных за два года реализации программы. Обеспечение детей объективной информацией о действии ПАВ на организм человека. Продолжение работы над формированием собственного отношения к этой проблеме.
Занятие 3. «Табакокурение: мода, необходимость или способ самоутверждения?»
Побудить детей исследовать и изучить фактическую информацию об опасностях курения табака. Определение и обсуждение с учащимися негативного влияния табачного дыма на организм. Помощь детям активизировать знания о современном отношении в обществе к табакокурению. Улучшить навыки принятия решений. Прояснить личностные отношения и ценности.
Занятие 4. Деловая игра по профилактике алкоголизма.
Исследовать причины, по которым некоторые люди употребляют алкоголь, а другие отказываются от него. Повысить уровень знаний учащихся об алкоголе и наркотиках. Помочь учащимся определить влияние алкоголя на мозг; увидеть, как разрушительно алкоголь может повлиять на их поведение; осознать, что алкоголизм – это болезнь с тяжелыми последствиями.
Занятие 5. «Передавая проблему дальше».
определить опасности употребления наркотиков, алкоголя во время беременности.
Узнать о влиянии алкоголя и других наркотиков на неродившегося ребенка, семью и общество.
Занятие 6. «Что такое химическая зависимость».
проинформировать учащихся о фактах химической зависимости.
Занятие 7. «Свобода личности в обществе».
побудить подростков исследовать силу влияния окружающих людей на собственное поведение и точку зрения.
Формировать навыки противостояния групповому давлению и помочь осознать право и необходимость защитить себя.
Занятие 8. «Скромное влияние четвертой власти».
помочь учащимся осознать влияние, которое оказывают СМИ на формирование потребностей и установок.
Занятие 9. «Штрихи к портрету самоценной личности».
подготовка к формированию активной жизненной позиции.
Занятие 10. «Цель моей жизни».
формирование навыков целеполагания, выбора способа достижения цели.
Занятие 11. «Что я знаю о...» Деловая игра по профилактике ЗППП.
создание условий для активной, самостоятельной деятельности участников игры по восприятию, осмыслению и выработке отношения к информации о негативных явлениях, в частности о ЗППП.
Занятие 12. «Как бороться со стрессом».
знакомство с понятием стресса, со способами снятия стресса без использования алкоголя, наркотиков; поиск способов борьбы со скукой, не ведущих к асоциальному поведению.
Занятие 13. «Отказать трудно, но возможно».
продолжение знакомства с разными способами отстоять свое мнение, отработка навыков сказать «нет».
Занятие 14. «Три года с наркотиками». Деловая игра.
передать участникам информацию о том, что с ними будет происходить, если они начнут употреблять наркотики.
Занятие 15. «Ценить себя – это значит ценить других». Осознание возможности формирования адекватной самооценки.
Занятие 16. «Поговори со мной, одноклассник».
осознание собственной потребности и способности к общению. Решение некоторых проблем в общении.
Занятие 17. Заключительное.
обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов, поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу.
Если на занятиях в 1-м классе ставилась задача личной безопасности, для детей 8–10 лет – умение делать выбор, 10–12 лет – предвидеть последствия своих действий и поведения с точки зрения опасности, то подростков 13–17 лет учили избегать лишних рисков, полноценно проводить свободное время, дружить, доверять и прерывать нежелательную дружбу, противостоять групповому давлению. На основе проведенной диагностики учитывали, что в 1–6-х классах слово учителя-наставника было решающим, а в 7–11-х классах все, что говорили взрослые, подростки подвергали сомнению: велика стала роль сверстника, студента, волонтера. Иначе говоря, программа дифференцирована с учетом возраста.
Большое значение имеет предварительная диагностика знаний о ПАВ у учащихся. При ее проведении были выявлены некоторые заблуждения о ПАВ.
Например:
1. Наркомания излечима.
2. Зависимость от наркотиков формируется только после многократного употребления.
Выявление таких важных вопросов помогает правильно организовать работу по проблеме.
При подготовке занятий очень важен кадровый фактор: классный руководитель скорее всего не готов к определенным формам активных занятий – тренингам, включающим технику отказа, разрешение проблем, коммуникативным тренингам.
В ходе работы мы пытались отыскать работающие программы, чтобы предложить их педагогам, но, к сожалению, нашли не много. Самой большой трудностью считаем отсутствие достаточного количества методических пособий в помощь учителю.
Комплексная профилактика должна проводиться на следующих уровнях:
1. Межведомственном (каждый в рамках своей компетенции).
2. Профессиональном: введение в функциональные обязанности всех педагогических работников, а также врачей, работников КДН, специальных центров различных аспектов профилактической работы.
3. В системе образования в целом: в рамках профилактических мероприятий в русле единой программы профилактики.
Многие учреждения и организации в нашем городе профессионально на платной и бесплатной основе оказывали содействие работе: СПИД-центр, КДН, участковые врачи, негосударственный центр под руководством Н.Н. Ершовой, ДЮЦ Октябрьского района, отряд волонтеров под руководством В.И. Лысковой, правоохранительные органы и Госнаркоконтроль. Концепция профилактики злоупотребления ПАВ содержит идею объединения всех усилий: все участники должны быть по одну сторону баррикад в борьбе с надвигающейся бедой. Мы – единомышленники в этой работе. Подход, когда стихийно проходят лекции врачей, наркологов, работников ОВД, не отвечает основным требованиям к профилактике; отсутствие последовательности, непрерывности, учета конкретных ситуаций не дает ожидаемого результата.
В работе есть определенные социальные риски: избыток информации, недостаток компетентности. Сравнивая опыт работы, проделанной в школе, с опытом других школ, мы не видим, лучше или хуже работаем, чем другие образовательные учреждения, но мы видим, насколько продвинулись сами, как шагнули вперед по сравнению с недавним прошлым.
Анализируя опыт первого года работы по программе, можно уверенно сказать:
·Это работающая программа, она проверена.
·Это транслируемая программа, она описана для использования другими.
·Это программа, адаптированная к классному руководителю, педагогу, на которого возложена данная работа, так как именно он находится в постоянном контакте с детьми своего класса.
·Программа основана на диагностике тех проблем, тревожностей и рисков, от которых дети уходят в компанию, тянутся к сигарете, рюмке, игле.
·Программа взаимодействия и партнерства всех заинтересованных лиц без претензии на то, кто больше делает и кто больше виноват, так как это социальная программа, ее главный итог — благо, добро.
Школа обобщила результат, описала принципы и условия деятельности, готова к распространению опыта. Таким образом, важнейшими принципами профилактики употребления ПАВ являются:
1. Опережающее обучение кадров к проведению первичной профилактики.
2. Мониторинг на этапе действий.
3. Осуществление программы с учетом возрастных особенностей, системы ценностей, форм и методов.
4. Социальное партнерство, взаимодействие общеобразовательных учреждений друг с другом и со всеми заинтересованными лицами.
5. Материальное обеспечение. Работа сильного центра.
На сегодняшний день в школе имеется полностью описанная методически программа для классных руководителей и три методических пособия: Программа профилактики употребления ПАВ учащимися в младшем школьном возрасте; Программа профилактики употребления ПАВ учащимися в среднем школьном возрасте; Программа профилактики употребления ПАВ учащимися в старшем школьном возрасте.
Учитывая свой удачный опыт, с 2006 года школа включилась в качестве социального партнера в программу ЕС «Развитие системы социальных услуг для наименее защищенных групп населения (этап III), Российская Федерация», в которую вошла Кировская область.
Р. Быстрова,
МОУ СОШ № 73,
г. Киров
Экстази бьет по памяти
Даже небольшая доза популярного «клубного» наркотика экстази может нанести серьезный ущерб головному мозгу, предупреждают голландские исследователи.
Они отобрали 188 «проблемных» молодых людей, склонных к рискованному поведению, однако никогда не пробовавших экстази, и провели им сканирование головного мозга.
18 месяцев спустя из первой группы было выделено 59 участников исследования, которые успели попробовать наркотик. Повторные исследования выявили у них снижение памяти и ухудшение кровоснабжения головного мозга. За время эксперимента участники из этой группы приняли в среднем по 6 таблеток экстази.
Последствиями длительного употребления больших доз экстази являются склонность к депрессии, тревожность, серьезные нарушения сна и кратковременной памяти.
Марихуана
повышает вероятность
шизофрении
Датские ученые-медики проанализировали 535 историй болезни пациентов, попавших в психиатрические лечебницы в связи со злоупотреблением марихуаной и наблюдавшихся не менее трех лет, и 2751 историю болезни пациентов с шизофренией, никогда не имевших проблем с наркотиками.
При сравнении исследователи установили, что у 44,5% пациентов с психическими отклонениями, вызванными марихуаной, со временем начинают проявляться признаки параноидальной шизофрении. Причем шизофрения у них возникает в более раннем возрасте (у мужчин в среднем в возрасте 24,6 года по сравнению с 30,7 года среди общего населения, у женщин — в 28,9 года по сравнению с 33,1 года). Датские ученые полагают: ранние проявления шизофрении у курильщиков марихуаны свидетельствуют, что употребление наркотика может способствовать ускорению и развитию болезни.
Данные датских ученых подтверждаются исследованиями их американских коллег, которые сравнили результаты сканирования головного мозга подростков, злоупотреблявших марихуаной, шизофреников и здоровых некурящих подростков. Ученые установили, что в головном мозге лиц первой и второй групп имеются близкие изменения, отражающие гиперактивность центров речи и слуха. Таких изменений не наблюдалось у здоровых подростков.
|