Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2007

Взгляд физиолога

Педагогическая физиология

29–30 января 2007 г. в Институте возрастной физиологии РАО
состоялась I  Всероссийская конференция по педагогической физиологии.
Обсуждались вопросы преподавания этой науки будущим учителям

В конференции приняли участие ученые из Института возрастной физиологии и около 70 заведующих кафедрами и преподавателей различных высших и средних учебных заведений многих  регионов страны, занимающихся подготовкой и повышением квалификации педагогических кадров.  В программу конференции были включены лекции ведущих специалистов в области педагогической физиологии и научно-практические семинары, а также круглый стол по проблемам преподавания педагогической физиологии в вузах.
Год назад на учредительной конференции по педагогической физиологии педагоги и физиологи обсуждали важность понимания педагогом воз­растных закономерностей развития ребенка, учета его возможностей и особенностей восприятия учебного материала в зависимости от стадии развития и степени созревания тех систем организма, которые участвуют в процессе обучения. Еще 130 лет назад великий русский педагог К.Д. Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» обосновал необходимость для педагога знания тех наук, на которых «основываются правила педагогической теории». Выделяя эти науки, К.Д. Ушинский впервые отметил физиологию как ту область знания, из которой «педагогика еще не черпала». Увы, несмотря на то что с тех пор прошло почти полтора века, ситуация мало изменилась. Сегодняшний школьный учитель по-прежнему имеет весьма поверхностные знания о закономерностях роста и развития детей, об их возрастных особенностях. Какие нагрузки могут считаться оптимальными, как учебная деятельность влияет на  функциональное состояние организма?  Без знания физиологических и психофизиологических закономерностей образование нельзя сделать адекватным и эффективным. Но ведь еще Л.С. Выготскому принадлежит вывод о том, что  «...только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому,  чему он уже способен обучаться».
В наше время знание закономерностей воз­растного развития достигло высокого уровня, но проблема их учета при разработке и внедрении педагогических методик так и не решена. Более того, в последнее время она особенно обострилась в связи с повальным увлечением разными педагогическими «инновациями», предлагающими то «читать раньше, чем ходить», то раздельно обучать праворуких и леворуких, «правополушарных» и «левополушарных», холериков и сангвиников… Из огромного числа недавно появившихся школьных учебников тоже непросто выбрать те, что доступны и понятны ученикам разных классов.
Рост и развитие ребенка от младшего дошкольного до старшего школьного возраста идут под влиянием обучения и воспитания, и оба эти процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены. Организм ребенка отличается от организма взрослого не только размерами, особенности его зависят прежде всего от степени созревания физиологических систем. Зрелость физиологических систем позволяет ребенку адекватно реагировать на учебные нагрузки, успешно адаптироваться в школе, эффективно осваивать учебный материал. С другой стороны, само развитие подвержено влиянию внешней среды. Если влияние внешней среды (в том числе обучение) не соответствует возможностям организма, то возникают перегрузки, нервные стрессы, срывы адаптации, нарушения физического и психического здоровья. Но до сего времени знания о возрастном развитии до­школьников и школьников в учебных программах будущих педагогов занимали весьма скромную позицию – как правило, обзорные лекции в объеме 20 часов. И читались эти лекции на первом-втором курсах, когда студенты еще не имеют практики общения с детьми и, следовательно, не ощущают важности этих знаний. Что же такое педагогическая физиология как наука и как новый учебный курс?
Педагогическая физиология – это комплексная интегральная система знаний (рис. 1), объединяющая возрастную физиологию и возрастную психофизиологию с педагогикой. Она рассматривает вопросы взаимодействия роста и развития ребенка на разных возрастных этапах и влияние на эти процессы всего комплекса социокультурных условий обучения и воспитания. Важнейшая задача ПФ – разработка физиологических основ эффективной (здоровьесберегающей)  организации учебного процесса, физиологического обоснования новых методик обучения.

Среди важнейших направлений ПФ как науки: 
· Закономерности возрастного развития. Взаимосвязь и взаимовлияние процессов развития и обучения. Сенситивные и критиче­ские периоды развития.
· Физиологические основы познавательной деятельности. Современные представления о развитии мозга и когнитивных процессов.
· Физиология и психофизиология функциональных состояний.
· Физиологические механизмы адаптации. Адаптация к учебным и физическим нагрузкам.
· Физиологические и психофизиологические аспекты готовности к школьному обучению.
· Физиологические основы рациональной и эффективной организации учебного процесса, в том числе физического воспитания.
· Физиологические основы использования инновационных технологий в образовании, в том числе компьютерных технологий.

Открывая конференцию, академик М.М. Безруких рассказала собравшимся о текущих результатах решения проблемы физиологического образования педагогов. Она изложила концепцию учебной дисциплины «Педагогическая физиология», программы учебного курса для студентов  педагогических и психолого-педагогических специальностей вузов.  Учебный курс «Педагогическая физиология» представляет собой интегральную систему естественно-научного (биологического) знания и общественного педагогического знания, имеющую в качестве теоретической базы возрастную физиологию, возрастную нейрофизиологию, возрастную психофизиологию, педагогику и школьную гигиену. В программе определены: понятийный аппарат, методы научного исследования, объект и предмет педагогической физиологии. Программа включает 9 разделов, которые описывают основные закономерности роста и развития ребенка в процессе обучения и воспитания. Учебный спецкурс «Педагогическая физиология» уже используется при обучении студентов психолого- педагогического факультета университета Российской академии образования, а также в Московском гуманитарном педагогическом университете, проректор которого на встрече специалистов отметила важность понимания педагогами сущности процессов роста и развития их учеников.
Участники конференции с большим интересом прослушали лекцию академика РАО Д.А. Фарбер «Возрастная физиология и психофизиология – научная основа педагогической физиологии», в которой она отметила основные закономерности роста и развития ребенка, определяющие его функциональные и адаптационные возможности в разные возрастные периоды, важнейшие принципы развития, в том числе:
· Принцип гетерохронии развития и теория системогенеза. В процессе онтогенеза органы и физиологические системы созревают постепенно  и не одновременно. Отдельные элементы физиологических систем объединяются в функциональные системы, обеспечивающие осуществление определенной деятельности. Разные функциональные системы в зависимости от их значимости для жизнедеятельности созревают в разные сроки постнатальной жизни.
· Адаптивность развития. Все функции складываются и претерпевают изменения при тесном взаимодействии организма и среды. Приспособительный характер развития ребенка на каждом возрастном этапе определяется  уровнем морфофункционального развития и соответствием воздействия внешней среды функциональным возможностям ребенка.
· Нелинейность развития. Скорость и направленность процессов роста и развития изменяются в процессе онтогенеза. Этапы количественных изменений (рост тканей, увеличение числа клеток, изменение количественных параметров функционирования) чередуются с этапами ка­чественных перестроек (дифференцировка клеток и тканей, изменения в организации функциональных систем).
· Наличие сенситивных и критических периодов в развитии. Интенсивные морфо­функциональные преобразования функциональных систем определяют их повышенную чувствительность – сенситивность – к внешним воздействиям. Критическими являются периоды качественных преобразований базовых механизмов адаптации ребенка к смене социально-средовых факторов: младенческий, младший школьный и подростковый.

Рис. 1.  Структура педагогической физиологии,
объединяющей важнейшие теоретические и прикладные результаты научных исследований различных сторон роста и развития детского организма

Помимо лекций, специалисты приняли участие в научно-практических семинарах. На семинаре «Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений – основа сохранения здоровья детей» доктор биологических наук, профессор В.Д. Сонькин рассказал о некоторых результатах физиолого-гигиенического и психофизиологического мониторинга состояния здоровья, учебной и внеучебной нагрузки, условий и образа жизни учащихся общеобразовательных учреждений, проводимого по постановлению  Правительства Российской Федерации в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в 2001–2004 годах.  Мониторинг проводился на начальном этапе реализации «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», которая предусматривает создание условий для повышения качества общего образования за счет оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создания в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Другой семинар, вызвавший острый интерес собравшихся, также посвященный вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся, провела профессор В.В. Зайцева – доктор педагогических наук, зав. лабораторией физического воспитания ИВФ РАО: «Морфофизиологическое обоснование рациональной организации физического воспитания как основа сохранения здоровья». Она поделилась с педагогами результатами научных исследований, которые позволяют разрабатывать не только новые методики обучения, учитывающие возрастные изменения размеров тела, двигательных качеств, систем энергообеспечения мышц, но и учитывать типы телосложения учеников и присущие каждому типу особенности и двигательные возможности.
По материалам научно-практических семинаров участники конференции приняли решение:
Считать целесообразным дальнейшую разработку теоретических, методологических и прикладных основ комплексной научной дисциплины «педагогическая физиология» как системы научного знания и учебной дисциплины для подготовки и повышения квалификации специалистов системы образования.
Одобрить концепцию программы учебного курса «Педагогическая физиология» для студентов педагогических, психологических и психолого-педагогических специальностей вузов и слушателей факультетов повышения квалификации педагогических работников.
Считать необходимым дальнейшую разработку учебно-методического комплекта по всему циклу естественно-научных дисциплин, преподаваемых в педагогических вузах, с последующим изменением Стандарта высшего профессионального образования.

Рис. 2.  Значение данных возрастной физиологии и психофизиологии
для психолого-педагогического образования (из доклада Д.А. Фарбер)

Валентина Зайцева