В последние годы в средствах массовой информации пишут много негативного о состоянии здоровья современных российских школьников. При этом СМИ ссылаются на медицинскую статистику, согласно которой 95% выпускников школы признаются больными.
Тут же начинается поиск виноватых, и первой виновницей традиционно объявляется система образования, точнее, школа. По утверждениям
некоторых журналистов, школа так перегружает детей умственным и физическим трудом, что, получая ребенка здоровым, выпускает его больным: дети, и без того ослабленные социально-экономическими передрягами в стране, выходят за порог школы немощными и не приспособленными к жизни, да еще и больными
Нельзя сказать, что это полная выдумка. Доля истины в этих утверждениях есть, но какова эта доля – до недавнего времени никто толком не знал.
И вот не без учета общественного мнения Министерство образования и науки, поддерживаемое законодателями, задумало очередную школьную реформу. Цель этой реформы – облегчить жизнь школьников, особенно старшеклассников, которые уже более или менее определились в выборе будущей профессии. И правда, надо ли будущему историку или филологу знать бином Ньютона, а конструктору автомобилей будущего – изучать строение амебы? Иначе – речь идет о «профильном обучении» в старших классах школы и за счет этого – сокращении «ненужного» объема информации. Тем более что такой подход давно принят в большинстве развитых стран мира.
Впервые в истории российского образования новые идеи и структуры было решено не вводить «сверху», как это уже не раз случалось на нашей памяти. Приняли решение опробовать всевозможные новации сначала в тех школах, где работают энтузиасты и единомышленники, и лишь потом, через несколько лет, проработав план реконструкции и оценив возможные ее последствия, распространять наиболее удачный опыт на всю страну. Специально для этого был организован мониторинг, чтобы следить, как эти новации скажутся на успеваемости и поведении учеников, их учебной загруженности, а также на состоянии здоровья. В мониторинге приняли участие более двух тысяч школ по всей России. Получены данные примерно от 75 тысяч учащихся начальной школы и старшеклассников, заполнены больше 100 тысяч анкет. Такой объем информации позволил получить достоверные сведения и вскрыть многие ранее неизвестные закономерности.
Чтобы выполнить такую работу, пришлось придумать специальные способы сбора и анализа данных – разработать несколько видов анкетных бланков, на вопросы которых отвечали школьные директора и завучи, классные руководители, родители учащихся и сами школьники. В отдельных случаях нужно было выполнить необходимые тесты и вписать в бланки их результаты. А потом эти бланки считывались компьютерным сканером, данные заносили в память компьютеров, тщательно проверяли. Полученные данные обрабатывали математики совместно с разными специалистами – педагогами, психологами, социологами, антропологами, физиологами, гигиенистами и другими.
Что же удалось узнать о здоровье школьников?
Во-первых, это правда, что абсолютно здоровых детей крайне мало – не больше 10%. При этом надо понимать, что врачи считают абсолютно (точнее, практически) здоровым такого человека, у которого не выявлено никаких заболеваний. Значит, у 90% детей те или иные заболевания обнаружены. Что это за болезни?
На первом месте стоит кариес. Эта патология встречается примерно у 40% школьников. Второе место принадлежит болезням опорно-двигательной системы – разного рода нарушения осанки, в том числе плоскостопие и искривления позвоночника. Таких детей чуть меньше 30%. На третьем месте – лор-заболевания: хронический тонзиллит, гайморит и т.п. Эта группа включает 15–17% детей. Значительное распространение имеют также заболевания органов чувств (15–20%), среди которых преобладает миопия. Остальные группы заболеваний представлены меньше, в пределах 10–12%. К тому же у многих детей обнаружено не по одному, а по 2–3 заболевания.
Анализ этих показателей подтверждает: действительно, полностью здоровых детей крайне мало, но назвать тяжело больным ребенка, у которого в зубе обнаружено дупло и бывает 1–2 раза в год ангина, представляется неверным. Медицинская статистика часто пугает своими цифрами, но обычно не раскрывает их содержания. Когда же содержание открывается, порой оказывается, что «не так страшен черт, как его малюют». Разумеется, ничего хорошего нет в том, что у каждого третьего школьника выявлены нарушения осанки, но ведь это не «окончательный диагноз»: в большинстве случаев такие нарушения можно исправить за счет грамотной организации физического воспитания. На самом деле хронически больных детей среди школьников примерно 12–15%. Эта группа детей нуждается в особой заботе, их болезнь всерьез мешает учиться. Если с ней не удастся справиться, она будет в дальнейшем мешать работать, строить свою карьеру. Но это вовсе не означает, что ситуация со здоровьем детей в стране катастрофическая. На самом деле примерно такая же, как в других европейских странах. Ситуация, требующая принятия решительных мер, но отнюдь не катастрофическая.
Целый ряд хронических заболеваний встречается у старшеклассников намного чаще, чем у первоклашек. Некоторые из них (например, заболевания эндокринной системы) проявляются лишь с началом подросткового периода развития – это общебиологическая закономерность. Но ответственность за другую часть действительно лежит на школе и родителях. Это в первую очередь миопия (близорукость), которая увеличивается за время обучения в школе в 1,5 раза; заболевания сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта (увеличиваются с 1-го по 10-й класс на 30–40%). Мощным фактором усиления миопии служит неправильный световой режим: недостаточное освещение ученических мест, гигиенически не выверенные приемы работы с текстами, компьютерными дисплеями и пр. Сердце, сосуды и желудочно-кишечный тракт первыми реагируют на любого рода стрессовые ситуации, а стрессов в жизни сегодняшнего школьника немало. Кроме того, желудочно-кишечный тракт ребенка очень чувствителен к режиму и качеству питания, а они далеко не во всех школах соблюдаются на уровне гигиенических нормативов.
Рейтинговое распределение (в %) хронических заболеваний
и функциональных нарушений основных систем организма у учащихся 1-х классов
Что касается тяжести большинства хронических заболеваний школьников, то ее можно оценить на основании следующих цифр: пропуск учебных дней по болезни в результате простудных и острых инфекционных заболеваний составляет примерно 85%, тогда как по причине обострения хронических заболеваний – не более 15%. Разумеется, и это достаточно много, но ситуация вовсе не представляется трагичной.
Выявился еще один любопытный факт: оказывается, представления родителей и врачей о состоянии здоровья ребенка могут сильно различаться. Мы сопоставили данные школьных медицинских карт, куда школьный медработник заносит всю информацию о состоянии здоровья и заболеваемости каждого ребенка, с результатами анкетного опроса родителей. Оказалось, что по целому ряду заболеваний информация не совпадает. Чаще всего родители лучше знают о болезнях своего ребенка, чем школьные медработники, поэтому, по данным анкетирования родителей, заболеваемость бывает обычно намного (в 1,5–2 раза) выше, чем по данным медицинских карт. Более всего различаются данные по кариесу, заболеваниям органов чувств, органов дыхания, кожно-аллергическим заболеваниям, врожденным порокам развития, травмам и операциям. В то же время родители часто (в половине случаев) не знают о наличии у их детей эндокринных заболеваний, зафиксированных в медицинской карте. Это опасная ситуация: ведь хорошо известно, что любую болезнь легче остановить в самом начале, при первых ее признаках. А недостаточная информированность родителей оставляет их пассивными, упускается время.
Еще один традиционный показатель здоровья, на который привычно опираются врачи, – это физическое развитие ребенка: соответствие показателей длины тела, массы тела и окружности грудной клетки возрастно-половым нормативам. Физическое развитие принято оценивать по 5-балльной шкале, но только, в отличие от школьных оценок, здесь лучший балл – это «3», то есть среднее, наиболее нормальное физическое развитие. Оценки «4» и особенно «5» могут означать ожирение; оценки «2» и особенно «1» свидетельствуют об астенизации, которая может быть следствием недостаточности питания.
Полученные данные мониторинга позволили подтвердить несколько важных положений, которые в последние годы регулярно высказываются антропологами и гигиенистами, а именно:
·Акселерация роста и развития детей закончилась, нынешнее поколение детей не будет крупнее своих родителей (это происходит во всем мире).
·Проблема «избыточного веса» у детей в стране практически отсутствует. Если 20 лет назад дети с избыточным весом составляли не менее 20% популяции, то теперь их доля не превышает 3%.
·«Средний» уровень физического развития, как и положено, согласно законам статистики присущ абсолютному большинству детей – как учащимся младших классов, так и старшеклассникам.
·Заметно увеличилась доля детей, имеющих низкое физическое развитие. Чаще всего это проявляется в недостатке массы тела, но выявлены также случаи низкорослости.
Врачи полагают, что изменения в физическом развитии детей определяются в первую очередь недостаточностью питания. Вот почему специальный блок вопросов нашей анкеты был посвящен изучению питания современных школьников.
|