Средняя общеобразовательная школа № 113 г. Казани в 2005 г. вошла в Европейскую сеть школ содействия здоровью. Для обучения детей культуре здоровья педагогический коллектив школы использует республиканские и федеральные профилактические программы, а также собственные разработки.
Обзор существующих методов и подходов – это первый шаг к включению в школьные учебные планы программ обучения здоровью. Важно, чтобы новые программы базировались на уже существующих элективных курсах или темах, чтобы не было необходимости все начинать с чистого листа.
Образовательная интегрированная программа «Обучение здоровью школьников» И.И. Ахтариевой, О.В. Гариповой, Н.К. Раицкой направлена на укрепление здоровья детей и подростков. Это разработка модульных учебных курсов по обучению здоровью для педагогов и школьников.
Уже несколько лет в школе работают программы первичной профилактики табакокурения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИД и ЗППП и другие. Время требует внести коррективы и в тематику, и в выбор более пригодной модели для оценки программы с учетом новых тем. Например, целью школьного обучения в области профилактики ПАВ-зависимостей являются пропаганда здорового образа жизни и развитие необходимых жизненных знаний, умений и навыков, чтобы помочь учащимся сделать ответственный выбор в сфере здоровья. Данные цели постоянны, однако фокус может смещаться, чтобы соответствовать различным потребностям молодых людей на каждой стадии развития.
Школьники должны знать не только о влиянии наркотиков на здоровье, но и об уголовной ответственности за употребление наркотиков, включая их хранение и транспортировку. Ученикам нужна помощь в распознавании связи между чувством счастья и желанием избежать того, что может сделать их несчастными.
Комплексная авторская программа И.И. Ахтариевой, О.В. Гариповой по профилактике употребления психоактивных веществ «Защити себя сам» способствует развитию у школьников понимания состояния своего здоровья и благополучия, а также стратегий, которые помогут избежать вреда, наносимого наркотиками. Соответствующие темы интегрированы в учебно-тематический план. Данная программа в 2005 году награждена дипломом II степени в номинации «Авторские разработки» (Республиканский конкурс по профилактике наркотизации среди учащихся, проводимый Управлением Федеральной службы РФ контроля за оборотом наркотиков по Республике Татарстан и Минобрнауки РТ).
Дифференцированный анализ ситуации в Республике Татарстан позволил выделить ряд факторов, определяющих негативную динамику проблемы. Одна из основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, – легкая доступность ПАВ. Около 60% опрошенных несовершеннолетних, употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают относительную несложность их приобретения. Наркодельцы давно определили для себя образовательные учреждения как мини-рынки сбыта наркотиков. Борьба с торговцами наркотиками – это прерогатива правоохранительных органов.
Другой важный фактор наркотизации – снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, находится в сложной социально-психологической ситуации: с одной стороны – массовое распространение наркотиков, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией, в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания; с другой – растерянность и некомпетентность педагогов, социальных работников, родителей.
Среди личностных факторов, являющихся пусковым механизмом начала употребления наркотиков, выделяются индивидуальная дисгармоничность, наследственная генетическая дефицитарность, врожденные аномалии характера, проявляющиеся в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств. Немалый «вклад» в ухудшение здоровья детей и подростков и создание благоприятной почвы для распространения наркомании вносят современная система воспитания и чрезмерные психофизические нагрузки, обусловленные существующей системой образования.
Профилактическая деятельность обеспечивается совместными усилиями учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.
Авторская программа «Защити себя сам» обучает сознательному отказу от употребления ПАВ, формирует ценностное отношение к себе и к собственному здоровью, учит выходить из проблемных ситуаций, развивает способность к сотрудничеству и лидерские качества. Эта профилактическая программа рассчитана на здоровых подростков в возрасте от 10 до 17 лет.
Проводя опрос среди школьников, мы выяснили интересную картину: причиной для первого употребления наркотиков подростки называют любопытство, на второе место ставят предложение друга и только потом – конфликтную ситуацию. Поэтому основной акцент в профилактической работе надо сделать на умении совершать сознательный правильный выбор, а также навыке сказать «нет» в ответ на сомнительные предложения сверстников. На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие положения по организации профилактической работы:
– профилактику следует начинать с раннего возраста (10–12 лет);
– необходима полная информация о возможных последствиях употребления наркотических средств;
– профилактическая работа должна проводиться сверстниками;
– нужно обеспечить отдых молодежи, уделяя внимание прежде всего возможности общения;
– обучение методам противостояния манипуляции и групповому давлению;
– самое главное – обеспечить свободу выбора при максимальной информации.
Принимая во внимание, что в программе могут быть не только занятия в группе, но и дискуссии, ток-шоу, музыкальные спектакли, постановка сказок на новый лад и другие формы, отмечаем, что эту программу эффективнее реализует объединение молодежи, которое придумывает и подготавливает мероприятия самостоятельно и при поддержке взрослых. Предлагаются разные формы общения со сверстниками, ведь именно общение является главным интересом и ведущей деятельностью для подростков и молодежи. Находясь в общественном объединении, молодой человек независимо от возраста должен приобрести следующие социальные навыки:
•принятия решения, учитывая мнения других людей;
•разрешения проблемных ситуаций, возникающих в семье, в школе, в среде сверстников, используя потребность в достижении;
•общения и установления межличностных взаимоотношений;
•противостояния манипуляции и групповому давлению.
Учителя и психологи работают в режиме семинара, применяя методы интерактивного обучения, используя элементы социально-психологического тренинга, ролевые игры, дискуссии, в которых подростки не просто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Главным становится: их не научили, а они сами поняли необходимость ответственно относиться к собственной жизни и здоровью.
Основным методом работы является социально-психологический тренинг (СПТ). Особенность СПТ – он не дает готовых рецептов работы, а стимулирует участников самостоятельно творчески подходить к решению проблемы. Информационная часть представлена в виде научно-популярной живой беседы с аудиторией. Во время творческих мастерских участникам предлагаются диалоги, дискуссии, ролевые, ситуационные и деловые игры, которые формируют необходимые навыки.
Многие из новейших программ не фокусируются непосредственно на наркотических веществах. Вместо этого они имеют обучающий характер и акцентируются на личном и социальном развитии школьников. Такие вопросы, как потребление алкоголя и наркотиков, ВИЧ/СПИД, сексуальные проблемы и личная безопасность, служат для иллюстрации в соответствующей восприятию учащихся форме. Ученики часто сами определяют волнующие их проблемы, а учитель и психолог выступают в роли помощников, а не инструкторов. Учащиеся изучают эти вопросы, проявляя свои способности и интересы в музыке, театре и других видах искусства. Такой подход повышает самооценку, развивает жизненные навыки, информирует (с помощью фактов и эмоций) в соответствии с интересами возрастной группы и с привлечением лидеров.
|