Ученые Саратовского государственного медицинского университета провели исследование в первых–третьих классах двух гимназий и трех общеобразовательных школ г. Саратова. Медики проанализировали работу, которая проводится в этих учебных заведениях по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Анализ инфраструктуры обследуемых учебных заведений показал их несоответствие гигиеническим требованиям. Хотя характер помещений в этих школах и гимназиях отвечал санитарным правилам, типичными оказались такие дефекты, как уменьшение площади классных комнат в расчете на одного учащегося, несоответствие показателей искусственного освещения допустимым нормам, несоответствие функциональных размеров школьной мебели росту учащихся, отсутствие полноценного горячего питания.
При анализе организации учебно-воспитательного процесса было установлено, что недельная учебная нагрузка превышала допустимые нормы в классах гимназий на 2–7 часов, в классах школ с традиционной формой обучения – на 1–3 часа.
Школьное расписание нередко составлялось без учета дневной и недельной умственной работоспособности. В гимназических классах структура уроков чаще, чем в общеобразовательных школах, отличалась нерациональностью, отсутствием чередования учебно-методических подходов, малым количеством видов учебной деятельности, неправильной организацией физкультминуток, отсутствием контроля учителя за правильной посадкой ученика.
Утомляемость у гимназистов наступала несколько раньше – на 25-й минуте, у учащихся в обычной школе – на 33-й минуте. У 90% всех обследованных сказывались признаки неполноценной организации дневного отдыха. Никто из учеников первых классов гимназий и школ не имел дневного сна. Недостаточной оказалась и средняя продолжительность ночного сна школьников в будние дни.
Занятия детей по интересам, включавшие занятия в музыкальной школе, иностранными языками и т.д., отнимали в среднем от 1,5 до 3 часов. В свободное от учебных и внеклассных занятий время дети значительную его часть уделяли чтению, просмотру телевизионных передач, играм на компьютере.
В большинстве обследованных учебных заведений занятия физкультурой и спортом не были организованы достаточно рационально. Только один спортивный зал отвечал гигиеническим требованиям по площади. Ни в одном учебном заведении не было полного набора учебно- спортивных помещений и помещений гигиенического назначения (душевые, санузлы). Доля исправного спортивного инвентаря составляла 20–70% от необходимого количества.
Практически не проводились занятия по специальным программам ЛФК с учащимися подготовительной и специальной групп, что чаще всего объяснялось отсутствием специалистов по работе с ослабленными детьми.
В большинстве обследованных учреждений использовались лишь малодейственные формы работы по охране и укреплению здоровья детей – беседы о здоровье с учащимися и их родителями
|