Танцевать рок-н-ролл – весело, современно, модно.
И это такая хорошая физическая нагрузка, что танцевальные па можно смело разучивать на уроках физкультуры.
Акробатический рок-н-ролл – это единство музыки, танцевальных движений и акробатических приемов.
Вначале дети осваивают простые движения, к которым относятся джаз-балет, прыжки в стороны и т.п. Затем – более сложные. От одиночного танца переходят к парному. По мере освоения отдельных танцевальных движений объединяют их в танцевальные связки. На заключительном этапе обучения составляют композиции.
Обучение детей младшего школьного возраста строится на основе принципов сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования.
При обучении используют разнообразные методы:
– обеспечение наглядности — показ движений, демонстрация пособий;
– использование слова (вербальные) – объявление, рассказ, указание;
– упражнения – без изменения условий, с изменением условий;
– игровой и соревновательный.
Так как у детей хорошо развито образное мышление, при обучении мы рекомендуем учителям пользоваться:
– наглядными пособиями (рисунки, фотографии, кино- и видеоролики), просматривание которых помогает детям лучше освоить технику движений;
– имитациями: подражать действиям животных, насекомых и др.;
– вербальными методами, которые помогают ребенку точнее воспроизводить физические упражнения, осмысленно и правильно выполнять их;
– образами, в том числе в названиях движений – «лягушка», «ковырялочка» и пр.
Рекомендуется использовать повторения. Однако многократное повторение одного и того же упражнения быстро утомляет детей. Поэтому повторение следует разнообразить соревновательным элементом. Например, детям можно предложить задание: «Кто лучше всех выполнит это танцевальное движение?».
Наряду с подвижными играми все упражнения, выполняемые в разнообразных, неожиданно меняющихся условиях, являются ценным средством развития координации.
Содержание танцевальных элементов рок-н-ролла
Содержание простых (сольных) танцевальных движений акробатического рок-н-ролла мы представили в виде таблицы.
Условные сокращения: и.п. – исходное положение, о.с. – основная стойка, бр. – бросок, лев. – левый, прав. – правый, рр. – руки.
Простые танцевальные элементы в акробатическом рок-н-ролле |
№ |
Движение
(его образ) |
Описание движения |
Методические
указания |
Схема движения |
1 |
Джаз-балет
(«самолетики») |
И.п. – о.с. 1–2 – прав. нога на носок, лев. ногу согнуть, рр. параллельно ноге.
3–4 – лев. ногу влево на носок, прав. ногу согнуть, рр. параллельно ноге. |
1. Ногу точно
на носок.
2. Рр. прямые.
3. Небольшой наклон. |
1–2 3–4
|
2 |
Прыжки в стороны («гармошка»: «Я играю на гармошке...») |
И.п. – о.с.
1 – прямые ноги скрестно, рр. возле груди (хлопок).
2 – прыжок вправо, лев. нога на пятку, прав. нога согнута, рр. в стороны.
3–4 – то же влево. |
1. Создать образ шагающего человека, играющего на гармошке.
2. Использовать зрительный ориентир по сторонам.
3. Плечи прямо.
4. Прыгнуть. |
1 2
|
3 |
Шаги в сторону («Буратино») |
И.п. – о.с.
1 – шаг прав. ногой с пятки вправо (прав. рука возле туловища «открыта», лев. рука на прав. бедре).
2 – лев. нога к прав.
3–4 – то же (смена рук).
5–8 – то же, в другую сторону. |
Создать образ
шагающего
Буратино.
|
1 2
|
4 |
Хоппы («танцующие петушки») |
И.п. – о.с.
1 – поднять прав. бедро, опорная нога поднимается на носок и опускается на пятку.
3–4 – то же, левое бедро. |
1. Создать образ танцующих
петушков.
2. Выше колено.
3. Спина ровная. |
1–2 |
5 |
Буги вперед, назад
(«елочка», лесенка») |
Вперед. И.п. – о.с.
1 – прав. нога впереди, лев. – по диагонали, друг за другом.
2 – лев. нога впереди, прав. – сзади.
3 – то же, прав.
4 – то же, лев.
Назад. И.п. – о.с.
1 – лев. нога назад, за прав. – по диагонали.
2 – прав. ногу за лев.
3–4 – то же. |
1. Использовать наглядные пособия.
2. Поставить ориентиры для движения ног.
3. Ноги слегка согнуты.
4. Плечи вперед.
5. На носках.
6. Шагом назад.
7. Точно
по диагонали. |
Буги вперед |
6 |
Хобби-ход –
основа танца:
2 «пружинки»,
2 броска
(«танцующие
цапли») |
Два шага, два броска.
И.п. – о.с.
1 – шаг прав. ногой.
2 – шаг лев. ногой.
Броски. И.п. – о.с.
1 – поднять прав. бедро (стопа у колена).
2 – ногу вперед.
3 – возврат к колену.
4 – и.п.
5–8 – то же другой ногой. |
1. Создать образ танцующих цапель.
2. На месте.
3. Выше бедро.
4. «Стряхнуть грязь
с ботинок». |
Шаги
1 2
Броски
1 2 3 4
|
7 |
Пяточки |
И.п. – о.с.
1 – прав. нога
на пятку вперед.
2 – лев. нога на пятку.
3 – то же, прав.
4 – то же, лев. |
Игра ног |
1 2 3 4
|
8 |
2 большие пяточки («шагаем
через лужу») |
И.п. – о.с.
1–2 – прав. ногу на пятку вперед, как бы перешагиваем через лужу.
2 – то же, лев. |
1. Высокая пятка.
2. Делаем движения, похожие на перешагивание через лужу. |
1 2
|
9 |
Пятка, хлопок, хлопок, пятка |
И.п. – о.с.
1 – прав. ногу на пятку.
2 – прав. ногу назад, хлопок по пятке прав. рукой.
3 – то же, лев.
4 – лев. ногу на пятку. |
1. Опорная нога
пружинит.
2. Точно хлопнуть
по пятке. |
1 2 3 4
|
10 |
Хлопок, пятка, пятка, хлопок |
И.п. – о.с.
1 – прав. ногу назад, хлопок по пятке прав. рукой.
2 – прав. ногу вперед на пятку.
3 – то же, лев.
4 – лев. ногу назад, хлопок по пятке лев. рукой. |
Опорная нога
пружинит. |
1 2 3 4
|
11 |
Крест |
И.п. – о.с.
1 – бр. прав. ногой от колена вперед.
2 – бр. прав. ногой в сторону.
3 – то же, лев.
4 – бр. лев. ногой вперед. |
1. Точно от колена.
2. Точно в сторону.
3. Ногами рисуем крестик. |
|
12 |
Бросковые: 4 броска «Стряхиваем грязь
с ног» |
И.п. – о.с.
1 – бр. прав. ногой
с пола.
2 – то же, лев.
3 – то же, прав.
4 – то же, лев. |
1. Ноги расслаблены.
2. Броски резкие. |
|
13 |
Бросковые:
по 2 от колена |
И.п. – о.с.
1–2 – два броска прав. ногой от колена, лев. нога пружинит.
3–4 – то же, лев. |
1. Бедро не опускать.
2. Ногу выпрямить.
3. Опорная нога
пружинит. |
1 2 3 4
|
14 |
«Диагональка» обычная |
И.п. – о.с.
1 – бросок прав. ногой по диагонали (перпендикулярно левой).
2 – то же в сторону.
3–4 – то же с лев. ноги. |
1. Нога прямая.
2. Опорная нога
пружинит.
3. Бросок точно в сторону. |
1 2 3 4
|
15 |
«Диагональка»
с точкой |
И.п. – о.с.
1 – бросок прав. ногой скрестно (по диагонали).
2 – то же в сторону.
3 – поставить носок на пятку.
4–6 – то же с лев. ноги. |
Точка |
1 2 3
|
16 |
«Диагональка»
с двумя точками |
И.п. – о.с.
1 – бросок правой ногой скрестно (по диагонали).
2 – то же в сторону.
3–4 – поставить носок
на пятку (2 раза).
5–8 – то же с лев. ноги. |
1. Нога точно
по диагонали.
2. Две точки.
|
То же |
17 |
«Дорожка» |
И.п. – рр. в стороны.
1 – прав. ногу скрестно.
2 – лев. ногу в сторону.
3 – прав. ногу назад.
4 – лев. ногу приподнять,
поставить.
5–8 – то же в другую сторону. |
1. Плечи вперед.
2. Движения
по одной линии. |
4 3 2 1
|
Сложные танцевальные элементы в акробатическом рок-н-ролле |
18 |
«Ковырялочка» |
И.п. – о.с.
1 – шаг прав. пяткой вправо.
2 – приставить лев. ногу к прав.
на носок.
3 – поворот бедра влево.
4 – шаг левой пяткой влево.
5 – приставить прав. ногу к лев. ноге.
6 – и.п. |
1. Плечи вперед.
2. Активно
поворачивать бедро. |
1 2 3
4 5 6
|
19 |
«Многоножка» |
И.п. – о.с.
1–2 – два броска прав. ногой от колена по диагонали.
3–4 – то же лев. ногой.
5 – бросок прав. ногой от колена.
6 – то же лев. ногой.
7 – то же прав. ногой.
8 – поставить лев. ногу на носок, рр. вверх. |
1. Бедро не опускать.
2. Представить образ многоножки.
|
1 2 3 4
5 6 7 8
|
20 |
Туихил на полу («обезьянки») |
И.п. – рр. в стороны.
1 – прав. ногу на носок (бедро вперед).
2 – прав. ногу вправо на пятку.
3 – прав. ногу на носок (бедро вперед).
4–6 – то же в другую сторону. |
1. Скручивание туловища.
2. Ноги слегка согнуты.
3. Плечи прямо. |
1 2 3
|
21 |
Туихил на полу с точкой |
И.п. – рр. в стороны.
1 – прав. ногу на носок (бедро вперед).
2 – прав. ногу вправо на пятку.
3 – прав. ногу на носок (бедро вперед).
4 – точка.
5–8 – то же влево. |
1. Ногу на пятку.
1. Скручиваем
туловище. |
То же |
22 |
Туихил
от колена |
И.п. – рр. в стороны.
1 – прав. стопу к колену
(бедро вперед).
2 – прав. ногу вправо на пятку.
3 – прав. ногу на носок (бедро вперед).
4–6 – то же в другую сторону. |
1. Бедро вперед.
2. Ногу точно к колену. |
То же |
23 |
Туихил
от колена
с точкой |
И.п. – рр. в стороны.
1 – прав. стопу к колену
(бедро вперед).
2 – прав. ногу на пятку.
3 – прав. ногу на носок (бедро вперед).
4 – точка.
5–8 – то же в другую сторону. |
1. Бедро вперед.
2. Точно на пятку. |
То же |
24 |
Бросковый
туихил |
И.п. – рр. в стороны.
1 – прав. стопу к колену
(бедро вперед).
2 – прав. ногу вправо, бросок.
3 – прав. ногу на носок (бедро вперед).
4–6 – то же в другую сторону. |
1. Стопу к колену. |
1 2 3
|
25 |
Квадрат |
И.п. – о.с.
1 – прав. нога скрестно, хлопок рр.
2 – прыжок вправо, прав. нога согнута, лев. на пятке, рр. в стороны.
3 – поворот лицом в квадрат, лев. нога скрестно, хлопок рр.
4 – прыжок влево, лев. нога согнута, прав. на пятку, рр. в стороны.
5 – как п. 3, спиной к квадрату, прав. ногой.
6 – как п. 2.
7 – как п. 3.
8 – как п. 4.
9 – как п. 5.
10 – прыжок вправо, прав. нога согнута, лев. на пятке (приставить к прав.), рр. вниз. |
1. Только по кресту. |
4 3
1 2 |
26 |
«Лягушка» |
И.п. – стоя боком вперед.
1–2 – два броска от колена,
два броска кистями.
3–4 – то же с другой ноги. |
1. Плечи прямо.
2. «Стряхиваем воду». |
1 2
|
Занятия элементами рок-н-ролла имеют некоторые особенности:
· музыка, соответствующая стилю рок-н-ролла, с четко выраженным ритмом оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей;
· танцевальные движения доступны детям этого возраста;
· рекомендуется учитывать возрастные особенности младших школьников;
· использовать яркие, наглядные методы обучения.
Рок-н-ролл – хорошее средство для обогащения двигательного опыта. В процессе занятий изучаются элементы многих движений.
Содержание танцевальных комплексов рок-н-ролла для начинающих («Игра в ногах»)
1. Джазовые «пяточки»
· 4 «пяточки»;
· 2 «большие»;
· «пятка, хлопок, хлопок, пятка»;
· «хлопок, пятка, пятка, хлопок»;
· джаз-балет;
· «дорожка»;
· «ковырялочка»;
· «туихил с точкой». |
3. Бросковые
· 4 броска с пола;
· по 2 от колена;
· «французский ход»;
· «диагональка»;
· «крест»;
· «голландский ход»;
· «многоножка». |
5. «Танцевалка 1»
(«Буратино»)
· 2 «Буратино» вправо;
· буги вперед;
· джаз-балет;
· буги назад;
· прыжки в стороны;
· «туихил обычный». |
2. «Туихилы носок – пятка»
(«Обезьянка»)
· обычный;
· с точкой;
· от колена;
· от колена с точкой;
· бросковый;
· бросковый с точкой. |
4. «Диагональки»
· «диагональка»;
· «диагональка
с точкой»;
· «диагональка
с двумя точками»;
· «диагональка
с постановкой»;
· «диагональка
Тарасова». |
6. «Танцевалка 2»
(«Лягушки»)
· «туихил с бросками»;
· «лягушка»;
· джаз-балет
с касанием рукой пола;
· 4 броска назад;
· прыжок «ноги врозь, колени согнуты, руки вперед»;
· то же, руки в стороны. |
А в каждом новом движении есть элементы ранее изученного. Чем большим количеством разнообразных двигательных навыков владеет человек, тем богаче его двигательный опыт, тем легче и быстрее его можно обучить новым двигательным действиям.
Элементы рок-н-ролла можно использовать во время подготовительной, основной и заключительной частей занятий по физическому воспитанию. Эти элементы могут использоваться также на занятиях по музыке, при подготовке к праздникам, на утренней гимнастике.
Процесс обучения танцевальным движениям является одним из эффективных средств развития координации. Деятельность преподавателя должна осуществляться в следующих педагогических условиях: а) целенаправленный выбор танцевальных движений; б) последовательность и преемственность при переходах от одной формы движений к другой; в) использование музыкального сопровождения с четко выраженным ритмом; г) индивидуализация музыкально-ритмической и акробатической подготовки.
Включение элементов акробатического рок-н-ролла в уроки физкультуры поднимает настроение и улучшает психофизическое развитие детей.
|