Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2007

Вне урока

Игра ног

Танцевать рок-н-ролл – весело, современно, модно.
И это такая хорошая физическая нагрузка, что танцевальные па можно смело разучивать на уроках физкультуры.
Акробатический рок-н-ролл – это единство музыки, танцевальных движений и акробатических приемов.
Вначале дети осваивают простые движения, к которым относятся джаз-балет, прыжки в стороны и т.п. Затем – более сложные. От одиночного танца переходят к парному. По мере освоения отдельных танцевальных движений объединяют их в танцевальные связки. На заключительном этапе обучения составляют композиции.
Обучение детей младшего школьного возраста строится на основе принципов сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования.
При обучении используют разнообразные методы:
– обеспечение наглядности — показ движений, демонстрация пособий;
– использование слова (вербальные) – объявление, рассказ, указание;
– упражнения – без изменения условий, с изменением условий;
– игровой и соревновательный.
Так как у детей хорошо развито образное мышление, при обучении мы рекомендуем учителям пользоваться:
– наглядными пособиями (рисунки, фотографии, кино- и видеоролики), просматривание которых помогает детям лучше освоить технику движений;
– имитациями: подражать действиям животных, насекомых и др.;
– вербальными методами, которые помогают ребенку точнее воспроизводить физические упражнения, осмысленно и правильно выполнять их;
– образами, в том числе в названиях движений – «лягушка», «ковырялочка» и пр.
Рекомендуется использовать повторения. Однако многократное повторение одного и того же упражнения быстро утомляет детей. Поэтому повторение следует разнообразить соревновательным элементом. Например, детям можно предложить задание: «Кто лучше всех выполнит это танцевальное движение?».
Наряду с подвижными играми все упражнения, выполняемые в разнообразных, неожиданно меняющихся условиях, являются ценным средством развития координации.

Содержание танцевальных элементов
рок-н-ролла

Содержание простых (сольных) танцевальных движений акробатического рок-н-ролла мы представили в виде таблицы.
Условные сокращения: и.п. – исходное положение, о.с. – основная стойка, бр. – бросок, лев. – левый, прав. – правый, рр. – руки.

Простые танцевальные элементы в акробатическом рок-н-ролле

Движение
(его образ)

Описание движения

Методические
указания

Схема движения

1

Джаз-балет
(«самолетики»)

И.п. – о.с. 1–2 – прав. нога на носок, лев. ногу согнуть, рр. параллельно ноге.
3–4 – лев. ногу влево на носок, прав. ногу согнуть, рр. параллельно ноге.

1. Ногу точно
на носок.
2. Рр. прямые.
3. Небольшой наклон.

1–2 3–4

2

Прыжки в стороны («гармошка»: «Я играю на гармошке...»)

И.п. – о.с.
1 – прямые ноги скрестно, рр. возле груди (хлопок).
2 – прыжок вправо, лев. нога на пятку, прав. нога согнута, рр. в стороны.
3–4 – то же влево.

1. Создать образ шагающего человека, играющего на гармошке.
2. Использовать зрительный ориентир по сторонам.
3. Плечи прямо.
4. Прыгнуть.

1              2

3

Шаги в сторону («Буратино»)

И.п. – о.с.
1 – шаг прав. ногой с пятки вправо (прав. рука возле туловища «открыта», лев. рука на прав. бедре).
2 – лев. нога к прав.
3–4 – то же (смена рук).
5–8 – то же, в другую сторону.

Создать образ
шагающего
Буратино.

 

1              2

4

Хоппы («танцующие петушки»)

И.п. – о.с.
1 – поднять прав. бедро, опорная нога поднимается на носок и опускается на пятку.
3–4 – то же, левое бедро.

1. Создать образ танцующих
петушков.
2. Выше колено.
3. Спина ровная.

1–2
5

Буги вперед, назад
(«елочка», лесенка»)

Вперед. И.п. – о.с.
1 – прав. нога впереди, лев. – по диагонали, друг за другом.
2 – лев. нога впереди, прав. – сзади.
3 – то же, прав.
4 – то же, лев.
Назад. И.п. – о.с.
1 – лев. нога назад, за прав. – по диагонали.
2 – прав. ногу за лев.
3–4 – то же.

1. Использовать наглядные пособия.
2. Поставить ориентиры для движения ног.
3. Ноги слегка согнуты.
4. Плечи вперед.
5. На носках.
6. Шагом назад.
7. Точно
по диагонали.

Буги вперед

6

Хобби-ход – основа танца: 2 «пружинки»,
2 броска («танцующие
цапли»)

Два шага, два броска.
И.п. – о.с.
1 – шаг прав. ногой.
2 – шаг лев. ногой.
Броски. И.п. – о.с.
1 – поднять прав. бедро (стопа у колена).
2 – ногу вперед.
3 – возврат к колену.
4 – и.п.
5–8 – то же другой ногой.

1. Создать образ танцующих цапель.
2. На месте.
3. Выше бедро.
4. «Стряхнуть грязь
с ботинок».

Шаги

1             2

Броски

1     2      3     4

7

Пяточки

И.п. – о.с.
1 – прав. нога
на пятку вперед.
2 – лев. нога на пятку.
3 – то же, прав.
4 – то же, лев.

Игра ног

1      2     3     4

8

2 большие пяточки («шагаем через лужу»)

И.п. – о.с.
1–2 – прав. ногу на пятку вперед, как бы перешагиваем через лужу.
2 – то же, лев.

1. Высокая пятка.
2. Делаем движения, похожие на перешагивание через лужу.

1   2

9

Пятка, хлопок, хлопок, пятка

И.п. – о.с.
1 – прав. ногу на пятку.
2 – прав. ногу назад, хлопок по пятке прав. рукой.
3 – то же, лев.
4 – лев. ногу на пятку.

1. Опорная нога
пружинит.
2. Точно хлопнуть
по пятке.

1    2     3    4

10

Хлопок, пятка, пятка, хлопок

И.п. – о.с.
1 – прав. ногу назад, хлопок по пятке прав. рукой.
2 – прав. ногу вперед на пятку.
3 – то же, лев.
4 – лев. ногу назад, хлопок по пятке лев. рукой.

Опорная нога
пружинит.

1    2    3    4

11

Крест

И.п. – о.с.
1 – бр. прав. ногой от колена вперед.
2 – бр. прав. ногой в сторону.
3 – то же, лев.
4 – бр. лев. ногой вперед.

1. Точно от колена.
2. Точно в сторону.
3. Ногами рисуем крестик.

 
12

Бросковые: 4 броска «Стряхиваем грязь
с ног»

И.п. – о.с.
1 – бр. прав. ногой
с пола.
2 – то же, лев.
3 – то же, прав.
4 – то же, лев.

1. Ноги расслаблены.
2. Броски резкие.

 
13

Бросковые: по 2 от колена

И.п. – о.с.
1–2 – два броска прав. ногой от колена, лев. нога пружинит.
3–4 – то же, лев.

1. Бедро не опускать.
2. Ногу выпрямить.
3. Опорная нога
пружинит.

1    2    3   4

14

«Диагональка» обычная

И.п. – о.с.
1 – бросок прав. ногой по диагонали (перпендикулярно левой).
2 – то же в сторону.
3–4 – то же с лев. ноги.

1. Нога прямая.
2. Опорная нога
пружинит.
3. Бросок точно в сторону.

1    2    3    4

15

«Диагональка»
с точкой

И.п. – о.с.
1 – бросок прав. ногой скре­стно (по диагонали).
2 – то же в сторону.
3 – поставить носок на пятку.
4–6 – то же с лев. ноги.

Точка

1       2      3

16

«Диагональка»
с двумя точками

И.п. – о.с.
1 – бросок правой ногой скрестно (по диагонали).
2 – то же в сторону.
3–4 – поставить носок
на пятку (2 раза).
5–8 – то же с лев. ноги.

1. Нога точно
по диагонали.
2. Две точки.

 

То же

17

«Дорожка»

И.п. – рр. в стороны.
1 – прав. ногу скрестно.
2 – лев. ногу в сторону.
3 – прав. ногу назад.
4 – лев. ногу приподнять,
поставить.
5–8 – то же в другую сторону.

1. Плечи вперед.
2. Движения
по одной линии.

4    3    2   1

Сложные танцевальные элементы в акробатическом рок-н-ролле

18

«Ковырялочка»

И.п. – о.с.
1 – шаг прав. пяткой вправо.
2 – приставить лев. ногу к прав.
на носок.
3 – поворот бедра влево.
4 – шаг левой пяткой влево.
5 – приставить прав. ногу к лев. ноге.
6 – и.п.

1. Плечи вперед.
2. Активно
поворачивать бедро.

1      2      3

4     5       6

19

«Многоножка»

И.п. – о.с.
1–2 – два броска прав. ногой от колена по диагонали.
3–4 – то же лев. ногой.
5 – бросок прав. ногой от колена.
6 – то же лев. ногой.
7 – то же прав. ногой.
8 – поставить лев. ногу на носок, рр. вверх.

1. Бедро не опускать.
2. Представить образ многоножки.

 

1      2      3      4

5      6      7      8

20

Туихил на полу («обезьянки»)

И.п. – рр. в стороны.
1 – прав. ногу на носок (бедро вперед).
2 – прав. ногу вправо на пятку.
3 – прав. ногу на носок (бедро вперед).
4–6 – то же в другую сторону.

1. Скручивание туловища.
2. Ноги слегка согнуты.
3. Плечи прямо.

1      2      3

21

Туихил на полу с точкой

И.п. – рр. в стороны.
1 – прав. ногу на носок (бедро вперед).
2 – прав. ногу вправо на пятку.
3 – прав. ногу на носок (бедро вперед).
4 – точка.
5–8 – то же влево.

1. Ногу на пятку.
1. Скручиваем
туловище.

То же

22

Туихил от колена

И.п. – рр. в стороны.
1 – прав. стопу к колену
(бедро вперед).
2 – прав. ногу вправо на пятку.
3 – прав. ногу на носок (бедро вперед).
4–6 – то же в другую сторону.

1. Бедро вперед.
2. Ногу точно к колену.

То же

23

Туихил от колена с точкой

И.п. – рр. в стороны.
1 – прав. стопу к колену
(бедро вперед).
2 – прав. ногу на пятку.
3 – прав. ногу на носок (бедро вперед).
4 – точка.
5–8 – то же в другую сторону.

1. Бедро вперед.
2. Точно на пятку.

То же

24

Бросковый туихил

И.п. – рр. в стороны.
1 – прав. стопу к колену
(бедро вперед).
2 – прав. ногу вправо, бросок.
3 – прав. ногу на носок (бедро вперед).
4–6 – то же в другую сторону.

1. Стопу к колену.

1      2      3

25

Квадрат

И.п. – о.с.
1 – прав. нога скрестно, хлопок рр.
2 – прыжок вправо, прав. нога согнута, лев. на пятке, рр. в стороны.
3 – поворот лицом в квадрат, лев. нога скрестно, хлопок рр.
4 – прыжок влево, лев. нога согнута, прав. на пятку, рр. в стороны.
5 – как п. 3, спиной к квадрату, прав. ногой.
6 – как п. 2.
7 – как п. 3.
8 – как п. 4.
9 – как п. 5.
10 – прыжок вправо, прав. нога согнута, лев. на пятке (приставить к прав.), рр. вниз.

1. Только по кресту.

4 3

1 2

26

«Лягушка»

И.п. – стоя боком вперед.
1–2 – два броска от колена,
два броска кистями.
3–4 – то же с другой ноги.

1. Плечи прямо.
2. «Стряхиваем воду».

1     2

Занятия элементами рок-н-ролла имеют некоторые особенности:
· музыка, соответствующая стилю рок-н-ролла, с четко выраженным ритмом оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей;
· танцевальные движения доступны детям этого возраста;
· рекомендуется учитывать возрастные особенности младших школьников;
· использовать яркие, наглядные методы обучения.
Рок-н-ролл – хорошее средство для обогащения двигательного опыта. В процессе занятий изучаются элементы многих движений.

Содержание танцевальных комплексов
рок-н-ролла для начинающих («Игра в ногах»)

1. Джазовые «пяточки»
· 4 «пяточки»;
· 2 «большие»;
· «пятка, хлопок, хлопок, пятка»;
· «хлопок, пятка, пятка, хлопок»;
· джаз-балет;
· «дорожка»;
· «ковырялочка»;
· «туихил с точкой».

3. Бросковые
· 4 броска с пола;
· по 2 от колена;
· «французский ход»;        
· «диагональка»;
· «крест»;
· «голландский ход»;
· «многоножка».

5. «Танцевалка 1»
(«Буратино»)
· 2 «Буратино» вправо;
· буги вперед;
· джаз-балет;
· буги назад;
· прыжки в стороны;
· «туихил обычный».

2. «Туихилы носок – пятка»
(«Обезьянка»)
· обычный;
· с точкой;
· от колена;
· от колена с точкой;
· бросковый;
· бросковый с точкой.

4. «Диагональки»
· «диагональка»;
· «диагональка с точкой»;
· «диагональка с двумя точками»;
· «диагональка с постановкой»;
· «диагональка Тарасова».

6. «Танцевалка 2»
(«Лягушки»)
· «туихил с бросками»;
· «лягушка»;
· джаз-балет с касанием рукой пола;
· 4 броска назад;
· прыжок «ноги врозь, колени согнуты, руки вперед»;
· то же, руки в стороны.

А в каждом новом движении есть элементы ранее изученного. Чем большим количеством разнообразных двигательных навыков владеет человек, тем богаче его двигательный опыт, тем легче и быстрее его можно обучить новым двигательным действиям.

Элементы рок-н-ролла можно использовать во время подготовительной, основной и заключительной частей занятий по физическому воспитанию. Эти элементы могут использоваться также на занятиях по музыке, при подготовке к праздникам, на утренней гимнастике.
Процесс обучения танцевальным движениям является одним из эффективных средств развития координации. Деятельность преподавателя должна осуществляться в следующих педагогических условиях: а) целенаправленный выбор танцевальных движений; б) последовательность и пре­емственность при переходах от одной формы движений к другой; в) использование музыкального сопровождения с четко выраженным ритмом; г) индивидуализация музыкально-ритмической и акробатической подготовки.
Включение элементов акробатического рок-н-ролла в уроки физкультуры поднимает настроение и улучшает психофизическое развитие детей.

Л. Руднева