Работа в коррекционных классах
В нашей школе учатся дети с нарушениями речи.
Мы хотим поделиться своим опытом работы
в коррекционных классах VII вида младшей школы
Педагог-психолог С.А. Богатырева,
учитель-логопед Т.В. Чернова,
учитель-дефектолог Л.В. Викулина,
учитель младших классов Н.В. Ильина,
учитель Л.А. Кутукова,
школа № 8,
г. Ноябрьск,
ЯНАО
Логопедическое сопровождение учащихся коррекционных классов – одно из звеньев комплексного подхода в психолого-педагогическом сопровождении. Оно предусматривает решение определенных задач.
1. Создание условий для проведения логопедических занятий с учащимися специальных коррекционных С(К)-классов, нуждающимися в логопедической помощи.
2. Правильность и точность диагностики речевых нарушений с учетом возможностей и личных особенностей каждого ребенка.
3. Обследование устной и письменной речи учащихся 1–4-х С(К)-классов на начало и конец учебного года с целью выявления динамики речевого развития.
4. Комплексный подход в работе, предполагающий единое коррекционно-образовательное пространство, объединяющее усилия педагогов, медиков, родителей и детей.
5. Пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов.
В начале учебного года проводится обследование устной и письменной речи учащихся по методике Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной «Диагностика речевых нарушений школьников».
Эта методика предусматривает балльно-уровневую систему оценки. Она предполагает:
– уточнение структуры речевого дефекта и оценку степени выраженности нарушений разных сторон речи;
– построение системы индивидуальной коррекционной работы;
– комплектование групп на основе структуры речевого дефекта;
– отслеживание динамики речевого развития ребенка и оценку эффективности коррекционной работы.
При диагностике проводится обследование всех сторон речи:
– звукопроизношения;
– слоговой и звуковой структуры слова (деление слова на слоги, выделение звука...);
– словообразования (слова-родственники);
– грамматического строя речи;
– связности речи;
– номинативной функции (называние предметов и действий, изображенных на картинках);
– импрессивной речи (понимание близких и далеких по звучанию и значению слов: бочка – дочка – точка; кладет – ставит – держит – несет;
– языкового анализа и синтеза (исследует предпосылки письменной речи), письма, чтения.
Все результаты заносятся в протокол в баллах и переводятся в процентное соотношение. Вычерчивается индивидуальный профиль для каждого ребенка, на котором наглядно видно, какие компоненты речевой системы страдают в большей степени, а какие относительно сохранны. Кривая вычерчивается разными цветами: это удобно для того, чтобы наглядно отследить динамику речевого развития и эффективность коррекционной работы.
Данные, полученные в процессе диагностики на начало года, используются при комплектовании групп учащихся, нуждающихся в систематических коррекционных занятиях. Составляются индивидуальные программы для каждого ученика и расписание занятий и перспективные планы работы для каждой группы.
Работа делится на несколько этапов.
I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; устранение дефектов звукопроизношения; формирование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слов).
II этап – восполнение пробелов в лексике и грамматике (уточнение значений слов и обогащение словаря новыми словами, совершенствование грамматического оформления связной речи).
III этап – восполнение пробелов в формировании связной речи (развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания).
Для каждого учащегося С(К)-класса предусмотрены 3 фронтальных занятия в неделю и 2–3 индивидуальных по звукопроизношению.
Работа с детьми должна быть динамичной, неутомительной и эмоционально приятной, поэтому мы используем разнообразные формы, методы и приемы.
На I этапе развиваем артикуляцию, общую и мелкую моторику, проводим дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика
– «Ветер». Изображая ветер, дуем сильно и очень длительно, в конце выдоха с напряжением втягиваем мышцы живота. На звук С на одном выдохе звук сначала усиливается, затем затихает.
– «Шум моря». Учитель говорит: «Послушаем шум морского прибоя… А теперь встанем и «подышим», как море. Сделаем тихий, мягкий вдох животиком и плавно поднимем руки вверх. А теперь выдохнем: ш-ш-ш.
Выдыхаем долго-долго, втягиваем в себя животик, чтобы вышел весь воздух. Мягко опустим руки. И снова мягкий вдох. Упражнение выполняется без комментариев учителя, но вместе с ним.
– «Качка». Дети стоя соединяют перед собой концы пальцев рук, имитируя нос корабля, и легонько покачиваются из стороны в сторону. Дыхание мягкое, ритмичное. При покачивании в одну сторону – вдох носом, в другую – выдох через рот; произносим звук ф. Упражнение выполняется ритмично, спокойно.
– «Горка» (игра для развития дикции и длины выдоха). Предлагается быстро нараспев произнести скороговорку:
На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки…
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
При этом Егорок нужно перечислять на одном выдохе. Победит тот, кто правильно произнесет все слова и назовет большее количество Егорок.
– «Поем гласные». Произнести гласные на одном выдохе со сменой ударения:
А–О–У–Ы–Э
А–О–У–Ы–Э
А–О–У–Ы–Э
А–О–У–Ы–Э
А–О–У–Ы–Э
– «Быстрее – медленнее». Произнести гласные со сменой темпа речи:
АУ_____АУ_____АУ_____АУ
АУ___АУ___АУ___АУ
АУ_АУ_АУ
Эти же упражнения можно провести со слогами.
Для развития общей мелкой и артикуляционной моторики предлагаем комплексную разминку. Разминка содержит комплекс упражнений для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений, совершенствования артикуляционной и тонкой моторики, а также дыхательные и голосовые упражнения и задания для развития фонематического восприятия.
Время выполнения – 5 минут. Вначале комплекс может выполняться частично с постепенным увеличением нагрузки.
Комплексная разминка
1. «Ракета». Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание.
Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.
2. «Улыбка». Согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И.
3. «Трубочка». Одновременно с протяжным длительным произнесением звука У (вытянуть губы вперед трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.
4. «Качели». Движения языка вверх – вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх – вниз.
5. «Щелканье» («цоканье») языком. Прямые руки подняты вверх над головой. По команде одновременно с цоканьем сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.
6. «Ножницы». Выполняется в традиционной манере с дополнительным изменением положения рук по команде: вверх; в стороны; к груди; вниз; правая вверх, левая вниз; левая в сторону, правая вверх и т.д.
7. Игра «Хлоп-топ». Услышав звук и, хлопнуть в ладоши, звук ы – топнуть ногой.
8. «Муха». Игра тренирует понимание слоговой структуры слова. Перед детьми лежат слоговые таблицы. Фишка – это муха. Дети будут составлять слова из тех слогов, на которые сядет муха. Необходимо проявить внимательность.
· Найдите слог ло и представьте, что на него села муха.
· Затем муха перелетела на 3 клетки влево и 3 клетки вверх. Прочтите этот слог (па).
· Затем муха перелетела на 1-ю строчку 4-го столбика. Соединим слоги, на которых сидела муха. Какое слово она составила? (Лопата.)
· Муха села на 1-й столбик 4-й страницы (ап).
· Затем перелетела на одну клетку вправо и на три клетки вверх (те).
· Потом муха села на 4-й столбик 5-й страницы (ка). Соединим слоги, на которых сидела муха. Какое слово она составила? (Аптека.)
Игровые приемы и упражнения
1. Для развития мелкой моторики, артикуляции, воображения, тактильной памяти можно использовать различные упражнения и игровые приемы.
Прием «Волшебное ведерко» (содержимое – любая крупа, в которой спрятаны мелкие предметы и игрушки, ребенок достает из ведерка предмет).
– Что это? (Машина.) Раздели на слоги, назови первый звук в слове, какой это звук.
– Кто это?(Лягушка.) Опиши, какая она, какие действия совершает.
– Кто это? (Кошка.) Поставь слово во множественное число, составь предложения с этим словом.
– Что это? (Телефон.) Вспомни произведение, которое названо этим словом. кто его автор? прочти наизусть несколько строк. (К.И. Чуковский)
2. Навыки обобщения тренируются с помощью физминуток с проговариванием.
Листья
Раз, два, три, четыре, пять
(дети загибают пальчики начиная с большого),
Будем листья собирать
(сжимают и разжимают кулачки).
Листья рябины
(загибают пальчики начиная с большого),
Листья березы,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет принесем
(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками).
Почтальон
Что принес нам почтальон
(сжимают и разжимают кулачки)?
С толстой сумкой ходит он
(«шагают» пальчиками по столу).
Перевод, журнал, газету
(на каждое наименование загибают по одному пальчику начиная с большого),
В бандероли – две кассеты
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали.
Посуда
Раз, два, три, четыре
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши),
Мы посуду перемыли
(одна ладонь скользит по другой):
Чайник, чашку, ковшик, ложку
(загибают пальчики по одному начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли
(одна ладонь скользит по другой),
Только чашку мы разбили
(загибают пальчики по одному начиная с большого),
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).
Рыбы
Жил да был один налим
(ладони сложены, плавные движения ими, имитирующие движения плавников), Два ерша дружили с ним
(ладони раздвинуты; движения двумя ладонями порознь).
Прилетали к ним три утки
(руки сложены накрест, взмахи ладонями)
По четыре раза в сутки
И учили их считать
(сжимать и разжимать кулачки):
Раз, два, три, четыре, пять
(загибать пальчики начиная с большого).
Мебель
Раз, два, три, четыре
(дети загибают пальчики начиная с большого на обеих руках),
Много мебели в квартире
(сжимают и разжимают кулачки).
В шкаф повесим мы рубашку
(загибают пальчики начиная с большого),
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили
(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).
Много мебели в квартире.
3. Cкороговорки для развития выразительности чтения, придания речи темпа.
Дети проговаривают скороговорки с вопросительной и утвердительной интонацией: «Оса боса и без пояса», «Проворонила ворона вороненка», «Шесть мышат в камышах шуршат», «Муха-горюха села на ухо», «Петр Петру пек пироги».
Скороговорки «У ежа и елки иголки колки» и «Баран Буян залез в бурьян» проговариваются с массажным мячиком.
4. А эти упражнения формируют умение слушать и говорить.
Закончи предложение
Девочка шла.
Девочка шла по лесу.
Девочка шла в школу.
Девочка шла с подружками в кино…
Дополни предложение
Сережа учит.
Сережа учит уроки.
Брат Сережа учит уроки.
Брат Сережа учит уроки по математике.
Мой брат Сережа учит уроки по математике вечером.
Измени одно слово
Дети пришли из школы.
Мальчики пришли из школы.
Подружки пришли из школы.
Друзья пришли из школы.
Все ли верно? Скажи правильно
Выпал снег. Алеша пошел загорать.
Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошел дождь.
В лесу весело раздавались трели кукушки.
В каплях дождя шумели солнечные зайчики.
5. Следующие упражнения помогают сделать речь выразительной, тренируют мимику.
«Волшебный мячик». Учитель произносит слово с утвердительной интонацией, ученик – с вопросительной и с выражением удивления.
– Сцена.
– Сцена?
– Портрет.
– Портрет?
– Доска.
– Доска?
Можно повторять до 5–7 раз, находя новые выразительные интонации и возможности мимики.
6. Чтобы на уроке дети могли дать выход энергии, можно использовать хоровые и групповые ответы, проговаривание, различные формы комментирования. Например, первоклассникам нравятся такие обращения учителя:
– Девочки, встаньте и вместе прочтите слоги…
– Мальчики, встаньте и скажите хором, какой здесь ответ…
– Сейчас будут отвечать только Наташи…
– Выйдут к доске те, у кого имя начинается на букву к…
7. Радует детей и такой прием, как возможность ответить учителю «на ушко».
Все эти приемы снимают напряженность ожидания ответа, используют силу непроизвольности внимания, повышают интерес детей к уроку.
Работа психолога
Rоррекционно-развивающая работа ведется следующим образом.
1. Первичная диагностика Д.Векслера (углубленная диагностика).
2. Коррекционно-развивающие занятия.
Каждый ребенок три раза в неделю приходит на занятия к психологу. 1 раз в неделю проводится фронтальное занятие и 2 раза – индивидуально-подгрупповые занятия.
Коррекционно-развивающие занятия ведутся по программе Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников» и по программе А.А. Осиповой для детей 5–9 лет «Диагностика и коррекция внимания».
Основная задача психологического развития первоклассников состоит в развитии сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью. Во втором классе представляются важным дальнейшее развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действий как одного из новообразований этого периода развития. Основной упор в психологическом развитии в 3-м и 4-м классах делается на формирование у детей словесно-логического понятийного мышления, развитие произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действий.
Цель программы А.А. Осиповой «Диагностика и коррекция внимания» – развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).
На фронтальных занятиях, помимо заданий, направленных на развитие познавательных процессов, предлагаются игры и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных способностей учащихся. Вот для примера упражнение на снятие эмоционального напряжения.
«Чайничек»
Дети повторяют слова и движения за психологом:
«Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой, шишечка с дырочкой, из дырочки пар идет. (И обратно.) Пар идет в дырочку, дырочка в шишечке, шишечка в крышечке, крышечка в чайничке».
Задание усложняется. Слова повторяются на мотив песни «Сердце красавицы склонно к измене…».
Будьте внимательны: заменяем слово «чайничек» на бу-бу-бу, затем «крышечка» на ля-ля-ля, «шишечка» на ши-ши-ши, «дырочка» на дыр-дыр-дыр. Набираем темп!
На индивидуально-подгрупповых занятиях дети работают над развитием одного-двух познавательных навыков, например, внимания и памяти, внимания и мышления, памяти и мышления.
Продолжительность фронтального занятия – 40 минут, индивидуально-подгруппового – 20 минут.
Занятия строятся следующим образом.
1. Вводная часть. Ученикам оглашают тему и цель занятия. Затем проводятся разминочные упражнения, направленные на развитие мозговой функции, «гимнастика мозга». Например, упражнение «Перекрестные движения». Под музыку дети выполняют движения крест-накрест (то есть левой рукой дотронуться до правого колена, правой – до левого, до плеча, рисуют восьмерки одной-двумя руками).
2. Основная часть. Это упражнения и игры для развития познавательных процессов. Например, на развитие внимания. «Перед вами картина, на ней нарисованы деревня и ее жители. Только непонятно, где чей дом. Давайте попробуем найти хозяев домов. Для этого рассмотрите картину внимательно. Найдите хозяина каждого дома, раскрасьте дом и его хозяина одинаковыми цветами. Попробуйте объяснить свой выбор».
«Эхо» – игра для развития логики. Учитель называет слово, ученик – связанное с этим словом понятие.
Весна – солнце.
Река – рыболов.
Праздник – веселье.
Мост – река.
Пчела – улей.
Дуб – желудь.
Упражнения на развитие мышления – «Аналогии».
Коньки – зима; лодка – … (Лето.)
Ухо – слышать; зубы – … (Жевать.)
Собака – шерсть; щука – … (Чешуя.)
Школа – учение; больница – … (Лечение.)
Хлеб – пекарь; дом – … (Строитель.)
В качестве физкультминутки можно «рассказать» стихотворение руками.
Пятеро котят
Вот пятеро котят. Один из них ушел.
Ну, нет его и нет. Котят осталось четверо.
Вот четверо котят.
Один ночной порою на дерево залез.
Котят осталось трое.
Но где-то запищал мышонок тонко-тонко.
Котенок услыхал. Осталось два котенка.
Один из них с мячом в дверях исчез бесследно.
А самый умный – тот, оставшийся последним.
Он к миске подошел и, как и должно киске,
За пятерых лакать стал молоко из миски.
3. Заключительная часть. Упражнения на расслабление.
Например, мысленная прогулка по лесу.
«Давайте представим, что мы отправились на прогулку по лесу. Спокойно идем по тропинке. Вокруг кусты, деревья, зеленая травка. Птицы поют. Шелестят листья. Вдруг на тропинке появились лужи. Обходим лужи. Одна, вторая, третья. Снова спокойно идем по тропинке. Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз… Два… Три… Четыре… Перешли болото, снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Переходим овраг по бревну. Осторожно идем!.. Ух! Наконец-то перешли. Идем – спокойно! Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом. Вновь стала хорошей дорога. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через упавшее дерево. Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг!.. Вот и пришли!»
После занятий можно подвести итоги: что дети узнали нового, чему научились, что получается хорошо, а над чем еще нужно поработать?
|