Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2007

Вместе с психологом

Учитель-дефектолог и родители проблемных детей

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания: это возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов; семья обладает значительным реабилитационным потенциалом, который должен быть использован в помощь ребенку.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как трагедия, потеря перспектив дальнейшей жизни. По международной классификации рождение аномального ребенка – это стресс для семьи, занимающий второе место после стресса вследствие смерти близкого человека. Чем старше становится ребенок, чем дольше длится психопатогенная ситуация, тем в большей степени у некоторых родителей проявляются нарушения как физического, так и психического здоровья. Переживание длительного стресса приводит к повышенной раздражительности членов семьи, нарушению отношений между супругами, что крайне неблагоприятно отражается на состоянии ребенка. В таких обстоятельствах чаще всего формируются неправильные подходы к воспитанию ребенка, что утяжеляет его состояние и приводит к формированию вторичных невротических расстройств. В связи с этим учителю-дефектологу совместно с другими специалистами (медиками, педагогами-психологами, социальными педагогами) надо учить и лечить не только аномального ребенка, но и всех членов его семьи.

23 ноября 2006 года в г. Калуге в Областном психолого-педагогическом центре был проведен методический совет для учителей-дефектологов системы образования Калужской области – «Роль учителя-дефектолога в работе с родителями». На совете, кроме учителей-дефектологов, учителей-логопедов и педагогов-психологов, присутствовали представители администрации специальных (коррекционных) образовательных учреждений и районных психологических центров. Методический совет ставил перед собой следующие задачи:

– информирование о специфике работы учителя-дефектолога с родителями, воспитывающими проблемных детей;

– обсуждение трудностей, возникающих в процессе этой работы;

– обмен опытом работы учителей-дефектологов разных видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений Калужской области.

С докладами выступили 6 человек из школ-интернатов и дошкольных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха, зрения и интеллекта. Были освещены проблемы психологической работы с родителями, диагностики семьи и детско-родительских отношений, особенностей работы с родителями аномальных детей, в том числе и в условиях образовательных учреждений интернатного типа. Выступающие анализировали собственный опыт с родителями, обозначали круг разнообразных проблем, причины их появления и пути решения.

Особый смысл выступавшие придавали тому, что в работе с родителями специалисты обязательно учитывают особенности членов семьи, выраженность и характер стрессового состояния у каждого из них.

Важной задачей в этой работе они считают прежде всего нормализацию взаимоотношений внутри семьи и адекватное понимание проблем ребенка.

Актуальность выдвинутой на обсуждение темы не вызывает сомнений. Родители ребенка с отклонениями в развитии испытывают множество трудностей различного характера и нуждаются в целенаправленной и систематической помощи специалистов.

 

Е. Иконникова