Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года подчеркивает
исключительную роль семьи в решении задач
воспитания: это возможно только при объединении
усилий семьи и других социальных институтов;
семья обладает значительным реабилитационным
потенциалом, который должен быть использован в
помощь ребенку.
Рождение ребенка с отклонениями в
развитии воспринимается его родителями как
трагедия, потеря перспектив дальнейшей жизни. По
международной классификации рождение
аномального ребенка – это стресс для семьи,
занимающий второе место после стресса
вследствие смерти близкого человека. Чем старше
становится ребенок, чем дольше длится
психопатогенная ситуация, тем в большей степени
у некоторых родителей проявляются нарушения как
физического, так и психического здоровья.
Переживание длительного стресса приводит к
повышенной раздражительности членов семьи,
нарушению отношений между супругами, что крайне
неблагоприятно отражается на состоянии ребенка.
В таких обстоятельствах чаще всего формируются
неправильные подходы к воспитанию ребенка, что
утяжеляет его состояние и приводит к
формированию вторичных невротических
расстройств. В связи с этим учителю-дефектологу
совместно с другими специалистами (медиками,
педагогами-психологами, социальными педагогами)
надо учить и лечить не только аномального
ребенка, но и всех членов его семьи.
23 ноября 2006 года в г. Калуге в Областном
психолого-педагогическом центре был проведен
методический совет для учителей-дефектологов
системы образования Калужской области – «Роль
учителя-дефектолога в работе с родителями». На
совете, кроме учителей-дефектологов,
учителей-логопедов и педагогов-психологов,
присутствовали представители администрации
специальных (коррекционных) образовательных
учреждений и районных психологических центров.
Методический совет ставил перед собой следующие
задачи:
– информирование о специфике
работы учителя-дефектолога с родителями,
воспитывающими проблемных детей;
– обсуждение трудностей,
возникающих в процессе этой работы;
– обмен опытом работы
учителей-дефектологов разных видов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений
Калужской области.
С докладами выступили 6 человек из
школ-интернатов и дошкольных специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для
детей с нарушениями слуха, зрения и интеллекта.
Были освещены проблемы психологической работы с
родителями, диагностики семьи и
детско-родительских отношений, особенностей
работы с родителями аномальных детей, в том числе
и в условиях образовательных учреждений
интернатного типа. Выступающие анализировали
собственный опыт с родителями, обозначали круг
разнообразных проблем, причины их появления и
пути решения.
Особый смысл выступавшие придавали
тому, что в работе с родителями специалисты
обязательно учитывают особенности членов семьи,
выраженность и характер стрессового состояния у
каждого из них.
Важной задачей в этой работе они
считают прежде всего нормализацию
взаимоотношений внутри семьи и адекватное
понимание проблем ребенка.
Актуальность выдвинутой на обсуждение
темы не вызывает сомнений. Родители ребенка с
отклонениями в развитии испытывают множество
трудностей различного характера и нуждаются в
целенаправленной и систематической помощи
специалистов.
|